РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Учитель _______________
Дата __________________
Урок № .
Тема: Род имён существительных. Родовые окончания.
Цель: научить определять род имён существительных.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную в общении речь. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные УДД: осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся научится: распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); распознавать род имён существительных.
Оборудование: карточки, предметы и предметные картинки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
А Л М Я АЛМЯ МЯАЛ ЛМЯА ЯМЛА
III. Актуализация знаний
1). Запись под диктовку.
Река Салгир, город Ялта, море Чёрное, Пётр Первый, улица Крылова, Алексей Толстой, село Доброе.
— Назовите орфограммы в этих словах.
IV. Самоопределение к деятельности
(Учитель берёт пенал у ученика.)
— Чей пенал? Запишите.
(Пенал – он мой.)
— Подчеркните слова он мой.
— Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он мой.
-Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными
женского и среднего рода.)
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, — моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род — оно моё:
Моё окно, село моё.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1). Упр. 39 (с. 25); упр. 40 (с.26)
— Прочитайте слова. Разделите их на три группы.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте, какие окончания имеют имена существительные разного рода.
2). Сведения о языке (с.25)
— Прочитайте на с.25 сведения о языке.
— Каким словом можно заменить слова мужского рода?
— Каким словом можно заменить слова женского рода?
— Каким словом можно заменить слова среднего рода?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
3). Сведения о языке (с.26)
4). Упр. 41 (с. 26).
— Прочитайте пары слов.
— Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1). Упр. 42 (с. 26).- фронтальная работа
(Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)
2). Звуко-буквенный разбор
Июль – 4 буквы, 4 звука, 2 гласных, 2 согласных, 2 звонких, 2 мягких
и [ и ] – гласный, безударный
ю[ й’ ] – согласный, звонкий, мягкий
[ у ] – гласный, ударный
л[ л’ ] – согласный, звонкий, мягкий
ь[ - ]
2). Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Днём спит на ней подушка,
А по ночам — Андрюшка.
(Кровать.)
— Найдите слово кровать в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом кровать, запишите.
— Запомните написание этого слова.
3). Упражнение в определении рода имён существительных
— Как узнать род имени существительного? Приведите примеры.
(Карточка №1)
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, десница, пом..дор, рад..о, т..варищ.., р..шение.
VII. Рефлексия
Картинно-предметный диктант
(Учитель показывает предмет или картинку. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)
— Какого рода бывают имена существительные?
— Каким словом можно заменить слова мужского рода?
— Каким словом можно заменить слова женского рода?
— Каким словом можно заменить слова среднего рода?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как определить род имени существительного?
IX. Домашнее задание
Упр. 44 (с. 27).
Приложение
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
Карточка №1
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.cтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, пом..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.
9