СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных»

Класс: 3

Тема урока: «Род имен существительных»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: знакомство с понятием род имён существительных.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать знания о приеме определения рода имён существительных путем замены личного и притяжательного местоимения;

  • Формировать умение определять род имен существительных;

  • Формировать умение классифицировать по роду имена существительные.

Развивающие:

  • Развивать умения анализировать и обобщать посредством постановки вопросов «почему вы так думаете?..», «объясните почему?..»;

  • Развивать умение оценивать свою учебную деятельность посредством приёма «Незаконченные предложения».

  • Развивать умение слушать и слышать учителя и сверстников.

Воспитательные:

  • Содействовать положительной мотивации к учебной деятельности посредством объяснения смысла пословицы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Объясняют приём определения рода имен существительных путем замены личного и притяжательного местоимения;

  • Определяют род имен существительных, используя приём определения рода имён существительных;

  • Классифицируют имена существительные по роду.

Метапредметные:

  • ПУУД: Анализируют и обобщают информацию.

  • РУУД: Оценивают свою учебную деятельность.

  • КУУД: Умеют слушать и слышать учителя и сверстников

Личностные:

  • Проявляют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Аналиапумение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы

кто?, что? и слово - название предмета;

Оборудование: 
Для учителя: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий , компьютер (презентация), карточки слов для игры «Уголок для рода»
Для учащихся: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий , рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

План урока:

  1. Организационный этап

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  3. Актуализация знаний. Этап подготовки к усвоению нового материала.

  4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

  5. Открытие новых знаний

  6. Первичное закрепление

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  8. Рефлексия











Ход урока

Этапы урока

Задача этапа урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формы организации учебной дея-ти

1.Организационный момент

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

-Здравствуйте, ребята!

-Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На парте у вас должны лежать, учебник, рабочая тетрадь и письменные принадлежности.

-Здравствуйте!

Фронтальная

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

-Открываем тетради, записываем число и классная работа. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе.

-Посмотрите на доску, дана пословица.

(Один учащиеся читает пословицу вслух)

Делу время-потехе час

- Как вы поняли эту пословицу?

-Правильно, ребята! Эта пословица заключается в том, что следует делам уделять больше времени и внимания, нежели разного рода развлечениям и забавам.

Открывают тетрадь, записывают число и классную работу.





Нужно уделять больше времени учебе, важным делам, а не веселью.


Фронтальная

3. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действий

На доске записаны слова:

Амам, ушкадед, дебо, лакобо, елоп, инмаша

-Ребята, догадайтесь, какие слова зашифрованы?

- Что общего между этими словами?

-Какой частью речи являются? Докажите.


- Что такое имя существительное?



- В каком числе употреблены существительные?






- Разделите слова на 2 группы. Объясните, как вы разделили слова?









Мама, дедушка, обед, облако, поле, машина, -Обозначают предметы

Существительное. Облако отвечает на вопрос (что?).
-Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто и что, обозначает предмет-Слова употреблены в единственном числе.

Делят слова на 2 группы по признаку одушевленности и неодушевленности имен существительных.

Доказывают: Слово мама отвечает на вопрос «кто?» - одушевлённое имя сущ-ое

Слово обед отвечает на вопрос «что?» неодушевленное имя сущ-ое

Фронтальная

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

-Молодцы, на две группы вы смогли разделить. А попробуйте теперь разделить эти слова на 3 группы, подумает, как можно это сделать.

Вы можете выполнить это задание?

- Значит, ребята, существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

Какую задачу мы поставим перед собой на уроке?

-Правильно!

Затрудняются разделить


-Нет


-Узнать еще один признак имени существительного.

Фронтальная

5. Открытие новых знаний.

Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий.

Наблюдение над языковым понятием

На слайде таблица:

брат
вторник
папа
орех

мама
земля
бабушка
кошка

солнце
море
яблоко
слово

-Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Что вы можете сказать об этих словах? И как вы думаете, по какому признаку данные слова разделены?

-Давайте я вам дам, небольшую подсказку. Попробуйте подставить к каждому слову в колонках (слова – помощники мой, моя, моё). Что у нас получается?

-Сейчас с вами по цепочке будет называть слова, и подставлять в начала слова наших помощников.

…,твое первое слово. (и тд)

-Молодцы, вы справились. Но надо нам теперь узнать, как называется признак, по которому разделены слова по колонкам. И откуда же этот признак появился.

-Сейчас, я вам расскажу, интересную грамматическую сказку, из которой мы узнаем, откуда же появился этот признак.

Жили в одном государстве слова-существительные. Было их много, и королева всё время их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот и будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский приказ и прибыли в королевство. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Жена кричала: «это моя вещь!» и хватала слово, а муж кричал: «Это мой предмет» и хватал другое. Так и делили.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал к себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые забрала жена – женского. А те, что остались неопределённого, пусть останутся среднего рода».

Пришли они к королеве и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ". А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине, которые остались ничьи. (СРЕДНИЙ)
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
Вот так у существительных род и появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. Ведь она знала секрет различия рода существительных.

- Нужно вернуться к таблице, для того, чтобы озаглавить колонки со словами. Мы подставляли к первой колонки слово-помощник «мой. Ко второй – «моя», а к третей «моё».

-Самостоятельно попробуйте озаглавить колонки со словами, вспоминая ключи и название родов из сказки.







-С помощью, каких слов мы смогли определить род имён существительных?







-Сейчас я вам раздам небольшие памятки по определению рода имен существительных, и буквенное обозначение каждого рода. (М.р., Ж.р., Ср.). А пока я раздаю вам памятки, попробуйте сформулировать поредение, что же такое род имён существительных.

-Кто готов?





Чтение и анализ определения

- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 25, и вместе узнаем, что говорят авторы учебника о понятии «род имён существительных», прочитайте определение.

У что, ребята правильно ли мы сказали? -Молодцы!


Конкретизация. Осмысления понятия.

- Приведите свои примеры имен существительных мужского рода, женского рода, среднего рода? И докажите, какой род имеет слово.







-Молодцы, вы правильно подобрали слова к каждому роду имен существительных.

-Теперь, давайте поднимем глазки чуть вверх, и найдем упражнение 39. Запишите в тетради «Упражнение №39».

-…,прочитай, пожалуйста, что нужно сделать в задании?

-Итак, что нужно сделать?

-Молодцы, кто понял, как выполнять задания, поднимите руку?











-Да, правильно, это нужно сделать в задании. После того, ка вы слова распределите по колонкам, ваша задача озаглавить все три колонки.

-Выполнять задание к доске, пойдут 3 человека. Как выполните задания, положите ручки вместе и сядьте красиво. После чего проверим, правильно ли вы выполнили его.



-Итак, закончили! Давайте проверим, как вы выполнили задание. Проверим (Мишу), как он заполнил 1 группу, и как озаглавил..

-(Миша), правильно распределил первую группу. Молодец! Присаживайся на место. (Продолжается та же проверка..).



-Теперь вы знаете, как определяется род имен существительных. Давайте вернемся к словам, с которыми мы работали в начале урока. И докажем, пользуясь схемой, какие из них будут являться мужским, женским и средним родами.

Слова: Мама, дедушка, обед, облако, поле, машина,

-Ребят, давайте определим род у этих существительных.

-(Коля), первое слово твое, объясни, как правильно нужно определить род имени существительного.

-(Даша), определи род слова облако.

(Остальные слова определяются по образцу)

-Молодцы, вы знаете, как правильно определять род у имён существительных.

-Теперь, откроем страницу 26. Поднимем глазки на рубрику «Обрати внимание». Имена существительные имеют свои родовые окончания.



- Прочитайте имена существительные женского рода, назовите окончания.

-Прочитайте имена существительные мужского рода , назовите окончания.

-Прочитайте имена существительные среднего рода , назовите окончания.













Это имена существительные. Затруднение ответить





(мой) Брат…

(моя) земля…

(моё) слово…









Внимательно слушают сказку.























Первая колонка – мужской род
Вторая колонка – женский род.

Третья колонка – средний род.


Мужской род мы смогли определить с помощью слова (он, мой). Женский род (она, моя). Средний род (оно, моё)


-Род имени существительного – это грамматический признак, который может быть женским, мужским и средним.


Читают правила















-Да



Чайник, зебра, окно, машина, стол, облако.

Доказывают: Слово чайник, заменяем местоимением (он). Это местоимение мужского рода, значит слово чайник мужской род.

Записывают упражнение






Читает упражнение.

Поднимают руку, отвечают:

-Нужно, распределить слова в 3 группы в зависимости от того, каким местоимением их можно заменить.

После записать слова по группам. И определить род каждой группы.

Выполняют за





Работа ученика: Он дядя, он стол, он дедушка, он мальчик, он диван.

-Первую колонку озаглавили как мужской род, вторую - женский род, третью – средний род.



Нужно прочитать слово «Мама». Заменить местоимением (она моя). Местоимение женского рода. Мама существительное женского рода.

Слово «облако». Заменяем местоимением (оно моё). Местоимение среднего рода. Облако – это существительное среднего рода.

Ученик читает вслух

-а;-я;-нулевое окончания

-нулевое окончание, -а; -я.

Окончания -е; -о.

Фронтальная, индивидульная

6. Первичное закрепление

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию

Конкретизация. Первичное закрепление.

-Теперь, давайте вернемся на свои места, и откроем учебник на странице 26 и выполним упражнение 40.

-Прочитайте и скажите, что нужно сделать в задании?

-Род у имён существительных мы уже определили, теперь нам нужно выделить окончания. Пользуясь подсказкой ниже, самостоятельно выделите окончания, а потом вместе проверим. Записываем упражнение №40.

-Давайте проверим, как вы выполнили задание. По цепочке называете слово и какое у него окончание. Остальные сигналят, правильно или нет. (Зеленый – окончание определено правильно, красный – неправильно)

-Молодцы, вы справились с заданием.









Определить род имен существительных каждой группы из предыдущего упражнения. Выделить окончание.

Гнездо (оно моё) – средний род. Окончание – о

Фронтальная, индивидульная

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действия.

-Записываем упражнение №41.

-Прочитайте и скажите, что нужно сделать в задании?


-Молодцы! Давайте повторим, как определить род у имени существительного.


-Выполнять будете самостоятельно, в конце проверим правильность упражнение по слайду в презентации.



Самопроверка по эталону.

-Первая пара слов, отвечает..

-Докажи, почему существительные являются женский род.

-Молодец, правильно! (Остальные пары имён существительных разбираем, как с первой парой).

В задании нужно записать имена существительные, указать их род.

Найти имя существительное. Заменить его местоимением. Определить род по местоимению.

Самостоятельно выполняют упражнение.

Самопроверка по эталону.

Оля-Оленька. Это женский род

Оля, заменяю существительное местоимение (она). Это местоимение женского рода, значит существительное Оля – женский род.

Фронтальная, индивидульная

8. Рефлексия

Организовать анализ и оценку содержания урока (что нового узнали, чему научились), качества работы на уроке, успешности достижения цели (что получилось, что не получилось, почему

-Сегодня вы научились определять род имен существительных. Хочу вам дать небольшую подсказку, чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет, как легче запомнить род имен существительных (слайд).

Читаю стих-е:

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

-Итак, какую тему мы сегодня изучили?

А чему научились на уроке?


-Так как же определить род имён существительных?


-Достигли мы задачи урока?

-Ребята, у вас на партах лежат листы, на них анкета. Возьмите ручку и подчеркните в анкете подходящий вам вариант. Оцените свою работу на уроке.

На уроке я работал

Активно \ Не активно

Своей работой на уроке я

Доволен \ Не доволен

Урок для меня показался

Коротким \ Длинным

За урок я

Не устал \Устал

Мое настроение

Стало лучше \ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен \ не понятен

Полезен \ не полезен

Интересен \ скучен

Домашнее задание мне кажется

Легким \ трудным

Интересным \ не интересным

-Кто желает прочитать, что у него получилось?

-Урок окончен.







Слушают стихотворение


Род имен существительных.

Научились определять род имён существительных

Нужно прочитать слово – заменить местоимением - определить род.

-Да!



Заканчивают предложения

Фронтальная