Конспект
родительского собрания
для родителей будущих первоклассников.
Тема:
«Скоро в школу».
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи: Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит важный момент - ваш ребенок сделает новый шаг по лестнице жизни. Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей.
Для того, чтобы Ваш ребенок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учеба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику еще до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков, не только в учёбе, но и в поступках.
Что важно сделать перед школой?
Обратите внимание на состояние здоровья ребёнка.
Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей.
Ежедневно посещая школу, ребёнок привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. А частые заболевания выбивают ребёнка из привычного ритма школьной жизни. Что сделать для того, чтобы ребёнок не попал в число часто болеющих детей?
- Конечно заняться профилактикой различных заболеваний. Закаливание.
- Побольше двигаться.
- Обязательно перед школой показаться специалистам.
- Приучить ребёнка соблюдать режим дня.
Научите ребёнка самостоятельности.
Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения.
Проверьте как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
Умеет самостоятельно одеваться, завязывать шнурки быть опрятным.
Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.
3. Формируйте у ребёнка умение общаться.
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
4. Уделите особое внимание развитию произвольности.
Учите ребёнка умению владеть собой (не взрываться при неудаче), управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребёнка.
До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.
Не опережающее обучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка.
• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву. Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы!;
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
6. Тренируйте руку ребёнка.
• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми.
Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.
Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
• Аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-
школьных мероприятиях.
На заметку родителям!
Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника , например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю.
8. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
“Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
к новому взрослому, к коллективу;
к новым требованиям;
к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Готовность к школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
интеллектуальный
эмоциональный
социальный
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
.
ЧТО ТЕПЕРЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОССИЙСКИЙ ПЕРВОКЛАССНИК ПО ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТАМ?
Федеральный государственный образовательный стандарт снова обновляют. На этот раз создатели ФГОС сосредоточили свое внимание на более четких предметных результатах по всем предметам во всех классах, чем были до этого.
Предметные требования к знаниям, которые получают дети к концу каждого года обучения.
Иными словами, вот список того, чему должна научить школа, если она несет ответственность за качество образования. Начнем по порядку - с первоклассников и с того, что они должны усвоить к концу первого года обучения.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Окружающий мир один из предметов, который встречает непонимание у многих родителей
Что ж, в новом ФГОС НОО (начального общего образования) будет довольно четко прописано, что именно должен знать ученик. Эти предметные результаты будут спрашиваться на промежуточной аттестации (то есть, при переводе во второй класс).
Знать имена, отчества и фамилии всех членов своей семьи, а также знать профессии родителей и бабушек с дедушками.
Знать название своего населенного пункта, его статус (село, город, столица), район, край или область, а также точный адрес школы и дома.
Знать и приводить примеры достопримечательностей и культурных традиций своего края или области.
Понимать и объяснять разницу между миром живой и неживой природы.
Отличать рукотворные объекты от природных.
Отличать фрукты от овощей и приводить примеры.
Знать простое строение растений, уметь назвать части растения - корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Понимать разницу между дикорастущими и культурными растениями, между лиственными и хвойными.
Отличать животных по признакам и объединять по группам - птицы, рыбы, насекомые, звери.
С помощью опорных слов уметь составить описание самых распространенных в своем регионе растений по плану: дикорастущее или культурное растение, лиственное или хвойное, вид - дерево, кустарник или трава.
С помощью опорных слов уметь составить описание животного, выделить их существенные признаки (перья, клюв у птиц, чешуя, жабры - у рыб и т.д.)
Уметь вести простейшие фенологические наблюдения - наблюдать за погодой, за сезонными изменениями в природе, с помощью взрослого проводить опыты и измерения.
Уметь находить ответы на вопросы в небольших текстах о природе и обществе.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения: на природе, на дороге, на улице, дома, в школе, на учебном месте, в интернете.
Знать и соблюдать правила дорожного движения, правила пешехода, безопасного передвижения на роликах, велосипеде, самокате.
Это все. Если все это ваш первоклассник может назвать без труда, значит, курс окружающего мира за учебный год им был усвоен.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Вот полный «пакет» знаний и умений, которые будут «прощупывать» по русскому (оценку все равно в первом классе ставить не будут, только «усвоено»/«не усвоено»).
Понимать прослушанный или прочитанный текст.
Составлять небольшие тексты из нескольких предложений по сюжетным картинкам или собственным наблюдениям.
Вычленять звуки из слова, правильно их произносить.
Различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие/твердые и звонкие/глухие согласные.
Определять ударный слог в слове.
Делить слово на слоги: слова предъявляются для проверки самые простые - из 2-3 слогов без стечения согласных, типа «молоко», «папа», «банан». И знать правила переноса таких слов по слогам.
Знать русский алфавит, правильно произносить названия букв в нем.
Понимать разницу между буквами и звуками, уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком в конце слова, а твердость согласных звуков обозначать на письме буквами А, О, У, Ы, Э.
Письменные буквы и их соединения должны быть разборчивыми, без искажений.
Знать правила написания прописных букв (в именах, кличках, названиях и пр.) и писать их без искажений.
Уметь находить в тексте описки и орфографические ошибки на изученные правила и исправлять их.
Находить в тексте слова, значение которых еще неизвестно, и уметь искать значение в словарях.
Различать слово и предложение, выделять слова из предложений и уметь составлять предложения из набора данных форм слов.
Правильно оформлять на письме предложения: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания.
При чтении вслух выбирать правильную интонацию, делать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения.
Правильно списывать слова и предложения объемом не более 20 слов, писать под диктовку слова и предложения, которые состоят из 3-5 слов, тексты объемом до 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Это основы знаний по русскому языку, которые получают первоклассники по стандарту.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Техника чтения всегда была в начальной школе.
Как должны читать нынешние первоклассники.
Темп чтения вслух - не менее 20 слов в минуту (не оценивается). Чтение должно быть плавным, по слоговым, с переходом на чтение полными словами, без пропусков и перестановок букв и слогов.
Чтение должно быть осознанным, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
Понимать содержание прочитанного или услышанного текста и отвечать на вопросы по содержанию, подтверждать ответ примерами из текста.
Различать некоторые жанры малого фольклора - потешки, загадки, считалки. А также жанры художественной литературы - рассказы и стихотворения.
Отличать народные сказки от литературных.
Определять последовательность событий в произведении.
Давать характеристику и оценку (положительную или отрицательную) поступкам героев.
Отличать прозаическую речь от стихотворной.
Осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении.
Формулировать свое впечатление от произведения (не менее двух предложений).
Задавать вопросы по содержанию произведения.
Пересказывать основное содержание произведения, соблюдая последовательность изложения событий (с помощью опорных слов, картинок, схем, вопросов, предложенного плана).
Сочинять небольшие тексты по предложенному началу.
Ориентироваться в книге по ее визуальным компонентам: обложке, оглавлению, иллюстрациям.
Объяснять незнакомые слова, прибегая к помощи словаря.
МАТЕМАТИКА
А вот что входит, или какими компетенциями должны обладать первоклассники по обновляемому стандарту.
Оперировать с числами от 0 до 20: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать, пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта.
Уметь считать двойками и пятерками.
Осуществлять разбиение четного числа в пределах 20 пополам.
Называть числа, большие или меньшие данного числа на заданное число.
Выполнять разностное сравнение чисел.
Выполнять сложение: называть компоненты этого арифметического действия (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма), понимать и применять переместительное свойство сложения, понимать взаимосвязь компонентов сложения. Находить неизвестный компонент сложения.
Выполнять вычитание: называть компоненты этого арифметического действия (уменьшаемое, вычитаемое, разность), понимать взаимосвязь компонентов.
Решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, уметь ставить вопросы к задаче, выделять условия, устанавливать зависимости между данными и искомыми значениями, уметь применять схемы при решении, уметь оформлять решение задач согласно правилам оформления.
Оперировать с понятием «длина»: сравнивать объекты по длине, знать и использовать единицы длины - сантиметр, дециметр. Соотносить сантиметры и дециметры между собой. Измерять длины реальных объектов с помощью линейки или некоторой мерки.
Знать следующие плоские геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. И объемные - куб и шар. Уметь нарисовать от руки на нелинованной бумаге или поверхности, но с помощью инструментов: треугольник, прямоугольник, многоугольник, круг. Квадрат уметь чертить на бумаге в клетку. Уметь чертить отрезки заданной длины. Уметь копировать изображения из точек и отрезков.
Различать право и лево с точки зрения другого человека.
Понимать и объяснять соотношения между объектами: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под.
Распознавать истинные и ложные логические высказывания (речь об элементарных примерах)
Уметь классифицировать объекты по заданному признаку.
Находить закономерности в ряду объектов.
Уметь работать с таблицами: называть строки и столбцы, вносить данные в ячейки таблицы, извлекать данные для необходимых арифметических и логических операций.
Дополнять рисунки и схемы числовыми данными.
Следовать простейшим алгоритмам при вычислениях, измерениях, построениях.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
.Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
Совет №1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но – личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
Совет №2. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
Совет №3. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...».
Совет №4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок. Отмечайте по ходу игры успехи каждого. Обратите внимание ребенка на самоценность игры, а не выигрыша.
Совет №5. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи..
Обсуждение с ними конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно.
Совет №6. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
.Развитие речи - залог хорошей учёбы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребёнок должен обладать фантазией.
Совет № 7. Чаще разговаривайте с ребёнком.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал(а)!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ваш ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать вам.
Совет №8. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
Совет №9. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
.Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В тоже время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать вашего ответа.
Совет №10. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребёнка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
Совет №11. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка..
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребёнок может всё, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью.
Совет №12. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваши требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребёнку сейчас фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если..., то...» («Если уберёшь свои вещи, разрешу смотреть телевизор и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребёнок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе»
Совет №13. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнка на запретах
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выберет себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные – еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
Совет №14. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые магазины – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба, две пачки печенья. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Если ребенок помогает вам накрывать на стол, попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: «Сколько ложек тебе понадобится?».
Совет №15. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
.
Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, тогда его любознательность перерастет в радость учения.
Совет №16. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
.
15