ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ
Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания, разбирать прилагательные по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте словосочетания. Назовите род имён прилагательных и их окончания.
- Как определить род имён прилагательных?
- Чем похожи и чем отличаются однокоренные имена прилагательные?
- Прочитайте предложение, которое вы составили.
III. Актуализация знаний
- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и запишите получившиеся словосочетания. Укажите род имён прилагательных.
... мак, ...лимон,... помидор,... берёза,... комната,... кольцо,... небо, ягода.
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Хорошая книга - лучший друг.
- Спишите. Укажите род имён прилагательных. Выделите окончания.
- Какие окончания имеют имена прилагательные мужского, женского, среднего рода?
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 132 (с. 76).
- Прочитайте текст.
- Какой заголовок подойдёт к этому тексту?
- О ком говорится в тексте?
- Почему птичка так названа?
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)
- Прочитайте имена прилагательные и назовите их род.
- Прочитайте словосочетания с именами прилагательными из второго предложения.
Упр. 133 (с. 77).
(Работа в парах. Проверка.)
- Прочитайте словосочетания.
- Объясните значение каждого словосочетания.
- Назовите род и окончания имён прилагательных.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 134 (с. 77).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте словосочетания.
— Объясните написание слов с орфограммами.
— Назовите род и окончания имён прилагательных.
2. Разбор слов по составу
— Спишите. Разберите слова по составу.
Старый, беленький, длинный, вредное.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте текст. Определите род имён прилагательных.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
К. Чуковский
— Из какого произведения эти строки? («Мойдодыр».)
— Кто его автор? (К.И. Чуковский.)
— Как определить род имени прилагательного?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— От чего зависят окончания имён прилагательных?
Домашнее задание
Составить и записать шесть словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное». Указать род прилагательных, выделить окончания.