Родительское собрание
Дата:19.01.18
Класс: 3 «А»
Учитель:
Тема: « От улыбки станет всем светлей!»
Цели: привлечь внимание родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни;
дать необходимые консультации родителям, столкнувшимся с проблемами во взаимоотношениях с ребенком.
Ход собрания
I. Организация собрания
Учитель. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на очередном собрании родителей, любящих и желающих добра своим детям. За окнами вечер, сумерки опустились на город. А мне хочется поговорить с вами о светлом и добром. «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека», – заметил когда-то Ф. М. Достоевский. Эту мысль можно продолжить: «Удивительно, что может сделать одна улыбка с душой ребенка»...
Часто ли лица членов вашей семьи озаряются улыбкой? Считаете ли вы это достойным вашего внимания? Нужна ли человеку в жизни улыбка? Об этом наш сегодняшний разговор.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Об улыбке в жизни человека сказано и спето немало. Но научились ли мы, взрослые, по-настоящему ценить свою способность улыбаться? Порой, кажется, что мы слишком привыкли к этой способности и даже ленимся применять ее. Мы просто недовольно ворчим и брюзжим о том, что жизнь трудна, что нет сил... До улыбок ли тут! Готовясь к нашей встрече, я вспомнила об истории, рассказанной Сент-Экзюпери в повести «Планете людей». Один из ее героев. Барк, – очень состоятельный человек, долгое время находился в неволе. Его не тяготили ни семейные узы, ни обязанности перед кем-либо. Однако, волею судьбы обретя свободу, ему страстно захотелось быть кому-то нужным.
«...Он бродил среди еврейских лавчонок, и глядел на море, и думал, что вот он волен идти куда хочет, он свободен... Но эта свобода показалась ему горька – он затосковал по узам, которые вновь соединили бы его с миром.
Мимо шел ребенок. Барк погладил его по щеке. Ребенок улыбнулся. Это не был хозяйский сын, привычный к лести. Это был маленький заморыш, Барк подарил ему ласку – и малыш улыбался. Он-то и пробудил Барка к жизни, этот маленький заморыш, благодаря Барку он улыбнулся – и вот Барк почувствовал, что начинает что-то значить в этом мире. Что-то забрезжило впереди, и он ускорил шаг.
Но, завернув за угол, он наткнулся на играющих ребятишек и остановился. Вот оно. Он молча поглядел на них. Отошел к еврейским лавчонкам и скоро вернулся с целой охапкой подарков. Абдалла возмутился: - Дура, чего зря деньги тратишь!
Но Барк не слушал. Он торжественно, без слов, по одному подзывал к себе детей. И маленькие руки потянулись к игрушкам, к браслетам, к туфлям, расшитым золотом. И каждый малыш, крепко ухватив свое сокровище, убегал, как истинный дикарь. Прослышав о такой щедрости, к Барку сбежалась вся агадирская детвора, и он всех обул в шитые золотом туфли. А слух о добром чернокожем боге долетел и до окрестностей Агадира, и оттуда тоже стекались дети, окружали Барка и, цепляясь за его истрепанную одежду, громко требовали своей доли. Это было разорение. Но... Барк хотел поделиться избытком счастья.
Он был свободен, а значит, у него было самое главное, самое дорогое: право добиваться любви, право идти куда вздумается и в поте лица добывать свой хлеб. Так на что ему эти деньги... они не утолят острое, жгучее, точно голод, желание быть человеком среди людей, ощутить свою связь с людьми. Он был свободен, да – слишком свободен, слишком легко он ходил по земле. Ему не хватало груза человеческих отношений, от которого тяжелеет поступь, не хватало слез, прощаний, упреков, радостей – всего, что человек лелеет или обрывает каждым своим движением, несчетных уз, что связуют каждого с другими людьми и придают ему весомость. А вот теперь на нем отяготели бесчисленные ребячьи надежды...»
Ощущаете ли вы, мои дорогие собеседники, эту потребность в детской улыбке? Понимаете ли роль ее в жизни вашего младшего школьника? Чем отличается данный возрастной период? Что необходимо учитывать?
Учитель. Ваши дети, уважаемые родители, вступили в пору кризиса младшего школьника. В этом возрасте взрослые пытаются заставить детей быть ответственными, дают им определенную степень свободы для того, чтобы они... перестали им, взрослым, мешать. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям – все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот – пятерка, грамота). Родители предъявляют ребенку новые требования: «Ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки и т. д. и т. п.». Проблема лишь в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе – это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужно постараться быть не опекающим, а ответственным и способным стать на защиту прав и личности своего ребенка перед посторонними людьми.
Предлагаю вам ответить на вопросы теста, который позволит определить, насколько благополучно складываются ваши отношения с детьми.
Тест «Благополучны ли ваши отношения с детьми?»*
Отвечая на вопросы теста, поставьте за каждый ответ «да» - 2 балла, «нет» - 0 баллов, «иногда»- 1 балл.
1. Ваш ребенок доверяет вам свои секреты?
2. Советуется ли он с вами по своим сложным вопросам?
3. Вашему ребенку нравится быть с вами рядом?
4. Считаете ли вы, что ваши отношения с ребенком благополучны?
5. К вашему ребенку часто приходят приятели?
6. Вы знакомы со всеми друзьями вашего малыша, которые приходят к вам домой?
7. Когда вы читаете, ваш ребенок интересуется тем, что вы читаете?
8. Бывает ли так, что ваш малыш приводит в дом посторонних детей?
9. Ваш ребенок одинаково любит всех членов семьи?
10. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы?
11. Считаете ли вы, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?
12. Вы бываете огорчены, когда, уехав в командировку, не видите вашего ребенка несколько дней?
13. Ваш ребенок иногда смотрит вместе с вами передачи для взрослых, в которых ничего не понимает?
14. Охотно ли вы отправляете вашего малыша к бабушке и дедушке на выходные или каникулы?
15. Охотно ли ваш ребенок ходит с вами по магазинам за необходимыми покупками?
16. Ваш малыш дарит вам цветы, собранные им лично?
17. Капризничает ли ваш ребенок, когда вы заставляете его принимать рыбий жир или лекарственные средства?
18. Старается ли ваш малыш подражать кому-либо из членов вашей семьи?
19. Ваш малыш забирается по утрам к вам в постель?
20. Ваш ребенок дарит вам подарки, сделанные собственноручно?
Результаты теста:
От 26 до 40 баллов. В вашей семье царит полная гармония и взаимопонимание между детьми и взрослыми. Для посторонних людей подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это не грустно, готовьтесь к тому, что окружающие, видя такое душевное единство, будут «учить» вас, что вы неправильно воспитываете своего ребенка! Предупредите ребенка заранее, что не нужно слушать злых людей и принимать их дурные советы близко к сердцу. Объясните малышу, что недобрые люди хотят вас поссорить.
Выработайте у малыша стратегию ответов. На замечания недоброжелателей, например: «Тебя, Саша, мать плохо воспитывает!», пусть малыш вежливо отвечает: «Воспитывайте своих детей. У меня есть своя мама. Если я сделаю что-то не так, пусть она сделает мне замечание, а не вы». Подобные спокойные и уверенные ответы детей производят очень сильное психологическое впечатление на недоброжелателя.
От 14 до 25 баллов. Ваши отношения с малышом в целом благополучные. Однако для достижения более тесного духовного контакта вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые смелые мечты ребенка. Допустим, прикрепите вертушку к крыше дачного дома или укрепите вертушку к лоджии – малыш будет просто в восторге от этого.
От 1 до 13 баллов. Вам следует подумать, как улучшить ваши отношения с малышом. Благополучие в отношениях с ребенком зависит только от вас. Ребенок ничего не сможет изменить сам, если взрослый человек уделяет ему слишком мало времени. В конце концов, возьмите на работе один день отпуска за свой счет. Проведите его полностью с малышом. Сходите в кафе-мороженое, потом в кино, потом в магазин игрушек. Детская память долго хранит воспоминания о счастливых моментах жизни. Если вы возьмете с собой фотоаппарат, и у малыша будет возможность разместить фотокарточки в своем альбоме – это вообще замечательно! Считайте, что день будет оплачен по самой высокой ставке любовью и преданностью вашего малыша.
Учитель. Нам, взрослым, кажется, что мы знаем о своих детях все. Однако очень часто это являете, глубоким заблуждением. В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети – великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому. Узнать, как ребенок относится к взрослым, можно отчасти по его поведению, глазам и осанке, отчасти по играм, рисункам, тестам и прочим косвенным проявлениям, но только отчасти. Кое-какую информацию можно было бы почерпнуть, имей мы незримый доступ к детским компаниям; но даже если бы наша познавательная техника и шагнула столь далеко, мы, боюсь, оказались бы в научном смысле разочарованными. В том, что касается отношений со взрослыми,
с родителями особенно, дети не часто откровенничают и между собой. Нужно еще поверить в свое право не то чтобы говорить правду, но хотя бы думать о ней.
Известный психиатр и писатель В. Л. Леви в своей книге «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» рассказывает о том, что слышал он от своих маленьких пациентов:
1. «– Моя бабушка добрая. Но она не умеет быть доброй.
– Не умеет?
– Нет.
– А как же?
– Она кричит.
– Кричит?.. И добрые кричат. И ты тоже иногда, а?
– Когда я кричу, я злой. А бабушка все время кричит.
– А откуда ты знаешь, что она добрая?
– Мама говорит»
2. «– Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа очень интересный и очень плохой.
– А что в нем... интересного?
– Он большой, сильный. Он умеет... (Перечисление). Он знает... (Перечисление).
– И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и интересным, как папа?
– Нет. Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким».
3. «– Папу я очень люблю. У меня другой папа был, но это неважно. Папа замечательный, я его очень...
– И маму, конечно.
– И маму... Только она не дает.
– Чего не дает?
– Она мешает... Ну, не дает себя любить. Вот как-то толкается глазами. Будто говорит, что я ее не люблю».
4. «– Стук слышу – папа входит – все, не соображаю, и сразу вот здесь что-то сжимается... Раздевается... Шаркает, сопит... Еще не знаю, в чем виноват, но в чем-то виноват, это уж точно...
Времени уже вон сколько, а за уроки не брался, в комнате бардак, ведро не вынес, лампу разбил мячом, ковер залил чернилами... А откуда я знал, что мячик туда отскочит!..»
5. «– Они у меня чудесные, самые-самые... Я еще в восемь лет решила, что, когда они умрут, я тоже умру... Они меня не знают, я рассказывать не умею, а они сразу говорят, хорошо или плохо, правильно или неправильно... Они умные, добрые, я такой никогда не стану. А теперь я хочу умереть, больше не могу их любить...»
Приведенные выше реплики – реплики чужих детей. А что говорят и думают ваши собственные.
III. Заключительная часть
Учитель. Один великий мудрец сказал: «»Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша (пусть он не совсем удачлив и неумел), загляните в его светлые родные глаза и... расскажите очередную сказку.
Отметка:___________________
Родительское собрание
Дата:19.01.18
Класс: 3 «Б»
Учитель: Шаршукова Галина Михайловна
Студент: Фёдорова Ирина Витальевна
Тема: « Вредные привычки»
Цели:
-познакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей и его влиянием на поведенческие реакции ребёнка
-информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте.
-наметить пути воздействия на личностные качества ребёнка; сформировать воспитательные подходы.
Оборудование: памятки для родителей
Ход собрания
I. Организация собрания
Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего собрания «Вредные привычки». Нам предстоит рассмотреть вопросы: что такое привычка? Какие бывают привычки? Где и как дети приобретают привычки? Что относится к вредным привычкам? Как вредные привычки влияют на здоровье человека?
II. Основная часть собрания.
Учитель. Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные годы. Однако не стоит обвинять во всём школьную обстановку, учителей, сверстников. Хорошие и плохие привычки мы приобретаем в семье. В какой же зависимости находятся эти составляющие: вредные привычки, здоровье и полезные привычки? Что скрывается за полезными и вредными привычками? Что можно отнести к одним, а что к другим? На каком основании?
Привычки: Полезные Вредные
Приведите примеры вредных и полезных привычек .
Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода. Рассмотрим некоторые из них.
Ситуация 1. Дети говорят плохие слова. Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства дети узнают задолго до того, как идут в первый класс. И, конечно, произносят их до тех пор, пока не поймут, что это неприлично. В подростковом возрасте дети часто ругаются, чтобы почувствовать себя взрослыми и независимыми.
Что делать? .
Ситуация 2. Дети курят. Будучи уверенными, что их дети ничего не знают о табаке и алкоголе, взрослые не считают нужным объяснить, почему опасно знакомиться с такими веществами. Между тем установлено, что к семи-девяти годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость об одурманивающих веществах. Они могут перечислить марки табачных изделий, наименования алкогольных напитков. Чем раньше дети знакомятся с одурманивающими веществами, тем выше риск, что в более зрелом возрасте у них возникнет пристрастие к алкоголю и курению.Т акая вредная привычка, как курение, появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Дети начинают курить, чтобы продемонстрировать свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут. Проблема табакокурения становится с каждым днём всё актуальнее, а возраст начинающих курильщиков – всё моложе. Психологи выделяют возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к курению. В младшем школьном возрасте дети проходят через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции детей. Теперь они школьники: у них новые обязанности и возможности, новое окружение. Считается, что кризис семи лет – это рождение социального «Я» ребёнка. Наибольшую значимость для детей представляет всё, что связано со школой: школьные успехи, отношение учителя и одноклассников и т.д. Ситуация в школе во многом может повлиять на их отношение к курению. Дети, не нашедшие себя в школе, чувствуют себя изгоями, пытаются найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причём если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то в дальнейшем это становится способом получения положительных ощущений. Важно объяснить опасность курения. Главный акцент стоит делать на значимых для мальчика или девочки моментах. Все дети мечтают быстрее вырасти, поэтому расскажите им, как курение влияет на рост. Все дети (особенно девочки) хотят иметь привлекательную внешность, и тут можно объяснить, что курение быстро старит и делает человека значительно менее привлекательным.
Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомства с алкоголем.
Биологические факторы. В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество веществ, «ответственных» за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Для людей с таким нарушением алкоголь, курение да и наркотики могут представлять особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. Необходимо с раннего возраста учить его иным - не наносящим ущерба здоровью - способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма.
Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребёнка. В данном случае речь идёт об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем и приобщаются к курению. Причём именно возникающий при этом эффект изменённого состояния для них чрезвычайно привлекателен.
Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость».
Особенности семейного воспитания. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.
Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными сами себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями, и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная - загруженность родителей на работе.
Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания - гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения - ведь этому их в семье не научили.
При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0,008г никотина и другие вещества сгорания (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т. д.) Никотин - сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищён сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя.
В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ, только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.
Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить.
Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребёнком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент - ребёнок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдаёт отчёта, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.
Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение не повторялось. А причины могут быть разные - тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если…»), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться…
Ребёнок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите ещё близких и авторитетных для ребёнка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребёнок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой поступок.
Советы: «Как бросить курить».
Спланируйте отказ от курения и поставьте себе задачу его выполнить.
Назовите причины, почему вы решили бросить курить, чтобы вспоминать их, когда станет трудно.
Постирайте и почистите одежду, чтобы она не пахла дымом.
Избегайте стрессов, расслабляйтесь с помощью горячей ванны, кинофильмов, компьютерных игр или занятий в спортзале.
Если вы беспокоитесь о своём весе, не переедайте.
Отмечайте в календаре дни и даже часы, которые вы выдержали без сигарет.
Сэкономленные на сигаретах деньги откладывайте в кубышку, потом истратьте их на полезные вещи.
Думайте о хорошем, почаще напоминайте себе, что вы контролируете ситуацию и это ваш выбор - не курить.
Попросите своих друзей не курить при вас.
Если вам предлагают сигарету, всегда говорите: «Спасибо, я не курю».
III. Заключительная часть
Учитель. Семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни - потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами.
В заключение собрания совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее?
Отметка:_______________