СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское  собрание" Гармония  трёх  понятий :надо,трудно  и  прекрасно"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»



Родительское собрание в 4 классе.

Подготовила:

учитель начальных классов

Бычкова Е.А.


Тема: «…Гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно…»

(беседа о воспитании трудолюбия).

Цели:

– привлечь внимание родителей к проблеме воспитания трудолюбия, как одному из важнейших факторов формирования нравственности ребёнка;

– познакомить родителей с распространёнными родительскими ошибками и дать рекомендации по привитию ребёнку уважения к труду.

Оборудование: на доске – тема и эпиграф; конверты с ситуациями для обсуждения.

Ход собрания

Гений – это один процент хотения и

девяносто девять процентов потения.

Т. Эдисон

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители. Взрослеют ваши дети – а потому прибавляется количество родительских забот и тревог. Нет – нет, и мелькнёт, наверное, у кого-то мысль: «Жаль того времени, когда ребёнок лежал поперёк лавки»…Думается, конструктивная беседа по теме нашей встречи поможет разогнать грустные родительские мысли.

«…Гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно…»– так сформулировала я тему предстоящего разговора. Так В. А. Сухомлинский определял значение понятия «Трудовое воспитание».

Может кто-то скажет: «Неактуально! Вот образование – да, а труд…- второстепенно». Для таких оппонентов – эпиграф нашего разговора: «Гений – это один процент хотения и девяносто девять процентов потения». Если ребёнок не трудолюбив, не стоит ждать от него учебных достижений… Думаю, мои аргументы убедительны? Тогда пришло время обсудить ситуации, «подсмотренные» родителями и учителями.


II. Анализ ситуаций по проблеме собрания.

Ситуация 1.

Бабушка:

– Саша, сбегай, пожалуйста, за газетой к почтовому ящику.

Саша недовольно:

–Почему я?!

Учитель. Как вы поступите? (Родители предлагают своё решение.)


Ситуация 2.

Сын:

– Мама, давай я буду пылесосить.

Мама:

– Сынуль, я знаю, что ты у меня помощник. Но давай в другой раз. А я сейчас быстренько сама всё сделаю.

Учитель. Какое продолжение может быть у этой ситуации через год – другой? Предложите свои варианты.

Родители часто иронически относятся к детскому труду, а потом удивляются. Что ребёнок ничего не хочет делать. Тем более, что ребёнок проявил инициативу.


Ситуация 3.

Родители, вернувшиеся с работы, ругают дочь, испортившую скатерть на кухонном столе:

– Ну, кто тебя просил тут хозяйничать? Зачем ты резала помидоры сама? Неужели ты не знаешь, что томатный сок плохо отстирывается?

– Я хотела накрыть на стол к вашему приходу,– оправдывается расстроенная девочка.

Учитель. Кто и какую ошибку допустил? Каковы её последствия и пути исправления?

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает: «Моя дочка очень помогает присматривать за малышом! Может это делать часами!»

Соседки: «Поделись секретом воспитания».

На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Учитель. Допустили ли ошибку родители? Каковы последствия такого воспитания?

Похвала должна оставаться единственной наградой за какие – либо совершённые действия.


Ситуация 5.

Вся семья занимается уборкой квартиры. Не принимает участия лишь второклассник Андрюша, что-то пытающийся прочитать в учебнике.

- Пусть Андрюша идёт помогает! – возмущается старшая дочь.

– Нет, – отвечает мама. – Пусть лучше уроки делает.

Учитель. Допустила ли ошибку мама?

Учитель. «Только бы хорошо учился, а всё остальное мы берём на себя!» – ещё один из принципов неправильного воспитания. Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие, но может оказаться, что это не воспитывает человека, тогда как помощью по дому формирует в ребёнке заботливость, доброту, участие.


III. Продолжение выступления учителя.

Учитель. Что ж проблема – налицо. В чём же её причина? Причин несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему – то, думая, что жить «лучше»– это значит жить ничего не делая.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе. В этих условиях борьба за душу ребёнка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Нельзя думать, что ребёнок, не участвуя в общем, семейном труде, вырастет нормальным. С какой стати ребёнок, который до10-15 лет не принимал участия в семейном труде, станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него – это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит. Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. Не лучше ли воспитывать привычку с первых дней жизни?

IV. Анализ анкетирования учащихся.

Учитель. Готовясь к собранию, я провела маленькое исследование среди учеников класса. Детей попросили ответить на следующие вопросы (анкетирование было анонимным).

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

убираю свою постель





убираю свою комнату





Мою посуду





Хожу в магазин





Стираю мелкие вещи





Помогаю в уборке квартиры





Ухаживаю за младшими





Умею кое-что готовить





Помогаю родителям по их просьбе во всех делах





Помогаю родителям в огороде






В анкетировании участвовало 14 учащихся. (Знакомлю присутствующих с результатами).

V. Продолжение выступления учителя.

Много изменилось в нашей жизни и жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами – ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Надо вначале показать, затем помочь. А потом – проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своим мозгом; сдерживать себя, проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто.

VI. Защита родителями проекта «Домашние машины 21 века».

Чтобы как – то помочь облегчить домашний труд себе и своим детям, вы сейчас разделитесь на группы и попробуете создать проект, доказать необходимость такой домашней машины.

Пример проекта «Кастрюля 21 века»:

– все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля- компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;

– После приготовления еды кастрюля – компьютер сама выключатся, и сообщает об этом членам семьи;

– кастрюля имеет три отсека:для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;

– приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);

– кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды;

– если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лапочка тревоги.

(Каждая группа защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека).

VII. Подведение итогов.

Что ж, дорогие родители. Вот и подошёл к концу наш доверительный и такой важный разговор. Вы вернётесь сегодня домой к своим семьям, посмотрите на всё свежим взглядом и, может быть, согласитесь с великим знатоком детских душ: «Трудовое воспитание – гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно…»

Надо… Ещё как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремлённость, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно… Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребёнка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Прекрасно… Да. Потому что ничто не даёт человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд. Подумайте об этом… А напоследок – моя традиционная история… усвойте её урок.


Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё что могла, и что ни на что другое у неё не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас же вышла. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжать наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А всё потому, что человек, желая помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставила бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.















































  1. Если вы постоянно говорите. Что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок.


  1. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться.


  1. Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?


  1. Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела лучше?


  1. Если вас интересует только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!