СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Робототехника и обработка материалов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической целесообразности этой темы не стоит сомневаться, так как дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Просмотр содержимого документа
«Робототехника и обработка материалов»

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

творческого объединения по интересам (внеурочной деятельности)

«РОБОТОТЕХНИКА И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ»

Гимадиева Асхата Садыковича





учителя технологии первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №31» НМР РТ







2019-2020 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Робототехника и обработка материалов» относится к технической направленности и является авторской.

Актуальность.

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование, формируется благоприятная среда для развития компьютерных технологий и робототехники.

В настоящее время в государственной политике РФ расставлены приоритетные акценты в направлении развития техносферы и в первую очередь, детей и подростков. Об этом говорится в Целевой программе «Развитие дополнительного образования в РФ до 2020 года».

Педагогическая целесообразность.

В педагогической целесообразности этой темы не стоит сомневаться, так как дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования кроме этого дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что предлагаемая программу, наряду с изучением роботехники, построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах ручной и станочной обработки материалов, декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого. Т.к. анализ существующих практик в направлении раннего развития творческих технических способностей выявил такую важную проблему: учащиеся, увлекшись нанотехнологиями и программированием, не имеют элементарных навыков по обработке различных материалов, которые им так будут необходимы в будущем. Наряду с этим учащиеся знакомятся с традициями народных ремесел, с произведениями народно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок, что способствует творческому развитию школьников.

Обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручными инструментами и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением роботехники.

Наряду с этим идет параллельное знакомство и сравнение станков, работающих под управлением человека и компьютера (ЧПУ).

Усвоение материала осуществляется, в основном, по принципу «от простого к сложному». Следует отметить, что чередование разделов связано с необходимостью изготовления заготовок для «станков», изготовленных из ЛЕГО. Следует иметь в виду, что порядок изучения разделов программы может изменяться в зависимости от сложившейся ситуации (например, наличия необходимых для работы материалов). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в логику организации обучения вносятся коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия детьми данной темы.

Цель программы: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования, обработки материалов, в т.ч. и художественной.

Задачи программы:

Обучающие:

-дать первоначальные знания по устройству роботехнических устройств;

-выработка технологических умений и навыков работы с простейшими инструментами при обработке различных материалов;

-научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

-формирование умений самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей;

-ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами;

-формировать умение организовывать свою деятельность и находить информацию в разных источниках;

-познакомить с миром профессий, связанных с техническим моделированием.


Развивающие:

- развитие различных видов мышления;

-развитие творческого мышления;

-развитие потребности в самообразовании, накапливание опыта познавательной деятельности;

-развитие умений организации учебного труда.


Воспитывающие:

-воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

-воспитание трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за отечественную науку и технику;

-воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям наших предков.


Формы и режим занятий: занятия проводятся в виде бесед, объяснений, рассказов, наглядные просмотров видеороликов, посещение выставок и экскурсий, а также практических работ, соревнований.

При организации занятия органически сочетаются все формы работы с обучающимися: коллективные, групповые, индивидуальные и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы, поскольку в учебном процессе превалирует интенсивное обучение приемам работы с простейшими инструментами и деталями, формирование умений и навыков обработки материалов, изучение основ чертежной грамоты. На втором году обучения отдается предпочтение индивидуальным формам обучения с большей самостоятельностью. При возникновении проблемных вопросов теоретического характера выбирается дискуссионная форма, работа с технической литературой. На третьем году обучения в большей степени предусмотрены самостоятельные творческие проектные работы, как индивидуальные так и коллективные, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях.

Основная форма обучения - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением предметов в общеобразовательной школе. Теоретические знания, полученные на занятиях в объединении, значительно углубляют представление учащихся в области компьютерных технологий.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 12 до 17 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Сроки реализации программы 3 года.

Режим работы по 4 часа в неделю. Годичная нагрузка 144 часа.



К концу обучения обучающийся будет знать:

Знать:

- правила работы с литературой, Интернетом, видеотекой, каталогами;

- правила работы в группах;

- правила посещения библиотеки.

- измерительные инструменты и приемы измерений;

- условное обозначение, нанесение размеров на чертежах;

- виды конструкторских документов;

- основные приемы конструирования и моделирования;

- свойства материалов;

- способы обработки материалов;

- виды и назначение ручных инструментов;

- виды и назначение станков;

- особенности дизайна, характерные показатели;

- способы программирования «LEGO MINDSTORMS EV3»;

- способы составления программы для робота с полным приводом

- особенности составления технологической карты;

- способы соединения деталей;

- оперировать понятиями блок, шкив, подъемный механизм.

- типы блоков;

- функциональные возможности «LEGO MINDSTORMS EV3»;

- компьютерные программы «EV3»

- возможности взаимодействия;

- преимущества и недостатки программ.


уметь:

- работать в поисковых системах Yandex.ru, Google.com и т. д.;

- подобрать и систематизировать информацию;

- подготовить доклад и составить презентационный материал (теоретический, практический);

- грамотно изложить;

- выполнить простейший эскиз, чертеж детали, технический рисунок;

- пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями;

- собрать модель или изделие по заданному чертежу.

- писать программы реагирования на датчики;

- применять специальные элементы;

- проверять показания датчиков;

- решать логические задачи.

- разрабатывать технологические карты;

- выбрать масштаб моделирования;

- решать логические задачи.

- писать простые алгоритмы;

- определять типы алгоритмов;

- создавать робота и писать программы под конкретные задачи алгоритма,

- правильно подключать датчики к контроллеру.

- разрабатывать конструкторско-технологическую документацию;

- создавать робота и писать программы под конкретные задачи алгоритма;

- использовать функциональные возможности «EV3»;

- решать логические задачи.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Разделы и темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Материалы и инструменты.

2

2


Мини-тест

Робототехника

Робототехника.

Правила работы с наборами конструктора Lego. Знакомство с Lego Mindstorms EV3. Характеристика. Что такое проект?

8

1

7

Опрос

Практическая работа

Искусственный интеллект.

Интеллектуальные роботы. Справочные системы.

22

5

17

Опрос

Практическая работа

Имитация.

Роботы – симуляторы. Алгоритм. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя.

20

4

16

Опрос

Практическая работа

Концепт – кары.

Моторы для роботов. Кольцевые автогонки. Сервопривод. Тахометр

14

3

11

Опрос

Практическая работа

Компьютерное моделирование.

Модели и моделирование. Цифровой дизайнер. Пропорция. Метод пропорции. Проект «Пентагон». Проект «Пчеловод».

32

6

26

Опрос

Практическая работа

Всё есть число. Итерации.

Магия чисел. Проект «Счастливая восьмерка». Вспомогательные алгоритмы. Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы.

10

3

7

Опрос

Практическая работа

Ручная обработка материалов

Охрана природы в деревообрабатывающей и металлодобывающей промышленности. Современные роботизированные ЧПУ станки

2

2


Опрос


Классификация материалов. Древесина, металлы и искусственные материалы. Применение в промышленности и в быту

4

2

2

Опрос

Практическая работа

Производство материалов.

Современное производство и применение древесины, металлов и искусственных материалов.

6

2

4

Опрос

Практическая работа

Рабочее место для ручной обработки материалов.

Инструменты для ручной обработки материалов.

Оборудование и приспособления.

4

2

2

Опрос

Практическая работа

Ручная обработка материалов.

Основные технологические операции по обработке материалов. Приемы работы. Отделка изделий

16

4

12

Опрос

Практическая работа

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы детского объединения за учебный год.

Выставка работ воспитанников.

Экскурсии.

4


4

Выставка творческих работ

ИТОГО

144

36

108




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете.

Знакомство с учениками. Правила поведения в классе. Права и обязанности учащихся детского объединения. Задачи детского объединения. Техника безопасности. Организационные вопросы. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. Состав и виды наборов

Тема 2. Робототехника. Что такое роботы? Знакомство с Lego Mindstorms EV3. Правила работы с наборами конструктора Lego. Сборочный конвейер. Проект Валли. Культура производства. Робототехника. Робототехника и её законы. Передовые направления в робототехнике. Программа для управления роботом. Графический интерфейс пользователя. Проект «Незнайка». Первая ошибка. Как выполнять несколько дел одновременно.

Тема 3. Искусственный интеллект. Тест Тьюринга и премия Лёбнера. Искусственный интеллект. Интеллектуальные роботы. Справочные системы. Исполнительное устройство (блок Движение). Проект «Первые исследования». Роботы и эмоции. Эмоциональный робот. Экран и звук. Проект «Встреча». Конкурентная разведка. Ожидание. Проект «Разминирование». Космические исследования. Космонавтика. Роботы в космосе. Проект «первый спутник». Проект «Живой груз». Исследование Луны. Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона Луны».

Тема 4. Имитация. Роботы – симуляторы. Алгоритм и композиция. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Проект «Выпускник». Звуковые имитации. Звуковой редактор и конвертер. Проект «Послание». Проект «Пароль и отзыв».

Тема 5. Концепт – кары. Моторы для роботов. Что такое концепт – кар. Минимальный радиус поворота. Как может поворачивать робот EV3. Настройки для поворотов. Кольцевые автогонки. Сервопривод. Тахометр. Проект «Тахометр».

Тема 6. Компьютерное моделирование. Модели и моделирование. Цифровой дизайнер. Первая 3D-модель в среде Компас. Правильные многоугольники. Углы правильных многоугольников. Проект «Квадрат». Пропорция. Метод пропорции. Проект «Пентагон». Проект «Пчеловод».

Тема 7. Всё есть число. Итерации. Магия чисел. Проект «Счастливая восьмерка». Вспомогательные алгоритмы. Вложенные циклы. Вспомогательные алгоритмы. Проект «Правильный тахометр».

Тема 8.  Ручная обработка материалов. Охрана природы в деревообрабатывающей и металлодобывающей промышленности. Проблемы экологии в современной промышленности. Охрана природы. Современные роботизированные ЧПУ станки. Сравнение ручной и станочной обработки материалов. Достоинства и недостатки каждого способа обработки материалов. Особенности обработка материала на ЧПУ-станках.

Тема 9. Классификация материалов. Древесина, металлы и искусственные материалы, их классификация Свойства. Различия в свойствах материалов. Классификация свойств. Применение материалов в современной промышленности и быту.

.

Тема 10. Производство материалов. Современное производство и применение древесины, металлов и искусственных материалов. Область применения. Автоматизация производства сырья для промышленности. Современная техника и оборудование для получения древесных материалов и пиломатериалов. Получение металлов и искусственных материалов.

Тема 11. Рабочее место для ручной обработки материалов. Требования к рабочим местам. Инструменты для ручной обработки материалов. Слесарное и столярное оборудование и приспособления. Наладка инструментов и оборудования. Профессии и специальности рабочих.

.

Тема 12. Ручная обработка материалов. Техника безопасности при работе с ручными инструментами. Основные технологические операции по обработке материалов. Приемы работы со столярными и слесарными инструментами. Отделка изделий, её роль и виды отделки.

Тема 13. Итоговое занятие. Подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Выставка работ воспитанников. Экскурсии. Планирование на следующий учебный год.
























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Раздел, тема

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Материалы и инструменты.

2

2


Мини-тест

Робототехника

2

Конструирование.

Сбор непрограммируемых моделей.

Знакомство со средой программирования Lego Mindstorms EV3.

24

6

18

Опрос

Практическая работа

3

Программирование.

Знакомство и работа в среде программирования Lego Mindstorms EV3. Составление программ различной сложности.

42

18

24

Опрос

Практическая работа

Механическая обработка материалов

4

Станки для обработки материалов. Общие сведения о станках. Классификация и область применения станков. Станки для школьных мастерских

12

4

8

Опрос

Практическая работа

5

Станки с числовым программным управлением. Общие сведения о станках с системой ЧПУ. Промышленные ЧПУ станки. Программы и компьютеры для ЧПУ станков. 3D-принтеры. Професии и специальности рабочих.

14

4

10

Опрос


Моделирование.

6

Проектная деятельность в группах.

Работа в среде программирования Lego Mindstorms EV3

38

6

32

Опрос

Практическая работа

7

Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Профориентация. Выставка творческих работ обучающихся.

12

2

10

Опрос

Практическая работа

8

Итого

144

42

102










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с конструкторами. Материалы и инструменты. Организационные вопросы.

Тема 2. Конструирование. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали. Спецификация. Знакомство с EV3. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей. Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: Датчик касания; Инфракрасный передатчик; Датчик освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор собственных моделей. Сборка простейших устройств, механизмов станков, манипуляторов и конвейеров. Демонстрация моделей.

Тема 3. Программирование. Визуальные языки программирования. Уровни сложности. Работа в среде программирования Mindstorms EV3. Знакомство со средой программирования Mindstorms EV3. Передача и запуск программ. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп Составления программы по шаблону. Составление программ на различные траектория движения. Сборка модели с использованием мотора. Программирование движений. Составление программ с использование датчика касания. Составление программ с использование ультразвукового датчика. Датчик ультразвука. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Составление программ с использование датчика освещенности. Составление программ с использование датчика звука Сборка модели с использование лампочки. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора. Датчик гироскоп. Программные структуры. Линейная и циклическая программа. Структура «Переключатель». Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Условие, условный переход. Сбор разных моделей. Составление программы с использованием нескольких датчиков. Работа с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм. Построение и программирование модели «Лифт». «Червячная передача» и «Основы электричества». «Робот следующий по черной линии», «Манипулятор» и «Конвейер».

Тема 4. Механическая обработка материала. Станки для обработки материалов. Общие сведения о станках. Техника безопасности при работе на станках. Классификация и область применения станков. Школьные и промышленные станки: токарные, фрезерные, сверлильные и универсальные. Станки полуавтоматы и автоматы. Наладка и настройка станков.

Тема 5. Станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Общие сведения. Станки работающие под управлением компьютера. Промышленные и школьные ЧПУ станки: фрезерные, токарные, сверлильные, универсальные и многокоординатные. 3D-принтеры и особенности печати изделий. Лазерные и гравировочные станки. Программное обеспечение для ЧПУ станков. Алгоритм программирования рабочих процессов. Професии и специальности рабочих для работы на ЧПУ станках.

Тема 6. Моделирование промышленной робототехники. Проектная деятельность в группах. Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Конструирование моделей станков, роботизированного оборудования имитирующие обработку материалов. Презентация моделей.

Тема 7. Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Профориентация. Выставка и защита творческих работ обучающихся. Конференции. Олимпиады. Выставки. Соревнования.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете. Материалы и инструменты.

2

2


Мини-тест

Робототехника

2.

Введение в робототехнику. Конструкторы Lego. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EV3.

16

6

10

Опрос

Практическая работа

3.

Передовые направления в робототехнике XXI века. Роботизированные станки. Мобильные роботы. Промышленная робототехника. Производственные линии. Модели реальных систем - конструкции, показывающие в упрощенном виде реальные процессы. Интернет ресурсы.

18

9

9

Опрос Практическая работа

Творческие проекты

4.

Примеры творческих проектов по робототехнике. Изучение интернет материалов. Обзор образовательных сайтов по робототехнике и станкостроению. Изучение и анализ готовых проектов. Сборка роботов высокой сложности

12

2

10

Опрос

Практическая работа

5.

Проектная деятельность в группах. Сборка и исследование моделей роботов на выбор . Создание первого проекта. Разработка собственных моделей. Конструирование и программирование творческого робота. Сборка и исследование технических моделей ЧПУ станков. Тестирование моделей. Презентация моделей.

86

14

72

Опрос

Практическая работа

6.

Показательные выступления в группах.

Итоговое занятие.

Выставка и защита творческих работ.

10

3

7

Опрос

7.

Итого

144

36

108




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Тема 2. Введение в робототехнику. Конструкторы Lego. Правила работы с наборами, деталями конструктора. Что значит конструировать? Что значит программировать? Основные понятия. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT, EV3 и Arduino. Что такое EV3 робот. Виды наборов. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе конструкторов NXT 2 и EV3. Основной состав наборов LEGO NXT 2. Основной состав наборов LEGO EV3. Основной состав наборов LEGO EV3

Тема 3. Передовые направления в робототехнике XXI века. Образовательные роботы. Мобильные роботы. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Роботизированные станки. Промышленная робототехника. Производственные линии. Модели реальных систем - конструкции, показывающие в упрощенном виде реальные процессы. Интернет ресурсы. Изучение интернет ресурсов.

Тема 4. Примеры творческих проектов по робототехнике. Изучение интернет материалов. Обзор образовательных сайтов по робототехнике и станкостроению. Изучение и анализ готовых проектов. Сборка роботов высокой сложности: «EggBot», «Фабрика спинеров», «Принтер», «Мистер-сканер», «Ткатский станок» и др.

Тема 5. Проектная деятельность в группах. Сборка и исследование моделей роботов на выбор. Создание первого проекта. Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Проект автоматизированного устройства-установки или робота-станка. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование и программирование станка: сборка и программирование моделей с имитацией обработки конструкционных и других материалов. Сборка и исследование технических моделей ЧПУ станков. Создание алгоритма программы Тестирование моделей Работа над ошибками. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Изменение параметров, при которых программы работают без ошибок. Презентация моделей.

Тема 6. Показательные выступления. Итоговое занятие. Выставка и защита творческих работ обучающихся. Конференции. Олимпиады. Выставки. Соревнования.














МЕТОДИЧЕСКОЕ, ДИДАКТИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Программа рассчитана на изучение материала под контролем педагога дополнительного образования с обязательным знанием основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер теоретических и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и образовательными наборами конструкторов Lego.

Для организации работы объединения по данной авторской программе предполагается наличие компьютерного класса, оснащенного компьютерными программами: среда EV3 программирования робота Lego Mindstorms EV3, среда NXT 2 программирования робота Lego Mindstorms NXT, в работе могут использоваться справочники по робототехнике.

Для работы желательны компьютеры или ноутбуки фирмы Asus, отвечающие следующим аппаратным требованиям:

  1. Операционная система: Windows 7 и выше

  2. Центральный процессор: Intel Core i5

  3. Оперативная память: от 2 Гб

  4. Жесткий диск объемом: не менее 250 Гб

  5. Графический видеодаптер: не менее 1 Гб

Каждый компьютер оснащается ЖК-монитором с HD –разрешением, аудио-колонками. Головной компьютер педагога желательно оснастить принтером.

Компьютеры в кабинете по робототехнике должны быть объединенны в локальную сеть, иметь выход в Internet с каждого рабочего места. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.

Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области робототехники и станкостроении. Программа следует основным тенденциям в развитии

современной методики обучения информатики и робототехники:

- повышения мотивации учения;

- коммуникативной направленности;

- индивидуального подхода к детям.

Групповые занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть:

- приветствие, организационный момент;

- творческая разминка.

Основная часть:

- теоретический материал по теме занятия;

- разбор инструментов и деталей по теме;

- просмотр видеоматериалов;

- сборка и программирование моделей роботов;

- выполнение творческих заданий на компьютере;

- выставка, защита работ учащихся.

Заключительная часть:

- закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;

- ориентировка на следующее занятие.

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.

К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.

Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно, чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике.

Условия реализации программы

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования имеется:

- отдельный кабинет;

- комплект столов и стульев на 15 посадочных мест;

- стол для педагога;

- раздаточный материал (дидактические пособия, распечатки уроков, технологические карты);

- компьютеры с комплектом программ по изучению робототехники;

- проектор, экран;

- принтер;

- интернет.

Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры. Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Литература, используемая педагогом:

1. Д.Г. Копосов. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику», 2012 г.

2. Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. г. Челябинск, РФ, 2014 г.)

3. Интернет-ресурс: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii - закон об Образовании РФ.

4. Интернет-ресурс: http://window.edu.ru/resource/484/22484/files/koryagin.pdf

5. Интернет-ресурс: http://www.prorobot.ru/lego.php

6. Интернет-ресурс: http://www.instructables.com

7. Интернет-ресурс: https://www.lego.com/ru-ru/mindstorms/

8. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org


Литература для обучающихся:

1. Д.Г.Копосов. Рабочий тетрадь «Первый шаг в робототехнику»для учащихся 5-6 классов, 2012г.

2. Разработанный лабораторный практикум составителем программы дополнительного образования детей «Первый шаг в робототехнику»

3. Интернет-ресурс: http://www.prorobot.ru/lego.php

4. Интернет-ресурс: http://www.instructables.com

5. Интернет-ресурс: https://www.lego.com/ru-ru/mindstorms/

6. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org






7