Методическая разработка родительского собрания на тему:
«Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома ».
Автор: Кустова Юлия Владимировна
Учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Плодовская средняя общеобразовательная школа»
2018 год
Пояснительная записка
Цели:
оптимизация детско-родительских отношений.
формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.
Задачи:
повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка;
показать значимость психологически комфортной атмосферы в семье, значение взаимопонимания и взаимоподдержки в семье для становления личности ребенка;
содействовать сплочению коллектива родителей.
Используемые методы и приемы: анкетирование, беседа, игра,просмотр презентации.
Принципы и формы работы: семинар -практикум
Возрастные особенности: учащиеся :3-4 классов
Содержание мероприятия:
Этапы:
Организационный. Педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.
Основной. Педагог проводит основную работу по теме в виде игр, упражнений, беседы, анкетирования, дискуссии.
Заключительный. Подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Дополнительные материалы: презентация , бланки анкет, видеоролик, листы бумаги.
Сценарий мероприятия
1.Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди. Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Известный нам педагог В.А. Сухомлинский говорил "Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" .Счастье – это тогда, когда тебя понимают.
Семья – одно из немногих мест, где ребенок может почувствовать себя личностью. Младшему школьнику и подростку и старшему возрасту необходимо: поддержка, одобрение, понимание, любовь, ваша улыбка и забота, нежность, ваше тепло чувств и эмоций, похвала.
И эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л.Н. Толстого
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
2.Основная часть.
Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшое упражнение. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.
Попрошу Вас:
-закрыть глаза;
не открывая глаз, согнуть лист пополам;
не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.
Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь. (Психологи считают, что ребёнка нужно обнимать не менее 12 раз в день.)
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:
стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
беседовать на интересующие всех темы;
вместе выполнять домашнюю работу;
подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
открытость семьи, гостеприимство.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.
Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?
К сожалению, очень часто в 1 класс стали приходить дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют учиться, которые не хотят учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много.
Назову некоторые:
слабое физическое развитие;
дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
частые конфликтные ситуации в семье;
пьющие родители;
неполные семьи;
Во многих семьях родителям не хватает времени на общение с детьми.
Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, надо их знать.
Сейчас я предлагаю вам построить 2 портрета школьника
(при помощи стикеров разного цвета распределяют в 2 столбика на доске)
1.Портрет психологически здорового ребёнка:
обладает уверенностью, адекватной самооценкой;
способен к сопереживанию;
испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные
чувства родителей;
общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками;
доброжелателен к людям
2. Портрет ребенка с признаками стрессового состояния .
Трудности с засыпанием, неспокойный сон
Частая усталость
Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
Беспокойство, непоседливость
Частое проявление упрямства, капризов
Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец
Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
Стремление к уединению
Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук
Дневное или ночное недержание мочи
Семья – одно из немногих мест, где ребенок может почувствовать себя счастливым. Совсем недавно я провела классный час , где дети рассуждали , что такое счастливая семья. Предлагаю вам посмотреть, что сказали ваши дети.
Просмотр видеоролика.
А сейчас предлагаю ответить на вопросы анкеты «Я и моя семья». Но ваша задача – поставить себя на место ребенка и ответить так, как ответил бы он.
Отметь знаком «+» выбранный вариант ответа на каждый вопрос
№ | Вопрос | Всегда | Иногда | Никогда |
1 | Родители меня во всем поддерживают. | | | |
2 | У нас бывают разногласия , даже ссоры. | | | |
3 | Мне бывает трудно дома. | | | |
4 | Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования к учебе. | | | |
5 | Меня во многом ограничивают. | | | |
6 | Родители всегда считаются с тем , что бы мне хотелось иметь из одежды , с другими моими нуждами. | | | |
7 | У нас дома бывают одноклассники , друзья. | | | |
8 | Родители заняты только собой. | | | |
9 | Мы часто проводим время вместе. | | | |
А сейчас предоставляю Вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами наших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами.
С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том , какой должна быть семья , её быт , взаимоотношения между родителями, родителями и детьми, старшим поколением и родителями. Зачастую семья , в которой вырос ребенок, становиться моделью его будущей семьи.
И в завершении нашего собрания я предлагаю вам составить « портрет Вашей счастливой семьи». Для этого выполним последнее упражнение.
3.Заключительная часть. Рефлексия
«Красный дом - чёрный дом»
Сейчас мы соберем все ваши семейные невзгоды и переживания и расселим их по домам, чтобы они не мешали вашей семье радоваться, понимать друг друга. У вас на столах два белых листа. Нарисуйте два дома — один красный, другой — черный. В черном доме будут жить самые большие переживания, а в красном — незначительные».
После выполнения задания родителям предлагается закрыть черный дом на замок, который они сами рисуют, а ключи выбросить или потерять.
А теперь приклейте на лист фигурку – это ваш ребенок. Вы смастерили ее в начале нашего собрания. А еще я хочу добавить к вашим портретам Ваши фигурки , которые сделали дети, и показали какими они видят Вас.
Сегодня мы с вами смастерили портреты ваших семей, а какой будет погода на этих рисунках вы решите сами.
Мне бы хотелось еще пожелать: « Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим. И помните
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Родители по желанию высказываются по поводу полученной информации, о том ,что им дало это собрание.
Используемая литература:
Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни /Д.В.Колесов. – М.: "Дрофа", 2001.
https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-vlijanie-psihologicheskogo-klimata-v-seme-i-tipa-vospitanija-na-razvitie-rebenka.html