СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительские собраия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения роительских собраний

Просмотр содержимого документа
«Родительские собраия»

Родительское собрание? Ура! или Как заманить родителей в школу

Когда говорят о профессиональном уровне педагога, всегда стремятся дать представление о стиле его взаимоотношений с родителями учащихся. Краткие фразы: "…умело выстраивает отношения с семьей учащегося", "…тесная связь с родителями" и т.д. – не дают ясной картины, не вооружают коллег доступными средствами, которыми достигается согласие в вопросах воспитания и развития личности обучающихся.

Сейчас, имея 20-летний педагогический опыт, могу утверждать, что будущих педагогов не учили труднейшему искусству общения с семьей учащегося. Не было дано даже общего представления о том, сколько потребуется ума, терпения, такта, душевности – ведь речь идет о ребенке, не одном из многих, каким он является для учителя, а одном и единственном, каким этот ребенок является для родителей. Психология преподавалась как исключительно детская, а потребности в знаниях при построении цепочки "учитель – ученик – родители" скорее из области практической психологии. Мне, как, наверное, и моим коллегам, можно было бы избежать многих бед, если бы учительство не только обращалось за помощью к семье, но и приходило ей на помощь во всеоружии своих знаний. Худо с педагогикой не только потому, что она не может справиться с миром детей, а и потому, что она не может овладеть миром взрослых. Начиная работать в школе, я представляла себе большую часть родителей как законопослушных граждан, для которых авторитет учителя высок. Но очень быстро убедилась, что не всё так безоблачно, приходилось строить взаимоотношения с взрослыми подопечными, учась на своих и чужих ошибках, нащупывая путь по своему усмотрению.

Однажды в журнале "Начальная школа" я познакомилась с публикацией, которая знакомила читателей с результатами тестирования психологом одной из школ родителей учащихся. Цель диагностики – определение факторов, которые влияют на отношение родителей учеников к учителю начальных классов. Это исследование показало, что в родительских оценках учителей эмоциональные аспекты взаимодействия с детьми превалируют с оценками деловых и профессиональных качеств учителя. Это означает, что учителю для установления контакта с родителями мало быть профессионалом – нужно прилагать усилия, чтобы стать человеком, который "просто нравится"! Иначе многие усилия педагога будут разбиваться о стену родительской отчужденности. От непривлекательного учителя родители не воспринимают даже самые правильные и точные суждения относительно их ребенка.

Работа педагога является таким видом трудовой деятельности, которая просто невозможна вне общения.

Психотерапевт Владимир Леви в своей книге "Искусство быть другим" даёт советы, которые могут пригодиться учителю, при общении, как с детьми, так и с взрослыми:

  1. Плюс интерес. Вспомните всеми любимого Глеба Жеглова, который свои успехи в установлении контакта с любыми людьми объяснял простым житейским девизом: "Проявляй к человеку искренний интерес!"

  2. Минус тревожность. Душевное спокойствие, как запах роз, привлекает людей.

  3. Плюс обратная связь. Ваш взгляд - взгляд старого знакомого. В ходе беседы собеседник замечает лишь одно: разговор идет, обстановка приятная.

  4. Плюс артистизм. Богатство жестов, интонаций превосходного рассказчика и мима.

  5. Плюс-минус агрессивность. При общем фоне добродушия вы не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко….

  6. Минус предвзятость. Совершеннейшая невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке.

  7. Плюс предвидение… Плюс симпатия. Вы должны предвидеть, чем закончится ваш разговор, но, не смотря, ни на что, излучать симпатию к собеседнику

Но ведь для того, чтобы общаться с родителями, нужно с ними встречаться. Например, на родительских собраниях. И тут, зачастую, возникает следующая проблема; чем старше становится ребёнок, тем реже у родителей появляется желание встречаться с педагогом. Раз от раза количество родителей на собрании становится всё меньше: то дети забыли сообщить, то специально не сказали, то родители посчитали, «что ничего нового они для себя там не откроют». Поэтому, планируя родительское собрание, я ставлю перед собой задачу: подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени, проведенном в стенах школы и шли с собрания в надежде на то, что следующая наша встреча будет не менее полезной и интересной для них, чем та, на которой они только что присутствовали, и вынесли несколько полезных "открытий" о своем ребенке, о секретах воспитании. В этом мне помогают мои ученики - у нас в классе есть «тайное оружие»! Не зависимо от того, какое именно собрание планируется, мы с ребятами готовим «заманилки» - различные сюрпризы, которые можно увидеть только на собрании. Перед каждым из них у нас проводится «секретный» классный час, с результатами которого я и знакомлю родителей. Это могут быть рисунки, сочинения, коллажи... Особенность их в том, что на руки детям я их не отдаю, а показываю лишь на собрании. Т.е. те родители, которые отсутствовали - сюрприза не увидят. А ведь ребёнок его делал, старался, волновался о том, как у него получилось, понравится ли... После такой подготовки уже не я, а мои ученики напоминают родителям, чтобы они, не дай бог, не забыли о собрании. За 4 года дети привыкли к нашему секрету - ни за что не проговорятся дома, что мы приготовили!

А теперь о самих сюрпризах-«заманилках».

  • На классном часе дети рисовали на тему: «Минуты отдыха моей семьи» (для меня это была прекрасная возможность узнать больше о семьях моих подопечных: состав, любимые занятия и массу другой информации). Родители, придя на собрание, имели возможность рассмотреть рисунки, на которых не было указано кто, где изображён. А потом я предложила найти свою семью - чем их просто огорошила. Немного подумав, начали рассуждать: сколько человек, кто, чем занят, особенно внимательные пытались определить по «почерку рисунка» своё чадо. Тем, кто угадывал - я отдавала рисунки с комментариями, которыми сопровождали рисунки дети, когда рисовали. Например: «Моя мама много работает, и у неё совсем нет времени на отдых, поэтому наше любимое занятие - это шопинг, в магазины мы с ней часто ходим вместе» (Некоторые комментарии заставляли родителей задуматься над рисунком). Кстати, между классным часом и родительским собранием, подключив школьного психолога, мне удалось проанализировать рисунки, обозначить проявившиеся проблемы и наметить пути их решения;

  • Или ещё, дети рисовали мам, которым предстояло найти свой портрет! (это происходило незадолго до женского праздника, так, что мамы ещё и подарок получили к 8 Марта!). Кстати, на этом собрании присутствовал лишь один папа, зато именно он первый угадал портрет своей «половинки». Как же был горд на следующий день сын, рассказывая о том, как «папа весь вечер хвалил его, за самый достоверный рисунок» (Видимо, папа был тоже горд и сыном, и собой!)

  • Конечно, мы не только рисовали. Мы писали миниатюры: «Моё самое заветное желание» (Родители пытались угадать, чьё оно, зачастую, оказывалось, что родители плохо знают о чём думает их сын или дочь), «Обида, которую не могу забыть» и «Самый трудный день в моей жизни» (эти миниатюры, по просьбе детей, я не зачитывала вслух, а просто раздала - но видела, что они заставили родителей задуматься), «Если б был бы я девчонкой...» (писали мальчики, фантазируя на тему, как бы вели себя родители, как бы их назвали, как вы воспитывали...), «Если бы у папы родился сын...» (это уже девочки фантазировали - как бы повели себя родители, если бы вместо красавицы-дочки родился сынок) - эти миниатюры вызвали смех и оживление среди родителей.

  • Коллажи, который мальчики и девочки готовили в подарок друг другу, родители тоже увидели только на собрании, так не присутствовали на вручении подарков.

  • Впереди меня ждёт последнее тематическое собрание в этом классе, и к нему мы уже начали готовиться. Недавно прочли «Горячий камень» А. Гайдара и написали к нему продолжение, начинавшееся словами: «Однажды мы с родителями нашли этот камень...», что по этому поводу думаю дети, родители узнают, если не пропустят очередное собрание.

  • Кстати, дети включились в игру-"заманилку" - и сами предлагают: что бы такое придумать, чем бы удивить, как бы заманить...

В заключении, я бы хотела опять вернуться на несколько лет назад, когда я впервые готовилась к родительскому собранию. Опытная коллега решила поддержать меня и дала совет, который я запомнила и применяю до сих пор: «Никогда не говори родителям, что у них плохие дети! Этого они никогда тебе не простят! Лучше упрекай родителей, что они виноваты в том, что не помогают ребёнку раскрыть его гениальность! Каждый родитель в душе уверен, что его ребёнок – особенный, поэтому ему будет легче согласиться с тем, что это он мало приложил усилий для совершенствования своего чада». Я часто вспоминаю эти слова, когда готовлюсь к встрече с родителями, и, вы знаете, мне это помогает!