СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительская гостинная. "Семейное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по работе с родителями в форме родительской гостинной на тему "Семейное чтение". В наше время сейчас многие родители сидят в гаджитах и поэтому очень актуально провести такое не обычное родительское собрание. Желаю удачи!

Просмотр содержимого документа
«Родительская гостинная. "Семейное чтение"»

МДОУ ДС Семицветик г.Краснослободска













Родительская гостиная

«Семейное чтение»









Автор разработки:

Чечнева Евгения Анатольевна

Воспитатель Iкв.категории











«Семейное чтение»

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Ход:

Часть 1. Вступительная.

Воспитатель: Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, который ежегодно отмечается 2апреля, в честь дня рождения датского писателя сказочника Ганса ХристианаАндерсана, а еще так, как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. А еще сегодня 1апреля, День смеха и поэтому я предлагаю в процессе нашего общения разряжать каким-либо смешным анекдотом или смешной короткой историей из жизни.

Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. И это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

Часть 2. Книги - хранители мудрости.

Воспитатель: Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.

Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.)

Часть 3. Дети о книгах.

Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.

Дети читают стихи о книгах.

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

Часть 4. Книги воспитывают.

Воспитатель: Л. Н. Толстой утверждал: «И воспитание, и образование – нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».

Проводится этическая беседа с детьми и родителями по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» (см. Приложение 1). Её итог – цитирование родителям классиков: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. Чехов) ; «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький) .

Часть 5. Книги развлекают.

Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:

«Книга, книга – друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой,

никогда не скучно».

Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.

Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 2) .

Подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский) .

Часть 6. Миг благодарения.

Воспитатель: Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.

Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.

Дети уходят в музыкальный зал.

Часть 7. Обмен родительским опытом.

Воспитатель: Эпиграфом к этой части собрания могут стать слова Л. В. Успенского «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения и уголка книги»; «Книги – семейные реликвии».

Часть 8. Игровая пауза.

Воспитатель: Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.

Родители называют любимые книги своего детства.

Воспитателем организуется для родителей литературная игра «Сказки нашего детства» (см. Приложение 3) .

Часть 9. Решение собрания.Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения» (см. Приложение 4,5) .

Часть 10. Чайный стол.

Воспитатель: Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение.

Чаепитие.

Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.





















Приложение 1.

В. Осеева «Печенье»

Рассказ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатое! Сладкое! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.













Приложение 2

Литературная викторина для детей «Вспомни сказку»

(проводят родители)

Веселится народ,

Муха замуж идет.

За лихого, удалого,

молодого … КОМАРА… («Муха - Цокотуха»)

Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

добрый доктор … АЙБОЛИТ( «Доктор Айболит»)

Только вдруг из-за кусточка,

из за синего лесочка,

из далеких из полей,

прилетает … ВОРОБЕЙ («Тараканище»)

А посуда вперед и вперед,

по полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу -

«Я больше идти… НЕ МОГУ» («Федорино горе»)

Солнце по небу гуляло,

и за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

стало заиньке … ТЕМНО( «Краденое солнце»)









Приложение 3

Литературная игра для родителей «Сказки нашего детства»

(проводит воспитатель)

Ох, отец, я очарован,

незнакомкой молодой.

На балах среди придворных,

не встречал красы такой.

(Золушка)

Бабушка внученьку очень любила,

бабушка шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

меня … зовут.

(Дюймовочка)

А я родился странной,

игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

и никому не мил.

Один меня заметил,

и ласково приветил.

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

А лисички взяли спички,

к морю синему пошли.

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, «Путаница»)

Сел он утром на кровать,

стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки –

оказалось, это … (брюки, С. Маршак, «Вот какой рассеянный»)

Брал в столовой Дядя Стёпа,

для себя двойной обед.

Спать ложился Дядя Стёпа –

ноги клал на … (табурет, С. Михалков, «Дядя Стёпа»)

Тут и мыло подскочило,

и вцепилось в волоса.

И юлило, и мылило,

и кусало, как … (оса, К. Чуковский, «Мойдодыр»)





















Приложение 4

Проект решения родительского собрания

1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.





























Приложение 5

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения».

- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);

- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и, каких именно объяснений он ждал от вас, по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события

из произведения, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.









Приложение 6

Историческая справка

День детской книги появился в 1967 году. Инициатором его создания стала организация под названием «Международный совет по детской книге» (аббревиатура – IBBY), а точнее, ее основатель  – немецкая писательница, журналист и переводчик ЙеллаЛепман, почти неизвестная в России. Праздник приурочен ко дню рождения одного из самых значительных писателей-сказочников – Ганса Х. Андерсена, родившегося в 1805 году.

Этот день – отличный повод поздравить всех, кто помогает произведениям, адресованным детям, появляться на свет, тем самым радуя наших детей и нас самих – ведь все мы, как говорится, родом из детства… Открытка с теплыми словами, небольшой букет цветов, или даже просто дружелюбная улыбка способны украсить жизнь каждого. Поделитесь сегодня своими самыми светлыми, искренними чувствами с авторами, редакторами, художниками, библиотекарями. И обязательно с теми, для кого они творят – детьми!

Инициатор праздника, Йелла, практически всю свою удивительную жизнь посвятила детям и детской литературе. Она переводила и редактировала множество детской и юношеской литературы, сама написала несколько книг для детей, а также основала Международную юношескую библиотеку, представляющую собой профессионально составленный сборник лучших детских книг писателй мира. Один из наиболее успешных проектов данной международной библиотеки – тематические выставки книг писателей мира в различных странах. Например, в 2004 году такая выставка, посвященная теме мира, дружбы и толерантности, прошла в Москве.

ЙеллаЛепман также организовала премию имени Ганса Х. Андерсена для детских писателей. Эта премия вручается 2 апреля, на празднике, каждые 2 года. В настоящее время ее лауреатами являются более 40 человек – иллюстраторы и писатели, в том числе Астрид Линдгрен, ДжанниРодари.
У «Международного совета» существует множество национальных отделений, и ежегодно одно из них становится почетным организатором этого чудесного праздника. Работники этого подразделения придумывают тему праздника и приглашают известного писателя из числа своих соотечественников для написания послания детям планеты. Также IBBY приглашают художника, который создает тематический плакат для праздника.

В течение всего года эти материалы используются для распространения интереса к чтению, так как оно, по убеждению организаторов, оказывает решающее влияние на интеллектуальный и духовный облик подрастающего поколения людей.

Детская литература – явление относительно молодое. Примерно до 17 в. дети читали почти ту же литературу, что и их родители. Сказки, былины, фантастические и мистические истории существовали только в устной традиции, и их никто не адаптировал для детского восприятия. Некоторые из этих произведений устного творчества, трансформировавшиеся в печатный текст, и сейчас вызывают огромный интерес – например, басни Эзопа, легенды оРобин Гуде, о короле Артуре,  или народные сказки в пересказе братьев Гримм или Шарля Перро.

С появлением и распространением печатного станка в Европе начинается и история детской литературы как таковой, и к 18 веку ассортимент книг для детей был уже достаточно велик для того, чтобы ребенок мог выбирать себе книги по вкусу.

19 век по праву называется золотым веком литературы, адресованной детям и юношеству. К этому времени не вызывал сомнения тот факт, что детям, кроме учебников и книг на религиозную тему, нужны и собственные книги, кроме того, неуклонно повышалась грамотность населения, включая и бедные классы.  Важнейшим событием стало появление книг Льюиса Кэрролла об Алисе – эти книги были основаны на свободном полете фантазии и юморе, и лишены поучительности, что было для того времени новаторством. «Детское» направление приобрело в издательском деле статус самостоятельной отрасли только в 20-х года двадцатого века.

Детские книги – энциклопедия всего интересного, радостного и важного, что только бывает на свете. Сегодняшний праздник – дополнительный повод почитать ребенку на ночь, «подкинуть» ему хорошую  книгу, а может, и самим перечитать любимые с малых лет книги. Или даже восполнить пробелы прошлого и, наконец, прочитать то, что когда-то пропустили…

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!