Родительское собрание для старшей группы
«Активное слушание – способ общения с ребенком».
Цель: содействовать предупреждению трудностей во взаимоотношении между детьми и родителями, приобретению родителями педагогической грамотности, уверенности в своих силах.
Задачи:
Познакомить родителей с техникой активного слушания.
Учить распознавать чувства детей в разных ситуациях.
Тренировать использование техники активного слушания.
Форма проведения: групповая, семинар-практикум.
Участники: родители, педагог-психолог.
Подготовительный этап:
• Пригласить родителей
• Подготовить карточки с проблемными ситуациями
• Подготовить таблицу
Ход собрания.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть всех вас. Сегодня наша встреча будет не совсем обычной: мы будем активно работать все и сообща. Тема нашей встречи — «Как слушать ребенка».
Для начала мы проведем небольшую разминку. Прошу всех родителей выйти на свободную часть комнаты. Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку, ваша задача: представиться, сказать, как вас зовут, и закончить следующее предложение: «Я пришел сюда...»
Родители выполняют задание.
Теперь я предлагаю вам родители рассчитаться на «первый-второй-третий», а затем собраться в группы по номерам (все «первые», все «вторые», все «третьи»), сесть каждой группе за отдельный стол.
Родители садятся за столы.
Педагог-психолог: В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Но ведь не многие родители понимают, что причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями - показать, научить, направить - ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Что же значит - активно слушать ребенка? Начну с ситуаций:
«Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»
«Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»
«Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает, отказывается надевать «эту уродскую шапку».
Задание: подобрать фразу, в которой родитель называет чувство ребенка. Группа № 1 выполняет задание по первой ситуации, группа № 2 - по второй ситуации и группа № 3 - по третьей ситуации.
Группы выполняют задание. Примеры ответов: «Ну ничего, поиграет и отдаст...», «Как это ты не пойдешь в школу?!», «Перестань капризничать, вполне приличная шапка».
Педагог-психолог: При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание не важно, оно не принимается в расчет.
Послушайте следующую ситуацию и на ее примере попробуйте изменить фразы к вашим ситуациям.
«Папа с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил действовать по-другому. «Денис, - обратился он к сыну. - Ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, и обиделся на меня?» В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу».
Через пять минут постарайтесь сделать поправки к вашим ответам.
Группы выполняют задание. Примеры ответов: «Ты очень огорчен и рассержен на него», «Ты больше не хочешь ходить в школу?», «Тебе она не очень нравится?»
Педагог-психолог: Как вы думаете, в чем преимущество этих ответов?
Родители: Эти ответы показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов принять ее.
Педагог-психолог: Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз озвучила то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.
«Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.
Дочь. У-у-у!
Мама. Миша тебя обидел... (Пауза.)
Дочь (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!
М а м а. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза.)
Дочь (переставая плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
Мама. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты
упала... (Пауза.)
Миша с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
Дочь (уже спокойно). Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)
Мама (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.
Дочь. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.
Миша. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю...»
Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания. Давайте подумаем, какие, и сформулируем.
Группы родителей формулирую свои ответы:
- При беседе повернуться лицом к ребенку.
- При разговоре глаза родителя и ребенка должны находиться на одном уровне.
- Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).
Педагог-психолог: А сейчас давайте немного отдохнем. Я попрошу всех встать в общий круг. Ну а сейчас поменяйтесь местами с тем, у кого на руке тоже надеты часы (на одежде есть пуговицы, обувь черного цвета, кто любит кошек, у кого тоже трое детей и пр.). Как вы увидели все люди разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет, главное только захотеть. Прошу всех пройти на свои места.
Педагог-психолог: Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В первом столбце вы найдете описание ситуаций и слова ребенка, во второй столбец впишете, какие, по вашему мнению, чувства ребенок испытывает в данном случае. В третьем столбце впишите ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предложению) он испытывает (опираясь на образец). У вас 5 минут.
Обсуждение всей группой (выносятся согласованные мнения, результаты работы малых групп: это позволяет среди них выбрать наиболее точные идеи).
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ответ родителя |
Образец. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось» | Огорчение, обида | Ты очень расстроилась, и было очень обидно |
Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» | | |
Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь» | | |
Ребенок роняет чашку, та разбивается. «Ой!!! Моя ча-а-шечка!» | | |
«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение мультфильма!» | | |
Возможные ответы родителей:
Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
Очень досадно...
Педагог-психолог: Давайте с вами подытожим все выше сказанное, повторим правила активного слушания ребенка.
Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).
Разговаривать на близком расстоянии (посадить на колени, придвинуть стул).
Обозначить чувства ребенка.
Педагог-психолог: Я предлагаю вам по очереди одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Родители выполняют задание.
Педагог-психолог:
Общаясь с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен, и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
До новых встреч!
6