Дмитриева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 111 г.Уфы
Урок русского языка
Класс: 4 (четвертый)
УМК: Школа России
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», издательство «Дрофа» 2008
Тема урока: Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: формирование навыка правописания окончаний прилагательных в родительном падеже.
Задачи:
- изучать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;
- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер, экран, проектор;
- учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс, карточки для учащихся, картинки - солнышки.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с девиза, который поможет нам на всех этапах работы по усвоению новых знаний. (Слайд 2)
Дети сначала про себя читают девиз, затем хором повторяют его.
● Девиз урока:
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
2. Минутка чистописания:
На доске записаны сочетания:
● ого, - его
Дети выполняют чистописание и вслух проговаривают написанные сочетания.
Дмитриева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 111 г.Уфы
Учитель: Сегодня мы узнаем, где и при каких условиях встречаются данные сочетания.
Но сначала перейдем к следующему этапу работы (словарная работа).
3. Словарная работа
Учитель: Рассмотрим слово «корабль» (Слайд 3).
Вызов у детей зрительных и слуховых ассоциаций: корабль – море.
Учащиеся дают характеристику данному слову.
● Лексическая характеристика слова:
Корабль – морское судно; пилотируемый летательный аппарат.
● Фонетическая характеристика слова:
Корабль – 2 слога, ударение падает на второй слог, на гласный а, 7 букв, 6 звуков. Учащиеся выполняют транскрипцию слова корабль [карабл'].
● Морфемная характеристика слова:
Корень – корабль, окончание – нулевое, основа – корабль.
● Характеристика слова как части речи:
Имя существительное, мужского рода, 2-го склонения, неодушевленное, нарицательное.
● Задание на развитие речи:
Учитель: Как вы понимаете устойчивое выражение «С корабля на бал?»
Дети высказывают свои предположения. Учитель подводит итог: Данное выражение говорит о неожиданном переходе из одной ситуации в другую.
Учитель: Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные к слову «корабль» (космический корабль, военный корабль, парусный корабль, сторожевой корабль). Учитель предлагает детям с одним из словосочетаний составить предложение. Учащиеся называют свои варианты.
● Записать под диктовку предложения: Вдали показались мачты сторожевого корабля. (Необходимо заранее проговорить слово «сторожевого»).
Учитель: Ребята, прокомментируйте слово «сторожевого». Что вы можете о нем сказать? Сторожевого – имя прилагательное, в предложении находится в форме мужского рода родительного падежа, окончание – ого.
Проверка записанного предложения (Слайд 4).
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ответы детей: сегодня на уроке будем говорить об именах прилагательных; о прилагательных мужского и среднего рода; о прилагательных в родительном падеже.
Дмитриева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 111 г.Уфы
Учитель: Совершенно верно, мы будем говорить о правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
4. Работа по теме урока
Учитель: Рассмотрим правописание окончаний имен прилагательных родительного падежа мужского и среднего рода (Слайд 5).
падеж род | Родительный |
Мужской Средний | Какого? -ОГО -ЕГО |
Учитель: В чем трудность написания данных окончаний?
Ответы детей: трудность в том, что произношение и написание данных окончаний отличается.
Учитель: Верно, поэтому нужно запомнить правописание данных окончаний.
● Работа с пословицами по данной теме.
Даны следующие пословицы (пословицы записаны на доске):
Лучше глаза лишиться, чем (доброе имя).
Дым Отечества светлее (чужой огонь).
Маленькое дело лучше (большое безделье).
Учитель предлагает раскрыть скобки и поставить слова в родительном падеже. Дети объясняют смысл пословиц и называют орфограммы.
- Лучше глаза лишиться, чем доброго имени. – Беречь свою репутацию, заботиться о том, какое мнение о вас составят люди.
- Дым Отечества светлее чужого огня. – О любви к Родине, о чувстве национального достоинства.
- Маленькое дело лучше большого безделья. – О пользе труда, даже маленькое дело требует трудолюбия, выдумки, интереса к своей работе.
Дмитриева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 111 г.Уфы
Учащиеся записывают пословицы. Работа выполняется по рядам (1 ряд – 1 пословица; 2 ряд – 2 пословица, 3 ряд – 3 пословица). Затем дети проверяют записанные пословицы (Слайд 6).
5. Физкультминутка
● Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
● Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
● Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
● Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
● В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
6. Закрепление темы урока
● Работа по карточкам.
Учитель раздает детям карточки. На карточках словосочетания (существительн6ое + прилагательное). Нужно поставить данные словосочетания в форме родительного падежа единственного числа и вставить пропущенные буквы. (Приложение 1). После выполнения работы учащиеся проверяют свои работы. (Слайд 7).
Примечание: дети сдают учителю карточки вместе с картинками-солнышками. У каждого ученика на парте три картинки с изображением солнышка, с помощью которых ученик оценивает свою работу (Приложение 2).
● Творческая работа учащихся.
Учитель предлагает, используя данные словосочетания, составить небольшой текст на тему «Подводный мир». Затем дети зачитывают свои тексты.
7. Итог урока
● Что мы изучали сегодня на уроке?
Ответ: Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных (Слайд 8).
● На какой вопрос отвечают данные прилагательные?
Дмитриева Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ гимназия № 111 г.Уфы
Ответ: Данные прилагательные отвечают на вопрос «какого?» (Слайд 8).
● Назовите окончания прилагательных в форме родительного падежа мужского и среднего рода.
Ответ: Окончания – ого, - его (Слайд 8).
Учитель: Ребята, вы замечательно поработали на уроке! Спасибо за ваши интересные ответы и творческие работы.
8. Домашнее задание
Стр.11 упр.298
Список используемых источников:
1. О.И.Дмитриева, О.В.Казакова. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т.Г.Рамзаевой. 4 класс. Москва «ВАКО» 2007.
2. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова. 350 правил и упражнений по русскому языку. 1 – 5 класс.
Профиздат. Москва 2006.
3. Т.Н.Соколова. Школа развития речи. Методическое пособие. 4 класс. Москва. Росткнига 2007.
4. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s8.png (приложение 2)
5. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s16.png (приложение 2)
6. http://school-ppt.3dn.ru/kartinki/solnyshki2/s1.gif (приложение 2)
Приложение 1.
Ф.И. |
К..менистое дно | |
М..рской к..нек | |
Ск..листый берег | |
П..л..сатый краб | |
П..дводный мир | |
Приложение 2.
| | |
Я справился (лась)! | Есть сомнения… | Нужно подумать… |
7