СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией по русскому языку "Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных", 4 класс.  

Просмотр содержимого документа
«Дмитриева Елена Юрьевна»

Дмитриева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Урок русского языка

Класс: 4 (четвертый)

УМК: Школа России

Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», издательство «Дрофа» 2008

Тема урока: Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: формирование навыка правописания окончаний прилагательных в родительном падеже.

Задачи:

- изучать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

Оборудование:

- компьютер, экран, проектор;

- учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс, карточки для учащихся, картинки - солнышки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с девиза, который поможет нам на всех этапах работы по усвоению новых знаний. (Слайд 2)

Дети сначала про себя читают девиз, затем хором повторяют его.

● Девиз урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

2. Минутка чистописания:

На доске записаны сочетания:

ого, - его

Дети выполняют чистописание и вслух проговаривают написанные сочетания.

Дмитриева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Учитель: Сегодня мы узнаем, где и при каких условиях встречаются данные сочетания.

Но сначала перейдем к следующему этапу работы (словарная работа).

3. Словарная работа

Учитель: Рассмотрим слово «корабль» (Слайд 3).

Вызов у детей зрительных и слуховых ассоциаций: корабль – море.

Учащиеся дают характеристику данному слову.

● Лексическая характеристика слова:

Корабль – морское судно; пилотируемый летательный аппарат.

● Фонетическая характеристика слова:

Корабль – 2 слога, ударение падает на второй слог, на гласный а, 7 букв, 6 звуков. Учащиеся выполняют транскрипцию слова корабль [карабл'].

● Морфемная характеристика слова:

Корень – корабль, окончание – нулевое, основа – корабль.

● Характеристика слова как части речи:

Имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, неодушевленное, нарицательное.

● Задание на развитие речи:

Учитель: Как вы понимаете устойчивое выражение «С корабля на бал

Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог: Данное выражение говорит о неожиданном переходе из одной ситуации в другую.

Учитель: Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову «корабль» (космический корабль, военный корабль, парусный корабль, сторожевой корабль). Учитель предлагает детям с одним из словосочетаний составить предложение. Учащиеся называют свои варианты.

● Записать под диктовку предложения: Вдали показались мачты сторожевого корабля. (Необходимо заранее проговорить слово «сторожевого»).

Учитель: Ребята, прокомментируйте слово «сторожевого». Что вы можете о нем сказать? Сторожевого – имя прилагательное, в предложении находится в форме мужского рода родительного падежа, окончание – ого.

Проверка записанного предложения (Слайд 4).

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ответы детей: сегодня на уроке будем говорить об именах прилагательных; о прилагательных мужского и среднего рода; о прилагательных в родительном падеже.

Дмитриева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Учитель: Совершенно верно, мы будем говорить о правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

4. Работа по теме урока

Учитель: Рассмотрим правописание окончаний имен прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода (Слайд 5).


падеж

род

Родительный


Мужской

Средний

Какого?

-ОГО

-ЕГО



Учитель: В чем трудность написания данных окончаний?

Ответы детей: трудность в том, что произношение и написание данных окончаний отличается.

Учитель: Верно, поэтому нужно запомнить правописание данных окончаний.

● Работа с пословицами по данной теме.

Даны следующие пословицы (пословицы записаны на доске):

Лучше глаза лишиться, чем (доброе имя).

Дым Отечества светлее (чужой огонь).

Маленькое дело лучше (большое безделье).

Учитель предлагает раскрыть скобки и поставить слова в родительном падеже. Дети объясняют смысл пословиц и называют орфограммы.

- Лучше глаза лишиться, чем доброго имени. – Беречь свою репутацию, заботиться о том, какое мнение о вас составят люди.

- Дым Отечества светлее чужого огня. – О любви к Родине, о чувстве национального достоинства.

- Маленькое дело лучше большого безделья. – О пользе труда, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе.


Дмитриева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Учащиеся записывают пословицы. Работа выполняется по рядам (1 ряд – 1 пословица; 2 ряд – 2 пословица, 3 ряд – 3 пословица). Затем дети проверяют записанные пословицы (Слайд 6).

5. Физкультминутка

● Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

● Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

● Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

● Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

● В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. Закрепление темы урока

● Работа по карточкам.

Учитель раздает детям карточки. На карточках словосочетания (существительн6ое + прилагательное). Нужно поставить данные словосочетания в форме родительного падежа единственного числа и вставить пропущенные буквы. (Приложение 1). После выполнения работы учащиеся проверяют свои работы. (Слайд 7).

Примечание: дети сдают учителю карточки вместе с картинками-солнышками. У каждого ученика на парте три картинки с изображением солнышка, с помощью которых ученик оценивает свою работу (Приложение 2).

● Творческая работа учащихся.

Учитель предлагает, используя данные словосочетания, составить небольшой текст на тему «Подводный мир». Затем дети зачитывают свои тексты.

7. Итог урока

● Что мы изучали сегодня на уроке?

Ответ: Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных (Слайд 8).

● На какой вопрос отвечают данные прилагательные?

Дмитриева Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Ответ: Данные прилагательные отвечают на вопрос «какого?» (Слайд 8).

● Назовите окончания прилагательных в форме родительного падежа мужского и среднего рода.

Ответ: Окончания – ого, - его (Слайд 8).

Учитель: Ребята, вы замечательно поработали на уроке! Спасибо за ваши интересные ответы и творческие работы.

8. Домашнее задание

Стр.11 упр.298

























Список используемых источников:


1. О.И.Дмитриева, О.В.Казакова. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс. Москва «ВАКО» 2007.

2. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. 350 правил и упражнений по русскому языку. 1 – 5 класс.

Профиздат. Москва 2006.

3. Т.Н.Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 4 класс. Москва. Росткнига 2007.

4. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s8.png (приложение 2)

5. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s16.png (приложение 2)

6. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s1.gif (приложение 2)
























Приложение 1.

Ф.И.

К..менистое дно


М..рской к..нек


Ск..листый берег


П..л..сатый краб


П..дводный мир






Приложение 2.

Я справился (лась)!

Есть сомнения…

Нужно подумать…

 





7



Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Учитель начальных классов МОУ гимназия № 111 г.Уфы Республики Башкортостан Дмитриева Елена Юрьевна Урок русского языка в 4-ом классе  Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных источники 2011

Учитель начальных классов

МОУ гимназия № 111 г.Уфы

Республики Башкортостан

Дмитриева Елена Юрьевна

Урок русского языка в 4-ом классе

Родительный падеж

мужского и среднего рода

имен прилагательных

источники

2011

Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи !

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи !

К о р а ́́ б л ь [ карабл '] М о ́ р е

К о р а ́́ б л ь

[ карабл ']

М о ́ р е

Вдали показались мачты сторожев ого к о рабля. К о рабля (как ого ?) сторожев ого – ед.ч.,м.р.,род.падеж

Вдали показались мачты сторожев ого к о рабля.

К о рабля (как ого ?)

сторожев ого – ед.ч.,м.р.,род.падеж

падеж род Родительный Мужской Средний Какого ?  ого - его

падеж

род

Родительный

Мужской

Средний

Какого ?

  • ого

- его

1. Лучше глаза лишиться, чем добр ого имени. 2. Дым Отечества светлее чуж ого огня. 3. Маленькое дело лучше больш ого безделья.

1. Лучше глаза лишиться,

чем добр ого имени.

2. Дым Отечества светлее

чуж ого огня.

3. Маленькое дело лучше больш ого

безделья.

к а менист ого дна к..менистое дно ск а лист ого берега ск..листый берег п..л..сатый краб п о л о сат ого краба м..рской к..нек м о рск ого к о нька п о дводн ого мира п..дводный мир

к а менист ого дна

к..менистое дно

ск а лист ого берега

ск..листый берег

п..л..сатый краб

п о л о сат ого краба

м..рской к..нек

м о рск ого к о нька

п о дводн ого мира

п..дводный мир

●  Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных. ● КАК ОГО ? ● Окончания:  - ОГО   -  ЕГО

Родительный падеж

мужского и среднего рода

имен прилагательных.

КАК ОГО ?

Окончания:

- ОГО

- ЕГО

Список используемых источников:  1 .  http://s51.radikal.ru/i132/0811/c4/bc82dcde2e7b.png 2. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/school2/sch002.png 3.  http :// prihodr . ucoz . ru / photo /1-0-153-3

Список используемых источников:

1 . http://s51.radikal.ru/i132/0811/c4/bc82dcde2e7b.png

2. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/school2/sch002.png

3. http :// prihodr . ucoz . ru / photo /1-0-153-3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!