СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание для старшей группы «Активное слушание – способ общения с ребенком».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство родителей с техникой активного слушания и ее использование, распознавание чувств детей в разных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание для старшей группы «Активное слушание – способ общения с ребенком».»

Родительское собрание для старшей группы

«Активное слушание – способ общения с ребенком».


Цель: содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями, приобретению родителями педагогической грамотности, уверенности в своих силах.


Задачи:

  1. Познакомить родителей с техникой активного слушания.

  2. Учить распознавать чувства детей в разных ситуациях.

  3. Тренировать использование техники активного слушания.


Форма проведения: групповая, семинар-практикум.


Участники: родители, педагог-психолог.


Подготовительный этап:

• Пригласить родителей

• Подготовить карточки с проблемными ситуациями

• Подготовить таблицу


Ход собрания.


Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть всех вас. Сегодня наша встреча будет не совсем обычной: мы будем активно работать все и сообща. Тема нашей встречи — «Как слушать ребенка».

Для начала мы проведем небольшую разминку. Прошу всех родителей выйти на свободную часть комнаты. Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, как вас зовут, и закончить следующее предложение: «Я пришел сюда...»


Родители выполняют задание.


Теперь я предлагаю вам родители рассчитаться на «первый-второй-третий», а затем собраться в группы по номерам (все «первые», все «вторые», все «третьи»), сесть каждой группе за отдельный стол.


Родители садятся за столы.


Педагог-психолог: В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Но ведь не многие родители понимают, что причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Что же значит - активно слушать ребенка? Начну с ситуаций:

«Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

«Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

«Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает, отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Задание: подобрать фразу, в которой родитель называет чувство ребенка. Группа № 1 выполняет задание по первой ситуации, группа № 2 - по второй ситуации и группа № 3 - по третьей ситуации.


Группы выполняют задание. Примеры ответов: «Ну ничего, поиграет и отдаст...», «Как это ты не пойдешь в школу?!», «Перестань капризничать, вполне приличная шапка».


Педагог-психолог: При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание не важно, оно не принимается в расчет.

Послушайте следующую ситуацию и на ее примере попробуйте изменить фразы к вашим ситуациям.

«Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. «Денис, - обратился он к сыну. - Ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, и обиделся на меня?» В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу».

Через пять минут постарайтесь сделать поправки к вашим ответам.


Группы выполняют задание. Примеры ответов: «Ты очень огорчен и рассержен на него», «Ты больше не хочешь ходить в школу?», «Тебе она не очень нравится?»


Педагог-психолог: Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?


Родители: Эти ответы показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов принять ее.


Педагог-психолог: Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз озвучила то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

«Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

Дочь. У-у-у!

Мама. Миша тебя обидел... (Пауза.)

Дочь (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

М а м а. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.)

Дочь (переставая плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты

упала... (Пауза.)

Миша с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

Дочь (уже спокойно). Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

Мама (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

Дочь. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

Миша. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...»

Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте подумаем, какие, и сформулируем.


Группы родителей формулирую свои ответы:

- При беседе повернуться лицом к ребенку.

- При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном уровне.

- Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).


Педагог-психолог: А сейчас давайте немного отдохнем. Я попрошу всех встать в общий круг. Ну а сейчас поменяйтесь местами с тем, у кого на руке тоже надеты часы (на одежде есть пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого тоже трое детей и пр.). Как вы увидели все люди разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет, главное только захотеть. Прошу всех пройти на свои места.


Педагог-психолог: Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В первом столбце вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, во второй столбец впишете, какие, по вашему мнению, чувства ребенок испытывает в данном случае. В третьем столбце впишите ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец). У вас 5 минут.


Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ответ родителя

Образец. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось»

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»



Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь»



Ребенок роняет чашку, та разбивается. «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»



«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!»



Возможные ответы родителей:

  1. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

  2. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

  3. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

  4. Очень досадно...


Педагог-психолог: Давайте с вами подытожим все выше сказанное, повторим правила активного слушания ребенка.

  1. Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

  2. Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).

  3. Обозначить чувства ребенка.


Педагог-психолог: Я предлагаю вам по очереди одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.


Родители выполняют задание.


Педагог-психолог:

Общаясь с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен, и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.

До новых встреч!


















6