Заботливым родителям будущих первоклассников о готовности детей к школьному обучению.
Школа! Как много радостных и тревожных переживаний связано с этим словом у родителей будущих первоклассников.
Когда начинать готовить ребёнка к школе? Чему учить? Кто должен это, делать? Такие и подобные вопросы волнуют родителей, бабушек и дедушек. ,
Готовность ребёнка к школьному обучению - понятие многостороннее. Сюда входит умственное и физическое развитие, определённый уровень осведомлённости в окружающем мире, эстетическое воспитание, развитие речи, моторная ловкость, личностное развитие и многое другое.
Для того, чтобы определить насколько удалось сформировать и развить необходимые умения и качества будущего ученика предлагаем вниманию родителей ряд характеристик ребёнка, которые могут создать трудности в обучении.
К ним относятся:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность (согласно возрасту);
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками, трудность контакта с незнакомыми взрослыми или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия инструкций;
низкий уровень знаний об окружающем мире;
неумение обобщать или распределять предметы на определённые группы, выделять черты сходства и различия между предметами (явлениями);
слабое развитие тонкокоординированных движений руки, неумение выполнять различные графические задания, общая моторная неловкость;
нарушение или недоразвитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки в пространстве;
недостаточная способность к запоминанию;
задержка речевого развития (неправильное произношение слов, бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли);
несформированность понятий числа и количества предметов.
Как правило, перечисленные характеристики не единичны, чаще бывают в комплексе. Присмотритесь к своему ребёнку. Всё, что возможно, доступно скорректировать в поведении ребёнка, его умениях - сделайте это! Причём, не всегда для этого надо находить или выделять специальное время. В процессе повседневного общения с ребёнком чаще и больше говорите с ним, расширяйте и обогащайте его знания в окружающем, увеличивайте, активизируйте словарный запас. Хорошо, если Ваш рассказ, объяснения, будут подкрепляться конкретными примерами. Очень важен опыт Дошкольника действовать по образцу (слушай, смотри, делай как я, запомни, повтори, ...).
Развивайте умения оперировать числами (хотя бы в пределах 10). Например, назвать меньшее или большее заданного числа на 1, 2, 3, ... продолжить счёт с заданного числа в прямом и обратном порядке, считать до тех пор, пока не станет на 7 больше или на 3 меньше и т.п.
Тренируйте руку ребёнка (причём, очень важно знать какая у Вашего ребёнка ведущая рука). Не пытайтесь поменять ведущую руку. Тем самым можно нарушить функциональные взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга. Но, если Ваш ребёнок левша, помните, что он более эмоционален и раним, не переусердствуйте в соблюдении режима. Для левши строгое следование режиму может быть непомерно трудным. Обучая левшу, привлекайте больше наглядности, чтобы ребёнок мог познавать не столько через слова, сколько через образы.
Максимально развивайте ощущения мира во всех его проявлениях как в прямом, так и переносном смысле. Ребёнок должен знать, что может быть или бывает, например, красным, легким, шершавым, холодным и т.д., у какого предмета 4 угла, две стороны, три части и т.п.. Постоянно предлагайте краски, пусть рисует как можно больше. Через цвет, форму развивается воображение, восприятие, эмоциональность Вашего ребёнка.
К началу школьного обучения научите ребёнка безошибочно ориентироваться в пространстве. Нарушение сформированности пространственного восприятия часто бывает причиной трудностей обучения чтению, письму и математике. Левая, правая сторона, верх, низ, правый нижний угол, левый верхний, выше, ниже, шире, глубже, короче, над, под, перед, за, после того, до того Вот элементарные пространственные представления, которые ребёнок должен научиться понимать.
Успехи в обучении Вашего ребёнка будут зависеть от его организованности, дисциплинированности, от соблюдения режимных моментов, от умения самостоятельно одеваться, кушать, владеть определёнными гигиеническими навыками.
Для эмоционально-комфортного пребывания в школе среди сверстников и взрослых имеет значение умение общаться, обращаться с какой либо просьбой, умение слушать, договариваться, уступать ...
Поиграйте с ребёнком в школу, побудьте учителем (учеником), найдите «слабые звенья» в умениях, поведении вашего ребёнка, постарайтесь укрепить их. Не упрекайте, если ребёнок даёт неправильный ответ. Это мы, взрослые, ещё не научили его. Но всегда замечайте, обращайте внимание на то, что получается у вашего сына или дочери и порадуйтесь искренне и вслух.
Приобретая школьные принадлежности, придавайте этому особую значимость. Воспитывайте интерес, уважение к учебному труду. Расскажите свои лучшие воспоминания о школьной жизни. Постоянно подчёркивайте необходимость образования для человека.
Успехов Вам уважаемые РОДИТЕЛИ.