Родительское собрание во 2 классе
Тема родительского собрания: «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Классный руководитель: Максимова Татьяна Александровна
ОУ: Больше – Алдаркинский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское
(2019 – 2020 учебный год)
Цели и задачи:
1.Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
2.Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий;
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно;
4. Познакомить родителей с гигиеническими требованиями по приготовлению домашних заданий.
Форма проведения: собрание - практикум
Организация родительского собрания:
- подготовка приглашений для родителей;
- изучение учителем психолого - педагогической и методической литературы по теме собрания;
- организация выставки книг в помощь родителям;
- подготовка сценария собрания;
- анкетирование учащихся;
- составление памяток для родителей;
- на заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания и составляется проект решения родительского собрания.
Ход собрания:
Учитель:
Сегодня наш разговор пойдёт о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности.
Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание - известно всем и каждому.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Наши дети - второклассники. Главный объект их труда - книга, тетрадь, а главный труд в школе - учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Выработке этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продлённого дня. Вот примеры некоторых из них (выдать родителям).
Письменные задания:
• внимательно прочитай задание;
• повтори по учебнику, выучи определения, правила, связанные с выполнением данной работы;
• после выполнения письменного задания внимательно проверь написанное;
• ошибки исправляй аккуратно, в соответствии с рекомендациями учителя.
Устные задания:
• посмотри, что задано, подумай, с чего начинать выполнять задание;
• прочитай задание по учебнику;
• выдели основные части, главные мысли текста;
• прочитай задание вторично;
• составь план прочитанного;
• расскажи по плану;
• повтори рассказ;
• следи за интонацией, темпом речи;
• не спеши, говори ясно, чётко.
К решению задач:
• прочитай внимательно задание, если не понял содержания, прочитай ещё раз, подумай;
• повтори условия задачи и её вопросы;
• подумай, что известно из условия задачи, а что надо найти;
• подумай, что нужно узнать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи;
• подумай, по какому плану будешь решать задачу, решай задачу;
• проверь ход решения, ответ.
К выполнению заданий по русскому языку:
• внимательно прочитай задание; подумай, какими правилами можно воспользоваться при его выполнении;
• если не уверен, знаешь ли ты правило точно, найди его в учебнике и ещё раз повтори;
• выполняя задание, сверяйся с правилами;
• проверь работу;
• если обнаружил ошибку, аккуратно исправь её.
К выполнению заданий по чтению:
• прочитай текст;
• если встретишь непонятные слова, выясни их смысл (у старших, 'в словаре);
• если в чтении текста были затруднения, прочитай его ещё раз;
• прочитай весь текст, подумай над его содержанием, перескажи его.
Правила списывания:
• прочитай предложение, прочитай каждое слово по слогам так, как оно пишется;
• списывай, диктуя себе по слогам;
• проверь списанное: читай слово в тетради и это же слово в книге.
Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Дети будут охотнее конструировать новую машинку, чем выполнять домашнее задание. Но даже если дети много смотрят телевизор или время от времени засиживаются за компьютером, то их нельзя однозначно назвать ленивыми. После того как дети сделали уроки, они не хотят больше тратить время на чтение, и их не интересует возможность попрактиковаться в математике. Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.
С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков;
А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой.
Выполнение домашнего задания нередко превращается в битву, и совместные занятия становятся причиной возникновения напряжения между взрослыми и детьми, от которого нет пользы никому. Родитель выходит из себя, когда чувствует, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.
Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздражёнными, они с пренебрежением и с чувством обречённости садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчёт ребёнка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передаётся им. Прежде чем садиться за уроки, постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребёнку произносите твёрдым и уверенным голосом, не повышая тона.
Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребёнка. Поэтому прежде чем спросить у ребёнка об отметке и об успехах в школе спросите, сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребёнком?
Если ваш ребёнок будет знать, что есть специально отведённое время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть с ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.
Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка.
Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Во-первых, игры. Тихие настольные игры и подвижные сюжетно - ролевые игры.
Во-вторых. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чем бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом, помыл руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе - то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Чтобы он там мог держать книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.
Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, но и постоянное?
Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.
Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определённое место.
Домашнее задание выполняет различные функции:
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.
Если жилищно - материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
Продолжительность работы ребёнка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
— до одного часа — в первом классе;
— до 1,5 часов — во втором;
— до 2 часов — в третьем и четвёртом классах.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет домашние задания.
Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков? с трудного или лёгкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Учёные и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребёнка, о характерных чертах его работоспособности. Так, например, для учащихся, обладающих «сильной» нервной системой характерна малая подверженность утомлению и в связи с этим меньшее время, необходимое для отдыха: подготовка уроков за один присест, постепенное втягивание в работу, наличие раскачки в начале занятий, подготовка уроков в последовательности от лёгких к трудным.
Учащимся со «слабой» нервной системой характеризуются сравнительно большей утомляемостью и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий.
Они испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Втягивание в работу без заметной раскачки, последовательность выполнения заданий от трудных к лёгким.
Итог родительского собрания:
Таким образом, для успешного выполнения домашних заданий необходим чёткий ритм занятий и создание необходимых условий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Семья должна поддерживать интерес ребёнка к учению, помочь ему включиться в учебный труд. Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять своё время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребёнка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
Принимается решение родительского собрания:
1. Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
3. Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений в выполнении домашних заданий.
4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать всегда исполнение.
5. Составить совместно с ребёнком реально достижимые учебные цели.
В конце собрания раздается родителям Памятки
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребёнка:
Памятка для родителей:
НЕЛЬЗЯ:
- Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- Ругать ребёнка перед сном;
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Родителям необходимо:
- Не сравнивайте его умения с умениями других детей;
-Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребёнка умения выполнить заданное упражнение;
-Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания;
-Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу;
-Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели;
-Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов;
-Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций;
-Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий;
-Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сёстрами;
-Для того, чтобы облегчить своему ребёнку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях;
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придётся чем-то жертвовать;
- Если вы считаете, что ваш ребёнок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к учителю - предметнику или завучу;
- Покупайте своему ребёнку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности;
- Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашнего задания.