3. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий | На доске записаны слова: Амам, ушкадед, дебо, лакобо, елоп, инмаша -Ребята, догадайтесь, какие слова зашифрованы? - Что общего между этими словами? -Какой частью речи являются? Докажите. - Что такое имя существительное? - В каком числе употреблены существительные? - Разделите слова на 2 группы. Объясните, как вы разделили слова? | Мама, дедушка, обед, облако, поле, машина, -Обозначают предметы Существительное. Облако отвечает на вопрос (что?). -Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто и что, обозначает предмет-Слова употреблены в единственном числе. Делят слова на 2 группы по признаку одушевленности и неодушевленности имен существительных. Доказывают: Слово мама отвечает на вопрос «кто?» - одушевлённое имя сущ-ое Слово обед отвечает на вопрос «что?» неодушевленное имя сущ-ое | Фронтальная |
5. Открытие новых знаний. | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | Наблюдение над языковым понятием На слайде таблица: брат вторник папа орех | мама земля бабушка кошка | солнце море яблоко слово | -Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Что вы можете сказать об этих словах? И как вы думаете, по какому признаку данные слова разделены? -Давайте я вам дам, небольшую подсказку. Попробуйте подставить к каждому слову в колонках (слова – помощники мой, моя, моё). Что у нас получается? -Сейчас с вами по цепочке будет называть слова, и подставлять в начала слова наших помощников. …,твое первое слово. (и тд) -Молодцы, вы справились. Но надо нам теперь узнать, как называется признак, по которому разделены слова по колонкам. И откуда же этот признак появился. -Сейчас, я вам расскажу, интересную грамматическую сказку, из которой мы узнаем, откуда же появился этот признак. Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён». А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода». Пришли они к королеве и говорят: Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ". А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ". Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ) А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ) Как назвать род слов посередине, которые остались ничьи. (СРЕДНИЙ) Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ) Вот так у существительных род и появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Ведь она знала секрет различия рода существительных. - Нужно вернуться к таблице, для того, чтобы озаглавить колонки со словами. Мы подставляли к первой колонки слово-помощник «мой. Ко второй – «моя», а к третей «моё». -Самостоятельно попробуйте озаглавить колонки со словами, вспоминая ключи и название родов из сказки. -С помощью, каких слов мы смогли определить род имён существительных? -Сейчас я вам раздам небольшие памятки по определению рода имен существительных, и буквенное обозначение каждого рода. (М.р., Ж.р., Ср.). А пока я раздаю вам памятки, попробуйте сформулировать поредение, что же такое род имён существительных. -Кто готов? Чтение и анализ определения - Откройте, пожалуйста, учебник на странице 25, и вместе узнаем, что говорят авторы учебника о понятии «род имён существительных», прочитайте определение. У что, ребята правильно ли мы сказали? -Молодцы! Конкретизация. Осмысления понятия. - Приведите свои примеры имен существительных мужского рода, женского рода, среднего рода? И докажите, какой род имеет слово. -Молодцы, вы правильно подобрали слова к каждому роду имен существительных. -Теперь, давайте поднимем глазки чуть вверх, и найдем упражнение 39. Запишите в тетради «Упражнение №39». -…,прочитай, пожалуйста, что нужно сделать в задании? -Итак, что нужно сделать? -Молодцы, кто понял, как выполнять задания, поднимите руку? -Да, правильно, это нужно сделать в задании. После того, ка вы слова распределите по колонкам, ваша задача озаглавить все три колонки. -Выполнять задание к доске, пойдут 3 человека. Как выполните задания, положите ручки вместе и сядьте красиво. После чего проверим, правильно ли вы выполнили его. -Итак, закончили! Давайте проверим, как вы выполнили задание. Проверим (Мишу), как он заполнил 1 группу, и как озаглавил.. -(Миша), правильно распределил первую группу. Молодец! Присаживайся на место. (Продолжается та же проверка..). -Теперь вы знаете, как определяется род имен существительных. Давайте вернемся к словам, с которыми мы работали в начале урока. И докажем, пользуясь схемой, какие из них будут являться мужским, женским и средним родами. Слова: Мама, дедушка, обед, облако, поле, машина, -Ребят, давайте определим род у этих существительных. -(Коля), первое слово твое, объясни, как правильно нужно определить род имени существительного. -(Даша), определи род слова облако. (Остальные слова определяются по образцу) -Молодцы, вы знаете, как правильно определять род у имён существительных. -Теперь, откроем страницу 26. Поднимем глазки на рубрику «Обрати внимание». Имена существительные имеют свои родовые окончания. - Прочитайте имена существительные женского рода, назовите окончания. -Прочитайте имена существительные мужского рода , назовите окончания. -Прочитайте имена существительные среднего рода , назовите окончания. | Это имена существительные. Затруднение ответить (мой) Брат… (моя) земля… (моё) слово… Внимательно слушают сказку. Первая колонка – мужской род Вторая колонка – женский род. Третья колонка – средний род. Мужской род мы смогли определить с помощью слова (он, мой). Женский род (она, моя). Средний род (оно, моё) -Род имени существительного – это грамматический признак, который может быть женским, мужским и средним. Читают правила -Да Чайник, зебра, окно, машина, стол, облако. Доказывают: Слово чайник, заменяем местоимением (он). Это местоимение мужского рода, значит слово чайник мужской род. Записывают упражнение Читает упражнение. Поднимают руку, отвечают: -Нужно, распределить слова в 3 группы в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить. После записать слова по группам. И определить род каждой группы. Выполняют за Работа ученика: Он дядя, он стол, он дедушка, он мальчик, он диван. -Первую колонку озаглавили как мужской род, вторую - женский род, третью – средний род. Нужно прочитать слово «Мама». Заменить местоимением (она моя). Местоимение женского рода. Мама существительное женского рода. Слово «облако». Заменяем местоимением (оно моё). Местоимение среднего рода. Облако – это существительное среднего рода. Ученик читает вслух -а;-я;-нулевое окончания -нулевое окончание, -а; -я. Окончания -е; -о. | Фронтальная, индивидульная |