СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Род имён существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Тема урока: «Род имён существительных».

          Тип урока: знакомство с новой темой.

Просмотр содержимого документа
«Род имён существительных.»


Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Учитель: Новикова Ю.П.,


Тема урока: «Род имён существительных».

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Регулятивные:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

- подтверждать аргументы фактами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;


Оборудование:

1. Мультимедийная презентация.

2. Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)

3. «Копия письма» (у каждого ребёнка)

4. Таблица для заполнения (у каждого ребёнка)

5. Текст письма у учителя

6. Плакат с местоимениями.

7.Плакат «Род имён существительных».

8.Плакат «местоимения-помощники».

9.Копилка знаний.








Ход урока.


1.Этап самоопределения к деятельности

1.Организация детей к уроку.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

2. Психологический настрой к уроку.

- Сейчас в природе господствует зима.

- А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?

- Давайте сегодня на уроке мы постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

2.Чистописание.

- Запишите в тетрадях число и классная работа, а я напомню как правильно надо сидеть при письме.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Какую букву мы будем писать на уроке чистописания вы узнаете, отгадав загадку.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

– Какие звуки обозначаются буквой М?

– (звуки [м] и [м’])

– Дайте характеристику этим звукам.

– (Звуки [м ] и [м’] – согласные; звук [м ]– твердый;

– звук [м’] – мягкий; звонкие, непарные, сонорные).

-Посмотрите, как каллиграфически верно писать букву М.

Запишите слияния заглавной и строчной буквы М до конца строки.

Возьмите карандаш и самое каллиграфически правильное и красивое слияние обведите.

А какие имена начинаются с буквы М ?

Запишите в следующей рабочей строке три имени Марина, Миша, Майкл.

-Как пишутся имена собственные?

- Вы справились с первым заданием и солнышко дарит нам первые лучики.

3. Актуализация знаний.

-Мы сегодня будем на уроке работать под девизом «Интересно всё то, что неизвестно».

-А о какой части речи мы будем сегодня говорить , вы узнаете, убрав лишнее слово.

-Прочитайте слова.

-Какое слово лишнее? Почему ?

Молодость, доброта, красный.

Друг, написать, Лондон.

О какой же части речи мы будем с вами говорить?

А вспомнить, что вы уже знаете об имени существительном вам поможет

тест.

1.Работа в парах .

Тест лежит на ваших столах. Вы будете работать в парах. Можете посовещаться, посоветоваться, помогать друг другу. На каждый вопрос отметьте кружком правильный ответ.

1. Что такое имя существительное?

  • Часть слова.

  • Член предложения.

  • Часть речи.


2. Что обозначает имя существительное?

  • Признак предмета.

  • Предмет, явления природы и др.

  • Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Как? Откуда? Где?

  • Кто? Что?

  • Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?

  • Только подлежащим.

  • Подлежащим и второстепенным членом предложения.

  • Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.

  • Одушевлённое или неодушевлённое.

  • Собственное или нарицательное.

  • Изменяется по числам.

  • Спряжение.


2. Обобщение о существительном.

- Расскажите, все, что знаете об имени существительном. Заполним копилку знаний об имени существительном.

(Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.)

-Назовите постоянные признаки имени существительного(собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые) и непостоянные (число)

- Какие слова можно употреблять в речи вместо существительных? (МЕСТОИМЕНИЯ – они наши помощники сегодня на уроке –ОН, МОЙ, ОНА,МОЯ, ОНО, МОЁ.)

- У солнышка вновь появляются лучики, но в копилке знаний остаётся ещё один вопрос. Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим.

4.Классификация имен существительных.

Прочитайте слова на доске.

П_ года, за_ц, в_рона, к_ мната, г_зета, пис_мо, , в_р_бей.

Вставьте пропущенные буквы.

Распределим слова в два столбика по известному нам признаку. По какому?

Какое слово лишнее? Почему?

5. Фиксация затруднения в деятельности.

1.Чтение письма и его разбор.

– Я тоже заметила, что слово письмо лишнее, оно не словарное. Об одном интересном письме я бы хотела вам рассказать. Моя соседка Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

- Столица какого государства Лондон?

- На каком языке говорят в этой стране?

- Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Майкл и Оля разрешили прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Здравствуй, мой подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Я полюбила Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

-В чём необычность письма?

-Что вас рассмешило, а, может, удивило?

( Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

- А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Читают, исправляют ошибки).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

6. Физминутка.

Я посоветую Оле отправить Майклу наш национальный сувенир матрёшку. Понаблюдаем за ней. (зарядка для глаз).

7. Постановка учебной задачи.

- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

Узнаем, какой признак имени существительного не знал Майкл и поэтому допустил ошибки. Этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока, которую мы сейчас и определим.

Разгадайте ребус.

шаРф + кОт + Дом = РОД

- А что обозначает слово РОД? ( семья, родня, родственники, члены одной семьи)

А где мы можем точно узнать, что обозначает это слово? (В словаре)

Прочитайте, что обозначает слово род.

1. Союз больших семей, находящихся в родственных отношениях.

2. Грамматический признак частей речи.

Какое определение подходит для нашего урока?

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

(Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство)

-На нашем уроке род- грамматический признак частей речи. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Тема: Род имён существительных.

-Сформулируйте цели на сегодняшний урок с помощью опорных слов:

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Научиться определять…(род имени существительного.)

8. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1. Исследовательская работа в парах.

- На 1 этапе : Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, можно помогать друг другу в парах. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 7)

  • Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

  • Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?

  • Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

  • Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

  • Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

- Заполняют таблицу.

- Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.)

Проверьте друг друга в парах.

- Какие имена существительные называет мужчину?

- Назовите слова-помощники.

-Как можно назвать род этих существительных?

- Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.)

- Какие имена существительные называют женщину?

- Назовите слова-помощники.

- Как можно назвать род этих существительных?

- Запишите в рамку- женский род.

Итак, мы записали одушевлённые сущ. мужского и женского рода. В третий столбик ничего не записали.

- Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?

- Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько сущ. неодушевлённых в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.

- Давайте возьмём несколько сущ. и определим их род. (дом, лото, молодость, встреча, варенье

- Запишите слова в таблицу .

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.)

- Что вы заметили? (слово лото и варенье не записали)

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода? (оно, мое средний род)

9. Первичное закрепление во внешней речи.

- Давайте сделаем вывод. Какой новый признак имени существительного вы открыли?

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имен существительных?

- Прочитайте правило на стр. 25.

- Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя открыли?

-А для чего мы изучаем род(признаки) имён существительных? (Чтобы правильно составлять фразы, грамотно писать).


Грамматическая сказка.

-Послушайте грамматическую сказку о том, как род появился у имени  существительных.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных. Прочитайте.

УЧЕНИК: Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он - мой".
Средний род:"Оно - моё".
Это правило - моё!

- А солнышко светит всё ярче. Кого вы хотите поблагодарить за это?

10. Физкультминутка

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

11.Составление алгоритма.

1. Поставлю имя существительное в единственное число.

2 . Заменю имя существительное одним из местоимений

( он, она, оно).

3 . Определю род (м.р, ж.р., ср.р)

12. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1.Упр.39

-На письме мужской, женский и средний род обозначается так : м.р., ж.р., с.р.

- Посмотрите на окончания существительных м.р., ж.р., и ср. р. Поможет оно в определении рода? (заметим-в мужском и женском роде окончания могут быть одинаковые)

- Поэтому, я предлагаю вам отправить Майклу стихотворение – памятку:

«Секрет запоминания родов»

Женский род – запомню я

И скажу: “она моя”.

И запомню род мужской,

И опять скажу: “он мой”.

Средний род: “оно моё”

Это правило моё!

2.Проблемный вопрос:

– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?

ВЫВОД: По родам существительные не изменяются.

- Какой это признак – постоянный или непостоянный.

ВЫВОД: постоянный (креплю табличку)

3.Письмо от Майкла.

Пришло письмо от Майкла по электронной почте.

В письме Майкл пишет ещё, что пробовал подобрать к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное, надписать над ним род. Майкл прислал Оле свои слова, помогите ей напишите, какие слова можно вставить. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

- Нам предстоит открыть ещё много нового о частях речи и узнать, как они взаимосвязаны между собой.

4. Работа по карточкам.

Взаимопроверка в парах.

- Благодаря вашей работе солнце засияло в полную силу.

Итог урока.

Итак, ребята, расскажите Майклу

1) Какого рода бывают существительные?

2) Как определить род имени существительного?

- Большое спасибо за ту помощь, которую вы оказали Майклу и Оле. Майкл прислал вам открытки с видами прекрасной столицы Англии. . Думаю, вам стоит узнать больше об этом городе.

13. Рефлексия.

-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке?

Дополните предложения.

  • Я сегодня узнал …

  • Я научился …

  • Мне понравилось …

14. Домашнее задание.

Выучить «Секрет запоминания родов».

Упр. 43 на стр. 26 в учебнике.

-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.