СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число и род имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе.

 

Тема: Число и род имён существительных».

Цели. Развивать умение определять род и число имён существительных, правильно писать родовые окончания имён существительных;

формировать умение разбирать слова по составу, закреплять навыки правописания словарных слов, повторить разбор предложения по членам предложения и частям речи;

прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.

Просмотр содержимого документа
«Число и род имён существительных»



Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Число и род имён существительных».

Цели. Развивать умение определять род и число имён существительных, правильно писать родовые окончания имён существительных;

формировать умение разбирать слова по составу, закреплять навыки правописания словарных слов, повторить разбор предложения по членам предложения и частям речи;

прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.

Учебные материалы.

Учебник «Русский язык. 3 класс».; рабочие тетради; тесты; орфографический словарь Ожегова; у каждого ученика кружки разного цвета: красного, синего, зелёного; на доске рисунки: Снежной королевы, Кая и Герды; за доской - запись текста с ошибками.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Девиз нашего урока:

«Ты никак не обойдёшься

Без известных орфограмм.

Ты без них сто раз споткнёшься,

Заходи, узнаешь сам».

Цель: научиться определять правильно род и число существительных, учиться определять их окончания.

Учитель. Снежная королева заморозила Кая и Герду. Мы с вами поможем их разморозить, если без ошибок выполним все задания на уроке.

Рисунок Кая и Герды закрыт иллюстрацией, разрезанной на части. Постепенно, по мере выполнения заданий на уроке, части иллюстрации убираются, а рисунок Кая и Герды открывается.

3. Проверка выполнения домашнего задания.

32, с. 64 (II часть).

1) Учитель. Назовите существительные ж.р. и их окончания. Докажите, что это существительные женского рода.

Правило: Существительное, которое можно заменить личным местоимением она,- существительное женского рода.

2) Учитель. Назовите существительные мужского рода и их окончания. Докажите, что это существительные мужского рода.

Правило: Существительное, которое можно заменить личным местоимением он,- существительное мужского рода.

3)Учитель. Какого рода здесь нет существительных? Приведите примеры существительных среднего рода, назовите окончания.

Правило: Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно,- существительное среднего рода.

4. Самостоятельная работа (тест).

девочка лиса машина дерево собака трамвай рабочий огурец мальчик карандаш дежурный пенал платок

Учитель. Выбрать существительные м.р., отвечающие на вопрос что?

5. Коллективная работа.

Учитель. На какие группы можно разделить слова, записанные на доске?

площадка деревня косьба верхушка солнце цепочка граница крыльцо полотенце яблоко облако

Сколько таких групп можно выделить?

1) Безударные гласные, проверяемые ударением:

граница – грань

верхушка – верх

косьба - косит

площадка – площадь

цепочка – цепь и т.д.

2) Безударные гласные, не проверяемые ударением.

3) Парные согласные.

4) Непроизносимые согласные.

5) Ща.

6) Чк

7) ь – показатель мягкости согласного.

6. Чистописание.

1) ра ри ре ря

Назвать нижние и верхние соединения.

Назвать слоги с мягкими согласными.

2) Угадать, какие словарные слова спрятались?

ребя сказ

рас бота

расте та

ра ние

ж.р. м.р. ср.р.

Учитель. Записать слова: ребята, работа, рассказ, растение.

  • Чем похожи эти слова?

  • Определите род существительных.

  • Какое слово лишнее и почему?

Д. ребята – множественное число, отвечает на вопрос кто?; безударная гласная «е».

7. Домашнее задание: № 38, с. 66

8. Работа над ошибками.

Учитель читает стихотворение.

Разве можно без улыбки, видеть в тексте нам ошибки:

«Налител я на сугроп и расшип сигодня лоп.

Очень болно и обидно, глас подшышкою не видно».

Быстро помогайте, все ошибки исправляйте.

-Назовите слово, где все согласные мягкие.

(Очень).

9. Самостоятельная работа.

Задание по рядам: 1 ряд – I строка, 2 ряд – II строка, 3 ряд – III строка.

Образовать и записать имена существительные с помощью суффиксов:

-ость, -б, -ик, -ышк.

I ряд. Смелый, дружить, лист, гнездо.

(Смелость, дружба, листик, гнёздышко).

II ряд. Скромный, служить, куст, перо.

(Скромность, служба, кустик, пёрышко).

III ряд. Стойкий, косить, мост, крыло.

(Стойкость, косьба, мостик, крылышко).

Учитель. От какой части речи образовали слова с суффиксом «ость»?

Дети. От прилагательного.

Учитель. От какой части речи образовали слова с суффиксом «б»?

Дети. От глагола.

Учитель. От какой части речи образовали слова с помощью суффиксов «ик», «ышк»?

Дети. От существительного.

Учитель. Прочитайте объяснения слов: смелость, скромность, стойкость, используя словарь Ожегова.

10. Физкультурная минутка (упражнения под музыку).

11. Занимательный диктант – фронтальная работа с классом.

Учитель. Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Дети записывают: Орёл, петух, лиса, медведь или тюлень, заяц.

Учитель.

  • Определите род существительных, окончание.

  • Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв (медведь).

  • В каком слове букв больше, чем звуков (заяц).

  • Чем похожи все эти слова?

(Это существительные, обозначают животных).

  • Чем отличаются?

(1) Птицы – звери, 2) м.р. – ж.р.,

3) Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением – проверяемой ударением.

  • К слову лиса подберите однокоренные слова, назовите корень.

Лиса – лисичка, лисица, лисонька, лисий.

Учитель. Назовите лишнее слово.

Дети. Лисий, так как это имя прилагательное.

12. Творческая работа. (Дифференцированная работа).

У кого на парте красный круг - придумывает продолжение рассказа.

У кого на парте синий круг - составляет и записывает предложения.

У кого зелёный - списывает текст, вставляет пропущенные орфограммы.

На доске:

1) Коллективный разбор предложения:

Закружились, крупные, в…здухе, сн…ж…нки, в

(В воздухе закружились крупные снежинки).

2) в…черу, сне…, пов…лил, хлоп…ями

(К вечеру снег повалил хлопьями).

3) м…роз, на, расп…сал, за, стёклах, ночь, узоры

(За ночь мороз расписал на стёклах узоры).

13. Самостоятельная работа.

Учитель. Записать в три столбика по родам: ж.р., м.р., ср.р.

  • Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

Все зовут его …(арбуз).

  • На ветке не птичка-

Зверёк невеличка,

Мех тёплый, как грелка

Кто это? (Белка).

  • Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто:

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото).

  • Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей).

  • Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо).

  • Долгоножка хвалится:

-Я ли не красавица?

А всего – то косточка

Да красненькая кофточка! (Вишня).

Ж.р. М.р. Ср.р.

белка арбуз болото

вишня воробей гнездо

14. Подведение итога урока.