СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных (3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся; согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанными с родом существительных;

Развитие логического мышления, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных (3 класс)»



Направление

Начальная школа

Тема

Род имён существительных

Цели (сформулировать, как конечный результат обучения)

Познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом.

Задачи (пути реализации цели)

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся; согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанными с родом существительных;

Развитие логического мышления, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Технические средства обучения

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация;

- Ссылки на ЭОРы.

Список информационных источников.

  1. Учебник Русский язык 3 класс Канакина Горецкий часть 2;

  2. Рабочая тетрадь Русский язык 3 класс рабочая тетрадь Канакина 2 часть

  3. Ссылка №1 – как появился род имён существительных.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf










Тема урока

Род имён существительных

ФИО автора, должность

Горбунова Марина Владимировна, учитель начальных классов

Название Общеобразовательного учреждения (полное, без сокращений)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»

Описание/конспект разработки.

Познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом.


Краткие рекомендации к использованию.

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся; согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанными с родом существительных;

Развитие логического мышления, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.





















Конспект урока русского языка по теме: «Род имён существительных» УМК «Школа России»

Горбунова Марина Владимировна


Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема урока

Род имён существительных

Цель

Познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся, создание условий для усвоения способа определения рода имени существительного через алгоритмизацию деятельности учащихся; согласовывать прилагательные с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанными с родом существительных;

Развитие логического мышления, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитание интереса к предмету, самостоятельности, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- добывать нужную информацию с помощью ИКТ;

-уметь пользоваться ссылкой на ресурс, находить ЭОР и работать в них индивидуально и в паре;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Слайд-презентация;

- Ссылки на ЭОРы.

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий, электронных образовательных ресурсов


















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД

1

Мотивационный этап.


Организационный момент.

  1. Организационный момент.

  2. Позитивный настрой «Концентрация на дыхании» 
    - Ребята, давайте сегодня на урок математики возьмем

  3. УДАЧУ, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ,

  4. БЫСТРОТУ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТВЕТОВ, ВЗАИМОВЫРУЧКУ,

ВЗАИМОПОМОЩЬ, ДРУЖБУ.



- Откройте тетради, запишите число и классную работу. Какие орфограммы есть в записи сегодняшнего числа?

Орфографическая минутка:(самостоятельная работа)

- Ребята, запишите слова, места пропусков замените буквами.

Берёза, зарядка, весна, сорока, солнце, лепить, гнездо, праздник, комната, сердце, снег, лошадь, трава, бревно

- Какие знакомые нам виды орфограмм встретились? Приведите примеры.

правописание непроверяемых без.гласн. – берёза, сорока, комната;

правописание безуд. гласн., провер. ударениемвесна, лепить, гнездо, трава, бревно;

правописание непроиз.согл.- солнце, праздник, сердце;

правописание парн. согл.- зарядка, снег, лошадь.



- Критерии оценивания. Плакат на доске.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте себе на полях тетради оценку «5».

- Кто допустил две ошибки. Поставьте «4».

- Те ребята, которые допустили более 2-х ошибок, не расстраивайтесь, обязательно повторите орфограммы, чтобы в следующий раз написать подобную работу на «5».


- В данной группе слов найдите лишнее (лепить). Почему лишнее? Объясните.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок,

проверяют свою готовность к уроку.





























«5»-ошибок нет;

«4»-1-2 ошибки;

«3»-более двух ошибок, помощь класса или учителя




АМО «Улыбнемся друг другу»

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познаватьновое.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия


- Какой частью речи являются оставшиеся слова? Докажите.


- Что вы знаете об именах существительных?






– Сегодня на уроке мы пополним знания об имени существительном. Мы узнаем, на какие группы и по какому признаку можно делить эту часть речи.

- Это имена существительные.


Учащиеся рассказывают изученные правила по теме «Имя существительное»



АМО «Ситуация предположения»

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия


Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

Просмотр ресурса в интернете.

(ЦОРы)

Ссылка №1 – как появился род имён существительных.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/023dfd55-9e12-443b-8a92-873da4eef24f/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BMA_016%5D.swf


Если ссылка не откроется, то сказку рассказывает учитель.

Послушайте грамматическую сказку.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо, полотенце …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.


– Что нового вы узнали об имени существительном?


- Какова же тема нашего урока сегодня?


- Какие задачи поставим?











Учащиеся слушают сказку.












































Рода имён сущ.



Тема урока: « Род имени сущ.»

Задачи определяют дети:

  1. узнать ...

( какого рода бывают имена существительные)

  1. научиться… (определять род имён существительных)

  2. применить… (новое знание при выполнении заданий)


4

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.


Минутка чистописания: Учащиеся знакомятся с краткой формой записи родов в русском языке.



- Давайте попытаемся слова из «Орфографической минутки» распределить по родам.

Над словом пишем М.р., Ж.р., Ср.р.

- Почему ж.р.? м.р.?....(он, мой она, моя….)

М.р. – праздник, снег

Ж.р.

Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако.

-Выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?


- Какую 2 задачу мы поставили перед собой?

Это наша следующая задача.

– Что вам помогло распределить правильно слова по родам?

Женский род запомню я

И скажу: «Она — моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он — мой».

Средний род: «Оно – моё».

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

Открываем «Рабочие тетради» на стр. 19.


Работа по «Рабочей тетради» стр. 19 № 39.

-На какие три группы делятся существительные?




Есть языки, где вообще нет родов – английский, китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.


- Узнаем как об этом говорят авторы учебника. Откройте учебник на странице 25.

Найдите ПЕЧАТЬ МУДРОЙ СОВЫ, прочитайте правило.


Учащиеся записывают краткую форму родов.

Дети выходят к доске и распределяют слова по родам.






Учащиеся высказывают свои предположения.



Слова - помощники







Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»



Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.








Учащиеся читают правило, рассказывают, как определить род у имён существительных.

Фронтальная


Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Физминутка.

Я называю слова, если это существительное м.р., ж.р., ср. р., то вам придётся найти нужную карточку в классе и повернуться в правильном направлении.

Завтрак, лагерь, облако, земляника, облако, деревня, орех, кровать, лестница, яблоко, метро, лист, ягода, птица, морковь, свёкла, картофель, лето, зима, трамвай, берёза.

Выполняют двигательные упражнения


Здоровьесберегающие технологии Базарного

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

5

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.


Работа с упражнением 1 на странице 25.

Прочитайте слова, записанные в 1 столбике. Что общего? (К этим словам подходит местоимение ОН - м.р.)

Запишите имена существительные ж.р. - ОНА, имена существительные ср.р. - ОНО.


Упражнение 40, с. 26.


Вывод: Как можно определить род имён существительных?





- Назовите окончания имеют имен существительных в ж.р., м.р., ср.р.?



- Читаем вывод в учебнике на стр. 26.

Учащиеся работают по учебнику, взаимопроверка.






Учащиеся рассказывают правило и определяют род у имён существительных.

Используя упр. 39 отвечают на поставленный вопрос.

АМО метод «Экспертиза»


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней реч

Открываем «Рабочие тетради» на стр. 20,

№ 40.

Критерии оценивания. Плакат на доске.








Вывод: Как можно определить род имён существительных?

Учащиеся работают самостоятельно.

«5»-ошибок нет;

«4»-1-2 ошибки;

«3»-более двух ошибок, помощь класса или учителя



АМО метод «Экспертиза»: Из числа учащихся выбирается три – шесть первых человек, которые записывают решение уравнений в тетради и проверяют свой эталон с решением остальных.



Решив свою карточку, «эксперты» проходят по ряду и проверяют решение данного уравнения у ряда. Дают комментарии к решению учащихся.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.













Работа в группе

Напомните правила работы в группах. Плакат на доске.


Расредели слова в 3 столбика по родам:

Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце.

- А какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?








Проверка по эталону


Ж.р.

М. р.

Ср. р.

Скука, радость, ссора, лень, дружба.

Труд, зло, мир, снежки.

Веселье, солнце.

Критерии оценивания. Плакат на доске.








Вывод: как можно определить род имен существительных во множественном числе.

Дети работают в группах, распределяя слова по столбикам.





Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное в форму единственного числа.









«5»-ошибок нет;

«4»-1-2 ошибки;

«3»-более двух ошибок, помощь класса или учителя



АМО Организация групповой деятельности школьников 

(работа в парах, группах).

Проговаривание правил работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывают вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
6. Избегай прямых указаний и назидательности.

АМО метод «Ульи»

Групповая работа

Оценивание класса.



Самооценка


Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8

Включение в систему знаний и повторение.








Словарная работа:

кровать,

комната

Определить род данных имен существительных.




- Мы достигли третьей задачи урока?


применить… (новое знание при выполнении заданий)


- Как определить род имен существительных?

Учащиеся, используя полученные знания, определяют род имен существительных.


Все задачи урока достигнуты.




Учащиеся отвечают, как определяется род имен существительных.



Фронтальная


Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

9

Контроль усвоения знаний.


Рефлексия учебной деятельности.


Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Возьмите листики с тестами.

Выполните задание и тем самым мы подведем итог нашему уроку.


- Мы достигли задач, поставленных в начале урока?

- Как определяется род имен существительных?


- Спасибо за урок!

Домашнее задание: учебник стр. 25, выучить правило, ПТ с. 26, упр. 42.

Дети работают с тестами.


Продолжают предложения, высказывая свое отношение к уроку.

Фронтальная


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

- Оцените свою работу на уроке!

- Какие знания мы получили на уроке?

- Всё ли вам было понятно?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось трудным?

- Кто доволен своей работой?

- Наш урок я предлагаю закончить мудрым советом (выступления командиров звездочек).

- Спасибо за работу, поблагодарите своих товарищей за совместную работу или помощь и поддержку.

Устно дети отвечают на вопросы, оценивают свои навыки, строят план на следующий урок.









Выступления командиров звездочек.

Фронтальная











АМО «Мудрый совет»

Подводим итог работы на уроке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!