Добрый день уважаемые родители!
Тема собрания «Как научить ребёнка стать самостоятельным»
Родительское собрание 1 класс 3 триместр
Цели:
1. Выявить представление родителей об организации учебной работы дома.
2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
1 слайд. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока.
Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов, но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется «результат» такой работы! Вопрос выполнения домашнего задания во многих семьях стоит очень остро.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.
Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники. Такие дети сильны в чём-то другом: одни лучше других в спорте, другие мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется им не очень важной.
Слайд 2. Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы:
- в первом классе – не более 1 часа;
- во втором классе – до полутора часов;
- в третьем-четвёртом – до двух часов.
Некоторые родители говорят, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 3-4 часов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Слайд 3. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было.
Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.
Слайд 4. Родителям следует запомнить несколько правил:
1. Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна.
4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз.
5. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.
8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей.
АНКЕТА детей
АНКЕТА взрослых
Слайд 5. Работа в библиотеке.
Слайд 6. Речевой режим дома и в школе. Кто контролирует речь ребенка и как?
Слайд 7-10. Успеваемость. Проблемы.
Слайд 11. Победы в проектах.
Слайд 12. Участие в конкурсе.
Слайд 13. Разное.
Анкета для родителей
ФИО: _______________________________________
У нашего ребёнка есть специальное место, где он __________________________________________________________________
Наш ребёнок выполняет домашнее задание
__________________________________________________________________
Самостоятельно справляется с __________________________________________________________________
Готовит с трудом __________________________________________________________________
Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается __________________________________________________________________
Когда ребёнок учит уроки, мы __________________________________________________________________
Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы __________________________________________________________________
Мы думаем, что на выходные __________________________________________________________________
Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с __________________________________________________________________
При приготовлении д.з. необходимо __________________________________________________________________
При выполнении д.з. мы используем __________________________________________________________________
Если ребёнок включается в работу медленно, то __________________________________________________________________
Памятка «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.
3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище.
5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
Памятка «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.
3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать.
5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.