СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки родительских собрании 

Анкеты для родителей

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»

Непослушный ребенок, кто виноват и что делать
или о конструктивном наказании

   Дорогие мамочки и папочки! Тема, думаю, для всех животрепещущая: о конструктивном наказании. Знаете, до этой лекции считала, что все делаю правильно, оказалось – не всегда. Послушайте, может и у вас откроются глаза на некоторые вещи. Никогда не поздно признать, что ты был неправ, и наладить отношения с ребенком, а не считать что он маленький тиран.
   Представьте себе следующую ситуацию. За обеденным столом сидит семья: мама, папа, бабушка и ребенок. Все обедают. Ребенок возит чашкой по столу, изображая машинку. Папа спокойным тоном делает замечание. Желаемой реакции не последовало. Тон немного повысился – результат тот же. После нескольких предупреждений на повышенных тонах чашка падает со стола и разбивается. Знакомая ситуация, не правда ли? Что же чаще всего следует за этим? Каждый из вас может назвать свой вариант. В этой же ситуации папа растерялся: как быть? Накричать или проигнорировать факт разбитой чашки? Все усугубляется тем, что рядом мама и бабушка, и они тоже ждут от него какой-то реакции. Вот тут-то и встает вопрос о конструктивном наказании, как наказать, чтобы была польза и чтобы не потерять авторитет?

  В данной ситуации было правильным, что во взаимодействие папа-ребенок не стали вмешиваться остальные члены семьи. Если уж кто-то один начинает воспитывать – пусть продолжает. Остальным в этом случае недопустимо начинать защищать и жалеть ребенка. Если вам очень хочется вмешаться – лучше, стиснув зубы, уйдите в другую комнату. И если вы не согласны с воспитательным процессом, обсудите это потом без ребенка. Маленький человечек, разбираясь с одним из родителей, учится строить с ним отношения. На самом деле проблема непослушания детей лежит в авторитете родителей. Когда ребенок совсем перестает слушаться, и вы уже не знаете, что с ним делать, - это просто крик ребенка о том, что он нуждается в рамках и границах.

Когда ребеночек находился у мамы в животике, он был окружен стенками матки, он чувствовал себя комфортно и защищенно. Когда малыш рождается, он покидает комфортную среду. И попадает в мир, где нет границ, у ребенка появляется чувство страха. Поэтому важно не игнорировать плач новорожденного ребеночка, взять на руки, прижать к себе, запеленать, дать почувствовать привычные для него границы.

Когда наш малыш подрастает, он ощущает потребность в других границах – психологических, в нормах поведения, которые устанавливают для него его родители. Ребенок в силу своего возраста не может знать как себя вести, что хорошо и что плохо. Примерно лет до двух, проблема непослушания не встает так остро, так как ребенок в большей степени взаимодействует с мамой и еще не определяет себя до конца как самостоятельная личность. Уже после двух лет дети начинают проверять на прочность наши границы. Все, наверное, слыхали о «кризисе 3-х лет», который, кстати, может начаться и в 2,5 и в 4 года.

   В вопросе непослушания ребенка есть один приятный момент. Если ваше дите не слушается и всячески противодействует вам, - значит, у вас растет сильный ребенок, способный проявлять свою волю. Ваш сыночек или доченька вырастут настоящей личностью, если найдут в вас, своих родителях, настоящий авторитет. Не страх (ребенка не сложно запугать), а настоящее понимание ситуации, чем она может закончиться. Если ребенок не поймет, почему нельзя то или другое, но мы его заставим, - при нас он будет слушаться, а без нас?

 Еще один пример из жизни. Маленький ребенок был неравнодушен к розеткам. Всячески пытался в них что-нибудь засунуть, как-то исхитрялся доставать из них заглушки и т.д. И вот как-то мама застала сына с гвоздем в руках, который он уже почти вставил в розетку. Раздался оглушительный вопль: «Нельзя!» и ребенок застыл на месте с зажатым гвоздем в ручонке. После нескольких таких «нельзя» ребенок усвоил, что при маме лезть в розетку не стоит. Зато при папе эксперименты продолжались, и закончились они только после того, как папа каким-то образом объяснил ребенку, почему нельзя лезть в опасное место.

   Почему чаще всего происходит проверка границ? Потому что зачастую в одной семье сложно найти единство мнений. В одной и той же ситуации папа говорит «нельзя», мама – «может быть», бабушка – «можно», а дедушка вообще – «можно все».

   Да что там говорить, часто и от одного родителя не добьешься одной и той же реакции на одинаковую ситуацию. Мы ведь зачастую (особенно мамы) подвержены каким-то перепадам настроения, находимся, как говорится, на своей волне. И даже не задумываемся над тем, что сегодня мы с легкостью разрешили то, что вчера категорически запрещали? Скажите, пожалуйста, какие выводы должен делать маленький ребенок? А он их делает, не сомневайтесь. И их следствием является непослушание.

   Когда вы устанавливаете рамки и объясняете, что что-то нельзя, - то это нельзя в любом месте. А не так, что дома ребенок ест руками, а в гостях вам стало за него стыдно, и вы его отругали. Нужно быть последовательными. И если ребенок плохо вел себя в гостях, нужно не наказывать его, а задуматься, как он себя ведет дома и как это исправить.

   Вывод: рамки нужно устанавливать, и они должны быть постоянными и четкими независимо ни от чего.

   Всем, или многим знакомая ситуация: ребенок в магазине бьется в истерике перед полкой с вожделенной игрушкой. Что же делать в этом случае? Вот конкретная инструкция. Самое главное, ни в коем случае не оставляйте ребенка одного. Кинуть фразу «я пошла» и скрыться из поля зрения рыдающего ребенка – хуже не придумаешь! Он и так расстроен, а тут еще накладывается страх потерять маму. Лучше всего, если ребенок позволит вам обнять себя. Даже если это сделать не получится, присядьте с ним рядом и скажите: «Да, я понимаю, что ты хочешь эту игрушку». Пусть ребенок ощутит, что вы понимаете его. Всегда найдутся «спасатели», которые точно знают, как нужно правильно воспитывать ребенка, и готовы тут же применить свои знания на практике. Некоторые, особо умные, предлагают забрать ребенка себе. Так вот, всячески пытайтесь отключить себя от всех советчиков, представьте, что вы одни с ребенком, тем более не поддерживайте их, типа: «Да, да, забирайте!». Это, возможно, остановит истерику ребенка, но потом страх, что его могут вот так запросто отдать чужим людям, проявится в ночных кошмарах или вылезет еще где-то. А вы будете ходить на консультацию к психологу (в лучшем случае) и долго думать, откуда же взялся этот страх? Итак, как только ребенок попросил игрушку, берем небольшой тайм-аут для себя и обдумываем, почему мы не хотим купить ту или иную игрушку. Потому что дорогая, десятая по счету, любые причины. Нужно спросить себя, почему не хочу купить? И тут же принять решение. Либо вещь сразу покупается, без предварительных «нет», либо вы отказываете ребенку и стоите на своем до конца без колебаний. Если же мы говорим сначала «нет», а через пять минут – «да», что подумает ребенок? Нетрудно предположить, что будет в следующий раз.

   Любая истерика ребенка – наше с вами производство. Это мы позволяем нашим детям себя так вести. От того, как мы построим отношения с нашими детьми, зависит и наше будущее. Как наши подросшие детки будут к нам относиться, будут ли уважать нас и наши желания.


   Вот очень важные правила:
1. Прежде всего, нужно думать, почему мы поступаем так или иначе, и что подумает ребенок в данном случае. Ребенок должен ощущать нерушимые стены.
2. В серьезных моментах ребенок должен знать, что будет так, как сказали родители (желательно спокойным тоном).
 

   Еще Жан Жак Руссо говорил, что наказание должно быть естественным. Сама жизнь показывает нам примеры естественного наказания. Если поехать на красный свет, можно в кого-то врезаться. Если баловаться чашкой с соком, можно пролить его на себя и т.д.

   Если ребенок не слушается в какой-то ситуации (вспомним рассказ о чашке в начале статьи) – мы вначале его предупреждаем, что может последовать за его непослушанием. Желательно не строить длинных предложений типа: «Если ты сейчас же не перестанешь возить по столу чашку, изображая из нее машинку, то вполне вероятно, даже наверняка, она упадет на пол и разобьется, а ты сам обольешься и будешь мокрым, а мне потом придется собирать осколки и стирать твою одежду». Особенно это касается родителей мальчиков. Их мозг устроен несколько иначе, чем у девочек, и может отключиться уже на второй секунде вашего монолога. Девочкам можно объяснять дольше, но тоже не увлекайтесь.

   Конечно, речь не идет о том, что ребенок сделал несознательно. Например, вы дали слишком большую для него чашку, и он ее не удержал и т.д. Если же происходит действие, которое ребенок сделал сознательно – не нужно вырывать чашку с криком «Ты же обольешься!»

   Никакое насилие во время еды недопустимо! Это ведет к тому, что ребенок не получает удовольствие от принятия пищи. Пусть обольется и ходит в мокром. И не нужно тут же быстренько все вытирать за ним с причитаниями «я же говорила» и переодевать в сухое. Нужно присесть до уровня ребенка, и глядя в глаза, сказать: «Соком играть нельзя! Я сейчас занята, а ты возьмешь тряпку и вытрешь за собой. Ты разлил – ты убирай». Важно действительно отойти в сторону и заняться каким-то делом, проявить авторитет, чтобы он убрал сам (это будет выход из сложившейся ситуации). Даже если ребенок заупрямится и не захочет убирать, важно настоять до конца и не убирать за ним. Главное, все это проделывать спокойным, не терпящим возражений тоном.

   Ребенок года в полтора начинает понимать вещь и ее значение из действия с нею. Взрослые дают значение предметам. Поэтому столик для кормления и для игры лучше разделить. Дети являются консерваторами, и если у ребенка закрепится, что за этим столиком я играю, то почему когда стоит еда, я не могу тоже поиграть?

   Так что дорогие родители, прежде всего думайте, а потом делайте! И объясняйте остальным членам своей семьи, почему вы так делаете. Очень важно, чтобы ребенок принял ваши правила и нормы поведения как свои. А для этого, прежде всего вы сами должны иметь четкие представления об этих нормах и придерживаться их. И очень хорошо, когда у родителей общее мнение на этот счет еще до рождения ребенка. Но так бывает не всегда, ведь то, как мы будем общаться со своими детьми, закладывается еще в родительской семье. Если вы считаете, что ваши родители воспитывали вас не правильно, вы решите делать все по-другому. Но часто с появлением ребенка, в процессе воспитания вы можете замечать, что неконструктивное поведение выходит из вас исподволь. Тут главное вовремя спохватиться, и если вы понимаете, что повели себя неправильно, попросить прощения у ребенка. Наши дети любят нас, прощают и понимают больше, чем мы думаем.

   Если мы наказываем ребенка, то этим наказанием должно быть ограничение, лишение какого-либо значимого для ребенка удовольствия.

Также наказание должно происходить по принципу «здесь и сейчас», т.е. не нужно наказание переносить на потом. У детей понятие времени не такое как у взрослых, поэтому малыш не соотнесет поступок с наказанием и очень удивится, за что его наказывают.

   Если вы в каком-то случае уже сказали «нет» - не нужно идти на компромиссы и договариваться с ребенком. Так мы растим манипуляторов. Лучше вначале хорошо обдумайте «да» или «нет», чтобы потом не жалеть о сказанном и не менять на ходу своих решений. Дети сразу чувствуют, что с вами можно договариваться, и вы и не заметите, как рамки будете устанавливать не вы, а ваш ребенок.  Если вы пообещали ребенку какой-то подарок, не нужно наказывать его, откладывая покупку этого подарка. Так вы выступаете в роли небожителя, который хочет – казнит, хочет – помилует.

   Несколько слов о плохих оценках в школе. Если ребенок получил двойку, ругать, а тем более бить его не конструктивно, он только лучше научится хитрить и изворачиваться. Лучше попытаться выяснить, почему он ее получил и вместе найти выход из сложившейся ситуации. Нужно самим в первую очередь понять, что ребенок учится для себя, а не для родителей. Ему это нужно, и важно чтобы ребенок это понимал.

   Если же постоянно проявлять внешний контроль, мы вырастим несамостоятельную, зависимую личность (вплоть до наркозависимости). Нельзя жить за ребенка, свою жизнь он должен прожить сам, а наша задача – передать ему базовые ценности, вовремя уйти в сторону и научить жить без нас. Сначала мы что-то делаем за ребенка, потом вместе с ним и, наконец, он делает это самостоятельно.
 

   В каких же случаях нельзя наказывать ребенка? Итак:
1. Во время еды
2. Если он болен (острое течение болезни)
3. Перед сном и сразу после сна
4. Когда очень увлечен самостоятельной игровой деятельностью
5. Если очень хотел помочь или порадовать, но случайно что-то испортил.
6. Не стоит наказывать при посторонних.


   Старайтесь быть мудрыми и справедливыми, и тогда в вашей семье будет царить любовь и уважение, а ваши детки будут искренне считать, что им повезло с родителями!













Почему дети лгут?

«Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, старалась быть другом и добрым советчиком, а он предал мое доверие, подвел….» -- так или примерно так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей. Для некоторых взрослых роль «обманутого родителя» почти не переносима. По их представлениям, таким образом ребенок совершает чуть ли не преступление. В его вранье им видится злонамеренный обман, ставящий под сомнение саму любовь и привязанность. А между тем, вранье ребенка может иметь совершенно «безобидную» основу и быть всего лишь одним из видов игры, носящей, к тому же, познавательный характер.

Перечислять причины, толкающие детей на обман, можно довольно долго. Здесь очень многое зависит от конкретной ситуации. Но если пытаться рассмотреть ситуацию в целом, то можно сделать вывод о том, что одной из основных причин детской лжи является исследовательский интерес и их эксперименты с реальностью. Дети стремятся изучить реакцию родителей на свою ложь, угадать, удастся или не удастся им "провести" родителей. Может ли быть обман без злого умысла? Зачем детям нужны столь неприятные эксперименты, больно задевающие чувства родителей? Ответ заключен в законах развития детской психики, а именно: в потребности детей постепенно психологически отделиться от родителей и стать независимыми. Чтобы понять, каким именно образом потребность в самостоятельности может привести ребенка к вранью (ведь связь здесь совсем не очевидная), придется обратиться к ранним годам его жизни, проанализировать психологию младенца. Это исследование также пригодится нам для ответа на вопрос:

"В каком возрасте дети могут начать лгать?"

Считается, что до наступления первого кризиса взросления (где-то в возрасте 2-х лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Все его потребности и желания продиктованы нуждой. Если он плачет и зовет маму, значит, ему необходимо ее присутствие. Даже если он сыт, ему тепло и сухо и, казалось бы, причин для беспокойства нет, возможно, малышу просто не хватает внимания. Интересно, что до 2 лет ребенок считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел - мама сделала. Да и как может быть иначе, если все потребности ребенка - в еде, тепле, смене обстановки, в телесных контактах и др. - удовлетворяются матерью или при ее активном участии. Таким образом, до 2-х лет малыш полностью -- и физически, и психологически -- зависит от матери. При этом она должна стараться "распознавать" его желания и намерения и по возможности выполнить их.

Около 2 лет (у кого-то ближе к 3-м годам) ситуация начинает меняться. Нормально развитый ребенок начинает стремиться к самостоятельности, к психологическому отделению от матери. И выражается это, прежде всего, в упрямстве, стремлении настоять на своем, подчинить родителей своей воле. Вот здесь-то и появляются первые попытки манипулирования, когда ребенок, доступным для него образом, вынуждает родителей исполнить свое желание. Малыш может биться в истерике, агрессивно вести себя, быть совершенно неуправляемым, лишь бы получить желаемое. Это сложный период для родителей. Ведь, несмотря на детские капризы и истерики, взрослые должны приучить ребенка к правилам и умению соотносить свои желания с желаниями других людей. Кризис можно считать преодоленным тогда, когда маленький упрямец смиряется с тем, что какие-то из его "заявок" и потребностей удовлетворены не будут. Он начинает понимать, что есть границы дозволенного и пределы его возможностей добиться желаемого. Но эти пределы и границы еще не изучены им в полной мере. И ребенок снова и снова занимается исследованием этих границ, испытывая родителей "на прочность". При этом он впервые может прибегнуть к простейшему обману. И, если оставить пока в стороне этическую составляющую этого поступка, то мы увидим, что он имеет все-таки позитивное значение для дальнейшего развития психики малыша.

В детской психологии существует такое понятие, как синдром стеклянного сосуда, когда до определенного возраста ребенок убежден, что все его желания и потребности известны родителям просто по факту. Т.е. ребенок чувствует себя прозрачным, насквозь "стеклянным сосудом", с ясными всем намерениями, мыслями и планами. Вот почему маленькие дети обижаются на родителей, если они их "не понимают". Так, если мама не сразу догадалась, что именно просит у нее малыш своим агуканьем и криками, и переспрашивает: "Что ты хочешь?", ребенок может мысленно ответить: "Ты сама знаешь" и упрямо ждать, пока мама сама догадается. И вот наступает момент в жизни маленького человечка, когда он совершает "великое открытие": "Мама может и не догадаться о моих намерениях и желаниях, я могу скрыть их!" Т.е., малыш перестает чувствовать себя "стеклянным сосудом". Это открытие увеличивает степень его свободы и расширяет представления о собственных возможностях!

Вот почему детские эксперименты в этой области - фактически обман своих родителей - становятся для него важнейшей игрой, в которую он играет снова и снова. А игры для ребенка, как известно, главный способ познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Чем важнее для малыша какой-то жизненный опыт, тем вероятнее он будет снова и снова воспроизводить его в своей игре. Именно поэтому то, что выглядит как "совершенствование лжи", может быть просто игрой, испытанием своих возможностей, ну, и разумеется, исследованием возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Поэтому перерастание синдрома стеклянного сосуда становится очень важным этапом развития. Малыш освобождается от психологического контроля родителей, становится более независимым. Правда, распорядиться этим достоянием он может по-разному. Сначала "сказки" для мамы и "выдумки" для папы чаще всего являются просто игрой, т.е. носят вполне безобидный характер. Дети обманывают как бы "понарошку", чаще всего не зная и не осознавая, что тем самым обижают родителей и нарушают некие этические нормы. Но в некоторых случаях обман родителей может стать постоянным способом самоутверждения. А это уже признак разлада и потери взаимопонимания в отношениях детей и родителей. В этом случае ребенку важно помочь найти более подходящий способ поддержания своей самооценки. И если родители не справляются с этой задачей, то можно обратиться за решением проблемы к специалисту, детскому психологу.

Таким образом, погрузившись в исследования младенческой психологии, мы выяснили, что первые попытки осознанного обмана /манипулирования родителями ребенок начинает совершать где-то в возрасте 2 лет (конечно, этот возраст условен, возможны значительные индивидуальные "отклонения"). К этому времени его психика созревает настолько, что он оказывается в состоянии планировать свои действия и самостоятельно их осуществлять. Не считаясь при этом с тем, как к этому отнесутся взрослые. Ребенок еще просто не знает, что поступает дурно, поскольку пока не может сам оценить свои поступки.

Все это стоит учитывать родителям. Прежде чем спрашивать с малыша, почему он "плохо себя ведет", родителям надо объяснить ему "что такое хорошо и что такое плохо". И не просто сказать об этом раз или два, а добиться того, чтобы ребенок хорошо это усвоил и научился действовать по правилам. Вот почему родителям надо быть готовыми к тому, что эта учеба растянется надолго. И это нормально.

Терпение и строгость в подходе родителей должны уравновешивать друг друга. А для этого родителям стоит хорошо понимать особенности детской лжи.

Особенности детской лжи

Начнем с разделения понятий лжи и склонности детей к фантазированию.

Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная "ложь", является ею на самом деле. Ложью слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду. Но гораздо чаще ребенок может привирать совершенно "бескорыстно". Почему так происходит? Малыш, таким образом, может просто реализовывать свою склонность к фантазированию.

Маленький исследователь до определенного возраста еще не умеет ориентироваться в окружающем мире и не отличает реальность от вымысла. Трехлетний карапуз например, уверен, что Баба-Яга существует. Как ее может не быть, если о ней так убедительно рассказывается в сказке? И как определить, что считается чудом, а что -- нет? Если современный детский герой Гарри Поттер или до сих пор всеми любимый Карлсон могут летать, то почему это невозможно для остальных?

Поначалу дети совсем не различают сказку и быль. Детская фантазия одушевляет животных и предметы, наделяет реальность чертами сказки, и наоборот. Поэтому с точки зрения ребенка, иногда ситуация может выглядеть парадоксально: сначала родители описывают чьи-то волшебные приключения, заставляя малыша активно сопереживать происходящему, а через некоторое время заявляют, что "это просто сказка, и ничего подобного на самом деле не бывает". А ребенку хочется верить в то, что любимые персонажи живые и реальные. Он верит, что и к нему в гости может прилететь Питер Пен, хочет попасть в любимый мультик и т.п. Не имея возможности это сделать в реальности, малыш может прибегнуть к помощи своей фантазии и придумать целый мир, в котором он будет действовать как герой волшебной сказки или романа.

Ребенок с хорошо развитым воображением, естественным образом оказывается склонен ко лжи. Такой малыш будет вечно сочинять истории -как небылицы, так и очень реалистичные "случаи". А поскольку игра для дошкольника - самое важное занятие в жизни, он может врать в совершенно неуместной для этого ситуации, подводя при этом кого-то из знакомых ему людей или ставя под удар самого себя.

Есть категория детей - "вруш", которые, видя благодарного слушателя, способны "наплести" что угодно. У детей-выдумщиков, как у хороших актеров школы Станиславского, сильна вера в предполагаемые обстоятельства. Они верят сами в то, что говорят, а значит, способны заразить своей верой других. А выглядеть это будет как обман "доверчивых" родителей!

Как реагировать взрослым в таком случае? Правильнее не ругать малыша за вранье, а учить думать о последствиях, учитывать, что другие люди могут "пострадать" от его выдумок. Если у вас растет фантазер, относитесь к этой его способности с пониманием, не ломайте ребенка, наказывая его и запрещая "выдумывать" в принципе. Предложите ему подходящий "безопасный" способ творческого самовыражения. Можно придумывать вместе с ним сказки, рисовать сцены из мультфильмов, играть в кукольный театр и т.п. Таким образом, вы направите фантазии ребенка в нужное русло.

Когда ребенок прибегает ко лжи?

Во-первых, когда ребенок не понимает причины, по которой ему было отказано в исполнении его просьбы. Если родители не любят тратить время на объяснения смысла своих запретов, ребенок может считать основной преградой просто их "нежелание пойти ему навстречу". Что тогда предпримет любопытный и сообразительный исследователь? Он начнет искать возможности получить желаемое самому, без помощи взрослых. Например, он может действовать тайно, нарушая правила и отрицая потом факт своего проступка. Начинается все с простого заявления: "нет, я не ел конфеты, это Винни-Пух приходил к нам в гости; нет, это не я разбил вазу, это кошка" и т.п.

Что касается моральной стороны вопроса - что "обманывать нехорошо", - то пока ваш фантазер еще мало об этом знает. Он может чувствовать, что поступил дурно, но заранее представить себе последствия своих проступков пока не может. К тому же, подчас малыш еще не в состоянии справиться со своими желаниями, которые "сильнее его". Он может искренне раскаиваться в своих проступках, но при случае снова повторять их.

Поэтому первая задача родителей состоит в том, чтобы объяснить ребенку смысл своих запретов и указать на "честный" способ получения желаемого. Например, путем совершения какого-то "правильного" поступка: "Ты уберешь игрушки в своей комнате и тогда получишь конфету".

Второй наиболее распространенной причиной детской лжи является страх перед наказанием. И чаще всего, это страх перед несправедливым и неадекватным наказанием со стороны родителей. Когда родители ругают ребенка на эмоциональном срыве, и наказания, в основном, заключаются в обвинениях и оскорблениях ребенка, когда родители поднимают на малыша руку, причиняя ему сильную боль, ребенок готов придумать все, что угодно, лишь бы отвести от себя пугающее его наказание.

Поэтому вторая задача родителей заключается в том, чтобы разработать разумную и справедливую систему наказаний и поощрений для ребенка и последовательно ее применять. Если ребенок предупрежден о возможности наказания и признает его уместность, ему легче будет сознаться в своем проступке и загладить вину, чем продолжать нагромождать горы лжи и тем самым еще больше разрушать свои отношения с родителями.

Создать "работающую" систему наказаний и поощрений для ребенка не так-то просто. Здесь надо учитывать его индивидуальность, возраст, особенности реакции на тот или иной вид наказания. В этом родителям также может помочь психолог.

















Анкета «О талантах ребенка»

Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности.
Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет этот тест.

Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, и т. д. (но не ставьте оценку ниже двух баллов). Затем суммируйте баллы каждого из восьми разделов. Полученную сумму поделите на число признаков таких талантов. Например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.

  1. Итак, у вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:

    • интересуется самыми разными механизмами и машинами;

    • любит конструировать модели, приборы;

    • сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и любит загадочные поломки и сбои в работе механизмов;

    • пробует чинить испорченные механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

    • любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы;

    • интересуется специальной, даже взрослой технической литературой

  2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

    • любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

    • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

    • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, свое настроение;

    • сочиняет собственные мелодии;

    • научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

  3. У вашего ребенка способности к исследовательской деятельности, если он:

    • обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

    • умеет четко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причем нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;

    • проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

    • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

    • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение, проект не поддержаны или осмеяны.

  4. Артистический талант проявляется у ребенка в том, что он:

    • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой и жестами и движениями;

    • стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

    • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

    • с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

    • с удивляющей вас легкостью «переживает» чьи-то привычки, позы, выражения;

    • пластичен и открыт всему новому;

    • любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

  5. У вашего ребенка не заурядный интеллект, если он:

    • хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

    • обладает хорошей памятью;

    • легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;

    • задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

    • интересуется книгами, причем по собственной программе;

    • обгоняет своих сверстников в знаниях;

    • гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

    • обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

    • очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

  6. У ребенка спортивный талант:

    • он энергичен и все время хочет трудиться, двигаться;

    • он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

    • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

    • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами;

    • лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;

    • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

    • кажется, он никогда всерьез не устает;

    • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

  7. У вашего ребенка литературное дарование, если он:

    • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

    • любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придавать событию что-то новое и необычное;

    • выбирает в своих рассказов такие слова, которые хорошо передают эмоции и чувства героев;

    • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

    • любит, уединившись, сочинять рассказы, возможно, о своей собственной жизни.

  8. И, наконец, художественные способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он:

    • не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

    • в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

    • серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

    • охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

    • стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидно прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

    • не боится высказывать собственное мнение даже о классическом произведении, причем может даже попробовать критиковать, приводя вполне разумные доводы.































О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника


Уважаемые папы и мамы!

Сегодня наша встреча посвящена его величеству – домашнему заданию. Вы уже обратили внимание на выставку тетрадей учащихся – возможно, уже полистали тетради и сравнили с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Главное назначение домашнего задания

    1. воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

    2. овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

    3. формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

    4. формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение, гипотезы и т.д.).


На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

    1. Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

    2. Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученикам;

    3. Вместе с домашним заданием будут четко определять сроки и его исполнения;

    4. Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.


На заметку родителям

    1. Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

    2. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу;

    3. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

    4. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания, только в том случае, если он в этом нуждается;

    5. Не пытайтесь выполнить задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы;

    6. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

    7. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома;

    8. Консультируйтесь с учителями – предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
  1. Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
    При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.

  2. Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
    Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

  3. Важное правило — начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период "втягивания" в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

  4. Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

  5. Работа должна идти в хорошем темпе — от 1 часа во втором классе до 4-5 часов у старшеклассников.

  6. Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
    Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, заинтересованностью, разумной требовательностью.



Памятка для родителей

Золотые правила воспитания для родителей

  • * Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

* Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

* Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

* Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

* Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

* Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

* Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

* Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

* Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

* Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
























«Семейное чтение»

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным “стрелкам”, и “ужастикам”. Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?

После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей. В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. “дом без книг, подобен телу, лишенному души”. Истина, которая была известна древним римлянам. Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и дети. Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.

Очень важно, чтобы ваш ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Но как вы знаете, за один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. Родители постоянно должны показывать свой интерес к книгам. В семье нужно найти 20–30 минут для совместного чтения и обсуждения прочитанного.

Поспрашивайте своего малыша:

1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?

2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?

И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!

ПАМЯТКА " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"

  • Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.

  • Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал?

  • Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?

  • Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.


Памятка для детей и родителей.
1.При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2.Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка для родителей.
1. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
4. Какие слова или выражения запомнились ему?
5. Чему учит эта книга?
6.Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4. Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5.Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7.Читайте детям волшебные сказки
8.Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9.Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12. Напишите собственную поваренную книгу.
13. Пусть они составляют списки покупок.
14.Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
15. Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.
16. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
17. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками..)
18. В доме должна быть детская библиотека.
19.Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.
20. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.
21. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
22.Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом ( например, книги о динозаврах, космических приключениях).
23. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
24. Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
25. Пусть дети сами пишут записки, объясняющие, например, их отсутствием в школе, или в других случаях, когда необходимы записки из дома.
26.Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.
27. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю, комиксов, образов телесериалов.
28. детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
29. Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.
30. Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!