СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для родительского собрания на тему "Обеспечение психологической  безопасности детей в школе и дома", в которой представлены результаты психологического исследования отношения к школе, учебному процессу детей и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание»

Обеспечение психологической безопасности ребенка в школе и дома

Обеспечение психологической безопасности ребенка в школе и дома

Психологический комфорт  – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологический комфорт условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Психологическая безопасность образовательного процесса  –   это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.    Психологическая безопасность – залог эмоционального  благополучия ребенка.

Психологическая безопасность образовательного процесса это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.   Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия ребенка.

 Принцип психологической защиты каждого субъекта учебно-воспитательного процесса Принцип опоры на развивающее обучение , главная цель которого – не обучение, а личностное развитие Принципы обеспечения психологической безопасности Помощь в формировании социально-психологической умелости

Принцип психологической защиты каждого субъекта учебно-воспитательного процесса

Принцип опоры на развивающее обучение , главная цель которого – не обучение, а личностное развитие

Принципы обеспечения

психологической безопасности

Помощь в формировании социально-психологической умелости

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ  угроз психологической безопасности ребенка следует отнести: Межличностные отношения детей в группе, в семье. Статус, положение ученика в группе. Отношение к нему взрослых: родителей, педагогов. Враждебность окружающей ребенка среды , когда ему ограничен доступ к предметам быта, играм и т.д., не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания, грязь, беспорядок. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

  • Межличностные отношения детей в группе, в семье. Статус, положение ученика в группе. Отношение к нему взрослых: родителей, педагогов.
  • Враждебность окружающей ребенка среды , когда ему ограничен доступ к предметам быта, играм и т.д., не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания, грязь, беспорядок.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

Нерациональность и скудость питания , его однообразие и плохая организация. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых. Несоблюдение режима дня (мало времени свежем воздухе, недостаточный сон, режим труда и отдыха). Отсутствие понятных ребенку правил , регулирующих его поведение в семье, детском коллективе. Неблагоприятные погодные условия . Невнимание  к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда (алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.п.)
  • Нерациональность и скудость питания , его однообразие и плохая организация.
  • Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  • Несоблюдение режима дня (мало времени свежем воздухе, недостаточный сон, режим труда и отдыха).
  • Отсутствие понятных ребенку правил , регулирующих его поведение в семье, детском коллективе.
  • Неблагоприятные погодные условия .
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда (алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.п.)
Внутренними источниками  угроз психологической безопасности ребенка могут быть:   Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье,  привычки негативного поведения  (агрессивность, лживость, лень и т.д.).  В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. Осознание ребенком своей неуспешности . Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания . Нарушение физического развития , например нарушение зрения, слуха и т.п.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  • Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье, привычки негативного поведения (агрессивность, лживость, лень и т.д.). В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  • Осознание ребенком своей неуспешности .
  • Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания .
  • Нарушение физического развития , например нарушение зрения, слуха и т.п.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности   трудность засыпания и беспокойный сон; беспричинная обидчивость, плаксивость  (или повышенная агрессивность); рассеянность, невнимательность; беспокойство, непоседливость; утомляемость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; отсутствие уверенности в себе; проявление упрямства; стремление к уединению; подергивание плеч, дрожание рук; повышенная тревожность; недержание мочи и др.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности

  • трудность засыпания и беспокойный сон;
  • беспричинная обидчивость, плаксивость (или повышенная агрессивность);
  • рассеянность, невнимательность;
  • беспокойство, непоседливость;
  • утомляемость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • проявление упрямства;
  • стремление к уединению;
  • подергивание плеч, дрожание рук;
  • повышенная тревожность;
  • недержание мочи и др.
Школа – территория психологической безопасности ребенка

Школа – территория психологической безопасности ребенка

Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 1-4 классов  В анкетировании приняли участие учащиеся 1 кл. (4 чел.) и 3 кл. (5 чел.) Что ты считаешь самым важным в школе? Безопасность – 1чел. Уроки, занятия – 6 чел. Дружба и учёба – 1 чел. Директор, уроки – 1 чел. 2. Что в школе для тебя самое интересное? Книги (2 чел.) , общение (2 чел.), занятия, читать, перемена (3чел – 1 класс, 1 чел. – 3 класс), каникулы (1 чел.). 3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), что все ругаются (1 чел.), драка (1 сел.), ничего нет неприятного (6 чел.). 4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 4 чел., да, нравиться, нормально – 5 чел. 5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 6 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., высшим – 1 чел!

Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 1-4 классов

В анкетировании приняли участие учащиеся 1 кл. (4 чел.) и 3 кл. (5 чел.)

  • Что ты считаешь самым важным в школе?
  • Безопасность – 1чел.
  • Уроки, занятия – 6 чел.
  • Дружба и учёба – 1 чел.
  • Директор, уроки – 1 чел.

2. Что в школе для тебя самое интересное? Книги (2 чел.) , общение (2 чел.), занятия, читать, перемена (3чел – 1 класс, 1 чел. – 3 класс), каникулы (1 чел.).

3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), что все ругаются (1 чел.), драка (1 сел.), ничего нет неприятного (6 чел.).

4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 4 чел., да, нравиться, нормально – 5 чел.

5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 6 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., высшим – 1 чел!

Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 5-6 классов В анкетировании приняли участие учащиеся 5 кл. (2 чел.) и 6 кл. (4 чел.) Что ты считаешь самым важным в школе? Уроки, занятия – 5 чел. Перемена – 1 чел. 2. Что в школе для тебя самое интересное? Учиться новому (1 чел.) Занятия, учёба (2чел.) Перемена (1 чел.) ОБЖ (1 чел.)  Кактусы (1 чел.). 3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), получать плохие оценки, получать 2 или 3 (2 чел.), что ученики портят школу – бросают бумажки, коробки от соков и т.п. (1 сел.), учить параграфы (1 сел.), медленный интернет (1 сел.), 4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 1 чел., нравиться – 4 чел, не очень нравиться – 1 чел. 5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 3 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., успевающим – 1 чел.

Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 5-6 классов

В анкетировании приняли участие учащиеся 5 кл. (2 чел.) и 6 кл. (4 чел.)

  • Что ты считаешь самым важным в школе?
  • Уроки, занятия – 5 чел.
  • Перемена – 1 чел.

2. Что в школе для тебя самое интересное?

  • Учиться новому (1 чел.)
  • Занятия, учёба (2чел.)
  • Перемена (1 чел.)
  • ОБЖ (1 чел.)
  • Кактусы (1 чел.).

3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), получать плохие оценки, получать 2 или 3 (2 чел.), что ученики портят школу – бросают бумажки, коробки от соков и т.п. (1 сел.), учить параграфы (1 сел.), медленный интернет (1 сел.),

4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 1 чел., нравиться – 4 чел, не очень нравиться – 1 чел.

5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 3 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., успевающим – 1 чел.

Результаты анкетирования учащихся 7-11 классов по психологической безопасности образовательной среды (22чел.)  Как вы думаете, требует ли обучение в школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

Результаты анкетирования учащихся 7-11 классов по психологической безопасности образовательной среды (22чел.) Как вы думаете, требует ли обучение в школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию интеллектуальных способностей? жизненных умений?

Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию

интеллектуальных способностей?

жизненных умений?

Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе ?

Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе ?

Считаете ли Вы своё обучение в школе интересным?

Считаете ли Вы своё обучение в школе интересным?

Выбор учащимися характеристик школьной среды и степень удовлетворенности данными характеристиками (в порядке ранжирования) 1 место - Возможность обратиться за помощью - 5чел. – 5,  5чел. – 4, 8чел. – 3. 2. Взаимоотношения с учителями - 5чел. – 5, 4ч. – 4, 6ч. – 3, 3ч.- 2. 2. Взаимоотношения с учениками - 7чел. – 5, 4ч. – 4, 5ч. – 3, 1ч.- 2. 2. Возможность высказать свою точку зрения - 4чел. – 5, 4ч. – 4,  7ч. – 3, 2ч.- 2. 3. Эмоциональный комфорт - 4чел. – 5, 4ч. – 4, 8ч. – 3, 1ч.- 2. 3. Уважительное отношение к себе – 4чел. – 5, 7ч. – 4, 4ч. – 3, 2ч.- 2. 3. Возможность проявлять инициативу и активность – 4чел. – 5,  7ч. – 4, 3ч. – 3, 1ч.- 2. 3. Учёт личных проблем и затруднений - 8ч. – 4, 3ч. – 3, 4ч.- 2.

Выбор учащимися характеристик школьной среды и степень удовлетворенности данными характеристиками (в порядке ранжирования)

  • 1 место - Возможность обратиться за помощью - 5чел. – 5,

5чел. – 4, 8чел. – 3.

  • 2. Взаимоотношения с учителями - 5чел. – 5, 4ч. – 4, 6ч. – 3, 3ч.- 2.
  • 2. Взаимоотношения с учениками - 7чел. – 5, 4ч. – 4, 5ч. – 3, 1ч.- 2.
  • 2. Возможность высказать свою точку зрения - 4чел. – 5, 4ч. – 4,

7ч. – 3, 2ч.- 2.

  • 3. Эмоциональный комфорт - 4чел. – 5, 4ч. – 4, 8ч. – 3, 1ч.- 2.
  • 3. Уважительное отношение к себе – 4чел. – 5, 7ч. – 4, 4ч. – 3, 2ч.- 2.
  • 3. Возможность проявлять инициативу и активность – 4чел. – 5,

7ч. – 4, 3ч. – 3, 1ч.- 2.

  • 3. Учёт личных проблем и затруднений - 8ч. – 4, 3ч. – 3, 4ч.- 2.
Насколько защищенным Вы себя чувствуете в школе?  Большинство обучающихся отметили что они защищены и вполне защищены, 5 обучающихся затрудняются сказать, 4 обучающихся указали на свою незащищенность от оскорбления, угроз, высмеивания одноклассниками.

Насколько защищенным Вы себя чувствуете в школе?

Большинство обучающихся отметили что они защищены и вполне защищены,

5 обучающихся затрудняются сказать,

4 обучающихся указали на свою незащищенность от оскорбления, угроз, высмеивания одноклассниками.

Результаты анкеты родителей по изучению удовлетворенности жизнедеятельностью в нашем образовательном учреждении В анкетировании участвовали 23 человека, родители оценивали в какой степени образовательное учреждение воспитывает у детей определённые качества личности. Блок поведенческих качеств (аккуратность, дисциплинированность, ответственность, воля, хорошие манеры поведения). Блок жизненной компетентности (жизнерадостность, образованность, ум, жизненные запросы, самостоятельность). Блок морально-психологических качеств личности (честность, доброта, чуткость, справедливость, терпимость). При анализе подсчитывается средний показатель оценок родителей по каждому блоку, также средний показатель всех предложенных 15 качеств личности, если средний показатель ниже 3 баллов – это свидетельство недостаточной роли ОУ в развитии указанных качеств личности. Средний показатель по всей совокупности 15 качеств личности и их воспитания у учащихся школы - 3,6.

Результаты анкеты родителей по изучению удовлетворенности жизнедеятельностью в нашем образовательном учреждении

В анкетировании участвовали 23 человека, родители оценивали в какой степени образовательное учреждение воспитывает у детей определённые качества личности.

Блок поведенческих качеств (аккуратность, дисциплинированность, ответственность, воля, хорошие манеры поведения).

Блок жизненной компетентности (жизнерадостность, образованность, ум, жизненные запросы, самостоятельность).

Блок морально-психологических качеств личности (честность, доброта, чуткость, справедливость, терпимость).

При анализе подсчитывается средний показатель оценок родителей по каждому блоку, также средний показатель всех предложенных 15 качеств личности, если средний показатель ниже 3 баллов – это свидетельство недостаточной роли ОУ в развитии указанных качеств личности.

Средний показатель по всей совокупности 15 качеств личности и их воспитания у учащихся школы - 3,6.

Блок поведенческих качеств

Блок поведенческих качеств

Блок жизненной компетентности

Блок жизненной компетентности

Блок морально-психологических качеств личности

Блок морально-психологических качеств личности

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.

Обеспечение психологической безопасности ребенка дома: Соблюдайте режим дня. Проявляйте интерес к жизни ребёнка. Используйте доброжелательный тон в общении друг с другом. Слушайте ребенка! Не сравнивайте. Не срывайтесь на ребёнке. Избегайте применять физическую силу. Проводите вместе время – это сближает! Создайте уют в доме. Разнообразьте отдых ребенка. Ограничьте времяпровождение ребенка за компьютером.

Обеспечение психологической безопасности ребенка дома:

  • Соблюдайте режим дня.
  • Проявляйте интерес к жизни ребёнка.
  • Используйте доброжелательный тон в общении друг с другом.
  • Слушайте ребенка!
  • Не сравнивайте.
  • Не срывайтесь на ребёнке.
  • Избегайте применять физическую силу.
  • Проводите вместе время – это сближает!
  • Создайте уют в доме.
  • Разнообразьте отдых ребенка.
  • Ограничьте времяпровождение ребенка за компьютером.
9 заповедей родителей   Если ребенка постоянно критикуют ,  он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости , он учится понимать других. Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя. Если ребенка хвалят , он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности , он учится верить людям.

9 заповедей родителей

  • Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть.
  • Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности.
  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины.
  • Если ребенок растет в терпимости , он учится понимать других.
  • Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя.
  • Если ребенка хвалят , он учится быть благородным.
  • Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым.
  • Если ребенок живет в безопасности , он учится верить людям.
 Счастлив тот,  кто счастлив у себя дома   Лев Николаевич Толстой

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Лев Николаевич Толстой

Все – в наших руках!

Все – в наших руках!

Благодарю за внимание!   Автор психолог школы  Верхотурова Н. И.  08.02.2018.

Благодарю за внимание! Автор психолог школы Верхотурова Н. И. 08.02.2018.