Обеспечение психологической безопасности ребенка в школе и дома
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению. Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия ребенка.
Принцип психологической защиты каждого субъекта учебно-воспитательного процесса
Принцип опоры на развивающее обучение , главная цель которого – не обучение, а личностное развитие
Принципы обеспечения
психологической безопасности
Помощь в формировании социально-психологической умелости
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
- Межличностные отношения детей в группе, в семье. Статус, положение ученика в группе. Отношение к нему взрослых: родителей, педагогов.
- Враждебность окружающей ребенка среды , когда ему ограничен доступ к предметам быта, играм и т.д., не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания, грязь, беспорядок.
- Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
- Нерациональность и скудость питания , его однообразие и плохая организация.
- Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Несоблюдение режима дня (мало времени свежем воздухе, недостаточный сон, режим труда и отдыха).
- Отсутствие понятных ребенку правил , регулирующих его поведение в семье, детском коллективе.
- Неблагоприятные погодные условия .
- Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда (алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.п.)
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
- Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье, привычки негативного поведения (агрессивность, лживость, лень и т.д.). В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком своей неуспешности .
- Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания .
- Нарушение физического развития , например нарушение зрения, слуха и т.п.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности
- трудность засыпания и беспокойный сон;
- беспричинная обидчивость, плаксивость (или повышенная агрессивность);
- рассеянность, невнимательность;
- беспокойство, непоседливость;
- утомляемость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- отсутствие уверенности в себе;
- проявление упрямства;
- стремление к уединению;
- подергивание плеч, дрожание рук;
- повышенная тревожность;
- недержание мочи и др.
Школа – территория психологической безопасности ребенка
Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 1-4 классов
В анкетировании приняли участие учащиеся 1 кл. (4 чел.) и 3 кл. (5 чел.)
- Что ты считаешь самым важным в школе?
- Безопасность – 1чел.
- Уроки, занятия – 6 чел.
- Дружба и учёба – 1 чел.
- Директор, уроки – 1 чел.
2. Что в школе для тебя самое интересное? Книги (2 чел.) , общение (2 чел.), занятия, читать, перемена (3чел – 1 класс, 1 чел. – 3 класс), каникулы (1 чел.).
3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), что все ругаются (1 чел.), драка (1 сел.), ничего нет неприятного (6 чел.).
4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 4 чел., да, нравиться, нормально – 5 чел.
5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 6 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., высшим – 1 чел!
Результаты анкеты «Отношение к школе» обучающихся 5-6 классов
В анкетировании приняли участие учащиеся 5 кл. (2 чел.) и 6 кл. (4 чел.)
- Что ты считаешь самым важным в школе?
- Уроки, занятия – 5 чел.
- Перемена – 1 чел.
2. Что в школе для тебя самое интересное?
- Учиться новому (1 чел.)
- Занятия, учёба (2чел.)
- Перемена (1 чел.)
- ОБЖ (1 чел.)
- Кактусы (1 чел.).
3. Что самое неприятное в школе? Когда обзывают (1 сел.), получать плохие оценки, получать 2 или 3 (2 чел.), что ученики портят школу – бросают бумажки, коробки от соков и т.п. (1 сел.), учить параграфы (1 сел.), медленный интернет (1 сел.),
4. Тебе нравится в школе или не очень? Очень нравиться – 1 чел., нравиться – 4 чел, не очень нравиться – 1 чел.
5. Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть? Отличником – 3 чел., ударником – 1 чел., первым – 1 чел., успевающим – 1 чел.
Результаты анкетирования учащихся 7-11 классов по психологической безопасности образовательной среды (22чел.) Как вы думаете, требует ли обучение в школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?
Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию
интеллектуальных способностей?
жизненных умений?
Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе ?
Считаете ли Вы своё обучение в школе интересным?
Выбор учащимися характеристик школьной среды и степень удовлетворенности данными характеристиками (в порядке ранжирования)
- 1 место - Возможность обратиться за помощью - 5чел. – 5,
5чел. – 4, 8чел. – 3.
- 2. Взаимоотношения с учителями - 5чел. – 5, 4ч. – 4, 6ч. – 3, 3ч.- 2.
- 2. Взаимоотношения с учениками - 7чел. – 5, 4ч. – 4, 5ч. – 3, 1ч.- 2.
- 2. Возможность высказать свою точку зрения - 4чел. – 5, 4ч. – 4,
7ч. – 3, 2ч.- 2.
- 3. Эмоциональный комфорт - 4чел. – 5, 4ч. – 4, 8ч. – 3, 1ч.- 2.
- 3. Уважительное отношение к себе – 4чел. – 5, 7ч. – 4, 4ч. – 3, 2ч.- 2.
- 3. Возможность проявлять инициативу и активность – 4чел. – 5,
7ч. – 4, 3ч. – 3, 1ч.- 2.
- 3. Учёт личных проблем и затруднений - 8ч. – 4, 3ч. – 3, 4ч.- 2.
Насколько защищенным Вы себя чувствуете в школе?
Большинство обучающихся отметили что они защищены и вполне защищены,
5 обучающихся затрудняются сказать,
4 обучающихся указали на свою незащищенность от оскорбления, угроз, высмеивания одноклассниками.
Результаты анкеты родителей по изучению удовлетворенности жизнедеятельностью в нашем образовательном учреждении
В анкетировании участвовали 23 человека, родители оценивали в какой степени образовательное учреждение воспитывает у детей определённые качества личности.
Блок поведенческих качеств (аккуратность, дисциплинированность, ответственность, воля, хорошие манеры поведения).
Блок жизненной компетентности (жизнерадостность, образованность, ум, жизненные запросы, самостоятельность).
Блок морально-психологических качеств личности (честность, доброта, чуткость, справедливость, терпимость).
При анализе подсчитывается средний показатель оценок родителей по каждому блоку, также средний показатель всех предложенных 15 качеств личности, если средний показатель ниже 3 баллов – это свидетельство недостаточной роли ОУ в развитии указанных качеств личности.
Средний показатель по всей совокупности 15 качеств личности и их воспитания у учащихся школы - 3,6.
Блок поведенческих качеств
Блок жизненной компетентности
Блок морально-психологических качеств личности
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Обеспечение психологической безопасности ребенка дома:
- Соблюдайте режим дня.
- Проявляйте интерес к жизни ребёнка.
- Используйте доброжелательный тон в общении друг с другом.
- Слушайте ребенка!
- Не сравнивайте.
- Не срывайтесь на ребёнке.
- Избегайте применять физическую силу.
- Проводите вместе время – это сближает!
- Создайте уют в доме.
- Разнообразьте отдых ребенка.
- Ограничьте времяпровождение ребенка за компьютером.
9 заповедей родителей
- Если ребенка постоянно критикуют , он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде , он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках , он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости , он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривают , он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят , он учится быть благородным.
- Если ребенок растет в честности , он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности , он учится верить людям.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома Лев Николаевич Толстой
Все – в наших руках!
Благодарю за внимание! Автор психолог школы Верхотурова Н. И. 08.02.2018.