Тема: «Как научить ценить красивое»
Цель: познакомить родителей учащихся со способами эстетического воспитания в домашних условиях и условиях школы. Повышение педагогического мастерства родителей по приобщению к эстетике учащихся в домашних условиях.
Задачи:
Оказать помощь родителями в поиске путей и способов эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
Доказать родителям необходимость формирования эстетических чувств у ребенка в семье и в школе.
Уважаемые родители, здравствуйте. Предлагаю Вам подумать над рассказом «Сбрось мешок»:
«В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость не заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу с картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, помокла я, продрогла, все прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри, какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». «Сбрось, – говорит, – мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу, зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Какую мысль можно извлечь из этого рассказа? (Ответы родителей). Уважаемые родители, кто готов определить тему нашего общения? Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим и обсудим такую проблему как эстетическое воспитание младшего школьника.
Младший школьный возраст - это новый и важный возрастной период в жизни каждого ребёнка, это этап первоначального знакомства с учебной деятельностью и изучением ее структурных элементов, это период преобразований. Именно в младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного и эстетического сознания, происходит понимание моральных норм поведения, начинает формироваться система устойчиво характеризующих ребенка побуждений (что хочет, к чему стремится).
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Главная цель эстетического воспитания состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное вокруг себя, т.е. формирование эстетической культуры ребенка.
А теперь давайте определим уровень актуальности обсуждаемой проблемы в каждой семье. Ответим на вопросы.
Уважаемые родители, посчитайте, сколько вышло у вас ответов «да», и сколько ответов «нет».
Интерпретация результатов.
1) Если большая часть ваших ответов это «да», то Вы стремитесь активно научить ребенка ценить красоту и богатство родной природы, памятники, архитектуры.
2) Если большая часть ваших ответов это «нет», то Вы не очень много внимания уделяете эстетическому воспитанию ребенка, в подготовке его к жизни. В семье эстетические качества не прививаются.
Обратите внимание на слайд, здесь представлены данные институто-социальных исследований. Посмотрите процент качества семей, которые занимаются эстетическим воспитанием своего ребёнка.
Проблема эстетического воспитания в школе – это проблема современного мира вообще и молодежи в частности. Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свою ценность, уступив место практичности и доступности. Чаще ребенок выберет провести время за компьютером, чем сходить в театр или прочитать книгу. Поэтому заниматься эстетическим воспитанием ребенка нужно с самого детства.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача повышение уровня художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Уважаемые родители, а теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Найди выход».
Ваша задача разобрать в парах проблемные ситуации и найти пути их решения. Посмотрите на слайд, где написана первая ситуация.
Ситуация 1. « … Отец сажает на даче яблони. Петя стоит здесь же рядом с маленькой лопаткой в руках. Когда отец, выпрямившись, отбрасывает землю в сторону. Петя тоже пытается поддеть лопатой комочки земли.
- Петя, не мешай, - строго замечает отец. Но Петя как будто не слышит его слов и продолжает ковырять землю лопатой. Отец повышает голос: «Мешаешь! Ты понимаешь? Займись чем-нибудь»…
- А чем папа?
- Ну, копай тоже, да не здесь! А вот отойди и копай рядом… Копай тоже ямку…
Вскоре отец, увлеченный своей работой, забывает о том, что он сказал сыну, тем более, что Петя ему не мешает. Но Петя несколько минут погодя напоминает о себе.
- Я выкопал, папа.
- Что? – не поворачивая головы, спрашивает отец, внимательно смотря на тоненький ствол антоновки.
- Выкопал.
- Выкопал…- машинально повторяет отец.
- Хорошо… Ну а теперь закопай…»
Проблема: неужели отец Пети не мог поручить сыну более серьезное занятие, которое действительно было бы нужным?
Пути решения: отец мог бы разрешить сыну помогать копать ту же ямку для яблоньки, которую копал сам. Таким образом, он бы научил его трудиться.
Ситуация 2. «…Маленькая девочка с папой в художественном музее. В первый раз.
«Папа, смотри!» - указала девочка на картину «Девятый вал». Ничего эта надпись не сказала отцу и девочке.
«Рама позолоченная. Здоровая какая! Метра 4 будет…» - отвечает отец.
А тем временем девочка уже в соседний зал сбегала и кричит азартно: «Там «Государственный совет», 30 метров, побежали скорей!».
Проблема: отец не смог ничего рассказать дочери о картинах.
Пути решения: даже если вы не разбираетесь в искусстве, его стоит изучать, чтобы были полезные знания, которыми можно поделиться с ребенком.
В школьном возрасте задача родителей – развивать у детей чувство красоты природы родного края, учить видеть прекрасное в произведениях изобразительного искусства, в музыке и литературе, побуждать своих детей к занятию рисованием, лепкой, пением, выразительным чтением. Все это помогает развитию художественного вкуса и творческих способностей у ребёнка.
Нужно стараться вырабатывать у учащихся умение отличать действительно художественное творчество от различного рода подделок в искусстве. В этом плане используются различные формы и методы. В школах проводятся вечера и праздники, создаются школьные хоры и оркестры, художественные студии, литературные общества. Есть клубы выходного дня, школьные театры, картинные галереи. Родители могут посоветовать своим детям посещать эти мероприятия и кружки, участвовать в экскурсиях в музеи.
- А теперь, я предлагаю вам ознакомиться с памяткой по эстетическому воспитанию младших школьников. Какие из пунктов вы применяете в своей воспитательной системе? Допишите пункты, которые вы бы добавили. Время на размышление - 3 минуты.
Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание подходит к концу. Хлопните в ладоши, если наша встреча была продуктивной и вам всё понятно. Если же встреча осталось незавершенной, у вас остались вопросы – поднимите руки.
Помните слова В.А. Сухомлинского: « Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом. ». Вы согласны с высказыванием? Пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Успехов вам в воспитании детей. До свидания!
Анкета для родителей
1. Давно ли ваша семья ходила на концерт?
2. Ходите ли всей семьёй на выставки?
3. Посещала ли ваша семья какой-либо музей в нашем городе?
4. Выезжая всей семьёй в другой город, ходите ли вы в музеи?
6. Ходили ли вы всей семьёй на художественный фильм?
7. Любите ли вы ходить в походы всей семьёй?
Анкета для родителей
1. Давно ли ваша семья ходила на концерт?
2. Ходите ли всей семьёй на выставки?
3. Посещала ли ваша семья какой-либо музей в нашем городе?
4. Выезжая всей семьёй в другой город, ходите ли вы в музеи?
6. Ходили ли вы всей семьёй на художественный фильм?
7. Любите ли вы ходить в походы всей семьёй?
Анкета для родителей
1. Давно ли ваша семья ходила на концерт?
2. Ходите ли всей семьёй на выставки?
3. Посещала ли ваша семья какой-либо музей в нашем городе?
4. Выезжая всей семьёй в другой город, ходите ли вы в музеи?
6. Ходили ли вы всей семьёй на художественный фильм?
7. Любите ли вы ходить в походы всей семьёй?
Памятка для родителей
по эстетическому воспитанию в семье
Для формирования эстетического вкуса у ребёнка необходимо:
1. Воспитывать у ребёнка наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчёт в увиденном. (Например, обратить внимание на листочки осины, осенью они тёмно-красные, у берёзки золотистые и т.д.)
2. Систематически поощрять ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.
3. Обращать внимание детей на особенности: красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города.
4. Выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. (Например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставляет ребёнка бережнее к ней относиться).
5. Дать ребёнку право выбора наиболее понравившейся ему вещи из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей.