СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Как стать хорошим родителем»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключ к успешному родительству стоит искать не только в теориях, семейных правилах или формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание.

Дж. Готтман

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Как стать хорошим родителем»»




Родительское собрание «Как стать хорошим родителем»


Ключ к успешному родительству стоит искать не только в теориях, семейных правилах или формулах поведения, а в глубочайшем чувстве любви и привязанности к своему ребенку, которое проявляется через сопереживание и понимание.

Дж. Готтман

Цели: расширение родительского поведенческого репертуара во взаимодействии с детьми, формирование культуры общения родителей и детей, повышение самооценки родителей.

Форма проведения: дискуссия, работа в группах, круглый стол.

Оборудование:

- флип-чарт или доска;

- карандаши, фломастеры;

- результаты анкет детей;

- анкета для родителей (Приложение);

- текст теста для родителей («Я – родитель! Какой?», См Приложение)).

Подготовительный этап: проведение анкетирования среди учащихся (См. Приложение).

Вопросы для обсуждения: как нужно выстраивать отношения с подрастающими детьми; как нужно разговаривать с детьми; чего нужно избегать в общении с собственными детьми.

Ход собрания

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами обсудить тему, связанную с родительством, предлагаем поговорить о том, насколько мы с вами довольны своей ролью родителя, что нам нужно сделать, чтобы быть тем родителем, который был бы в радость нашим детям. Давайте сегодня порассуждаем и вместе найдем понимание того, что значит быть хорошим родителем.

В связи с этим хочется рассказать небольшую притчу.

«Девушка сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время маленький мальчик ехал на велосипеде по парку. И так жалко стало ему эту девушку, что он спросил:

- Почему вы плачете?

- Ой, это трудно объяснить, да ты не сможешь понять, - отмахнулась девушка.

Мальчику показалось, что после этого девушка стала плакать еще сильнее. Он настаивал:

- У вас что-то болит, что-то случилось? Хотите, я подарю вам свою игрушку?

Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов:

- Ой, мальчик, - ответила она, - я не нужна никому, меня никто не любит…

Мальчик задумался на минуту и произнес:

- А вы точно у всех спросили?».

С родителями обсудить, о чем говорил ребенок и как это связано с темой. Специалист на флип-чарте или доске записывает высказывания родителей и обобщает информацию. Ответить на вопросы: как нужно разговаривать с детьми; чего нужно избегать в общении с собственными детьми, что не сдала героиня из притчи и по каким причинам.

Затем предложить родителям ответить на вопрос: «Кто же такой хороший родитель?» в группах и создать портрет такого родителя.

Работа в группах.

Обсуждение. Подвести родителей к выводу о том, что хороший родитель – это тот, кто умеет выслушать ребенка, обладает знаниями об особенностях поведения и развития своего ребенка, принимает и любит ребенка таким, какой он есть, а также обладает определенными качествами, среди которых присутствуют уверенность, спокойствие, оптимизм.

Акцентировать внимание родителей на важности понимания потребностей своих детей. Для этого проводится небольшая анкета «Насколько вы знаете своего ребенка?» (См. Приложение).

Сообщение психолога.

У наших детей в этом возрасте появляются свои тайные интересы, в какой-то момент времени они перестают понимать свих родных. В свою очередь, родители, испугавшись изменений в ребёнке, перестают понимать их, могут срываться на крик, что лишь отдаляет нас от детей. Мы знаем, что дети, особенно подросткового возраста, хотят получить от родителей признание себя личностью. Они ценят понимание со стороны родителей, свободу, которую родители им предоставляют, а также их современный образ мыслей.

Вспомним, какие потребности важны для детей-подростков.

- Потребность в независимости;

- Потребность в общении;

- Потребность защищенности;

- Потребность в привязанности и любви;

- Желание самоутвердиться.

Далее родителям предлагается поисследовать свое представление о себе как о родителе. Можно предложить ответить на вопросы:

- Считаете ли вы себя хорошими родителями?

- В чем это проявляется?

После ответов специалист предлагает родителям пройти небольшой тест: «Я- родитель, я- приятель?!».

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно показывает возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками. На основе данной диагностики обсудить появившиеся вопросы, в частности о воспитательных воздействиях, которые используются в семье.

Психологу оказать родителям поддержку, иначе посмотреть на результаты своего воспитания.

После обсуждения познакомить родителей с результатами анкетирования учащихся. Сделать вывод о том, что детям важно отношение родителей к ним, и оно оказывает сильное влияние на их поведение.

В ходе встречи с родителями необходимо не только обсуждать проблемы детей, но и создавать копилку конструктивных решений появившихся проблем.

Предлагается родителям в группах найти решения.

Ситуация 1

Ваш сын стал говорить неправду о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так родители узнали, что сын солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…

Ситуация 2

В семье двое детей. Старший ребенок считает, что младшего любят больше: так как, по его мнению, младшему всё покупают, всё прощают, больше с ним общаются. А со старшего - требуют только заботиться о младшем. В результате старший ребенок ревнует и срывается на младшем. Как родителю выстроить взаимодействие?


Ситуация 3

Девочка 14 лет часто теряет телефон, родители каждый раз покупают новый. В очередной раз девочка вновь потеряла телефон и просит купить более современную версию. Что делать родителям?


Ситуация 4

Сын не хочет носить одежду по сезону. Как поступить родителям?

Обсуждение предлагаемых решений родителей.

В заключение собрания родителям рассказать притчу о важном качестве хорошего родителя - быть чутким и оказывать внимание своему ребенку.

«В один из дней, отец вернулся с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет сын. Между ними состоялся небольшой разговор:

В заключение собрания родителям рассказать притчу о важном качестве хорошего родителя – быть чутким и оказывать внимание своему ребенку.

«В один из дней, отец вернулся с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет сын. Между ними состоялся небольшой разговор:

- Папа, можно у тебя кое-что спросить?

- Конечно, что случилось?

- Пап, а сколько ты получаешь?

- Это не твое дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?

- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

- Ну, вообще-то, 500. А что?

- Пап, - сын посмотрел на него очень серьезными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?

- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.

Ребенок тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да, черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.

- Ты не спишь, сынок? - спросил он.

- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.

- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

- Спасибо! - радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.

- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.

- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок.

- Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами!».


Подвести итог собрания, создать «Инструкцию для хорошего родителя»

1. Признать, что ваш ребёнок вырос. Нам все ещё кажется, что «куда ему понять... он же ещё маленький» и т. д. На самом деле самое время строить партнерские отношения. С уважением, с достоинством, с ценностью мнения другого. А как ещё показать ребенку самоуважение? Свою внутреннюю ценность?

2. Принимать свои ошибки. Мы все делаем ошибки. Не корите себя за них, так как. важно то, как мы решаем (исправляем) наши ошибки.

3. Уважать личное пространство подростка. Многим пространство тоже не давали в детстве. Поэтому основная работа тут – родительская.

4. Выбирать время для бесед с ребенком. Не важно, хотите вы поговорить о погоде или о его/её успехах в школе. Спрашивайте, хочет ли он что-то обсудить?

5. Храните откровения своих детей. Ваш ребёнок может рассказать что-то, что бередит его душу (дети до последнего верят, что родители не предадут и не высмеют их фантазии, страхи, желания, мечты) и важно отнестись с уважением, с достоинством. Даже, если откровения вам буду неприятны.

6. Обнимать. Поддерживать. Быть чутким. Быть современным. Любить и говорить о своей любви детям.

Хорошее родительство и воспитание начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты, когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. И главное - оказание поддержки тогда, когда это действительно важно.


Приложение 2

Анкета для детей

Инструкция: закончите предложения.

Я радуюсь, когда…

Я грущу, когда…

У меня хорошо получается…

Я сержусь, когда…

Меня удивляет…

Мне бывает стыдно, когда…

Я горжусь, когда …

Я хочу, чтобы мои родители…

Хороший родитель - это тот, кто…

Чтобы быть хорошим родителем, нужно…

Когда я стану родителем, то я…


Анкета для родителей «Насколько вы знаете своего ребенка».

Инструкция: закончите предложения.

Мой ребенок радуется, когда…

Мой ребенок грустит, когда…

У моего ребенка хорошо получается…

Он сердится, когда…

Его удивляет…

Моему ребенку стыдно, когда…

Я горжусь своим ребенком, когда …


Тест «Я – родитель! Какой?»

1. В любой момент вы можете заняться ребенком, отбросив все дела:

А. Да и всегда так делаю.

Б. Могу, но бывают исключения.

В. Нет.

2. Мы советуемся с ребенком:

А. Да, всегда.

Б. Да, но смотря на ситуацию.

В. Нет.

3. Если мы допустили ошибку, которая касается ребенка, то признаемся ему.

А. Без сомнений.

Б. Да, но с исключениями.

В. Нет.

4. Мы извиняемся перед ребенком, если неправы в чем-то.

А. Конечно.

Б. Да, но иногда нет.

В. Нет.

5. Даже если ребенок вывел из себя, мы сохраняем самообладание.

А. Да.

Б. Да, но не всегда

В. Нет.

6. Мы ставим себя на место ребенка.

А. Да, так и делаем.

Б. Да, но не всегда это делаем.

В. Нет.

7. Мы можем хотя бы на минуту представить себя прекрасным принцем или доброй феей.

А. Легко.

Б. Да, но редко.

В. Нет.

8. У нас доверительные отношения и мы рассказываем ребенку поучительный случай из своего детства, даже если в нем родители представлены в невыгодном свете.

А. Без проблем.

Б. Иногда.

В. Нет.

9. Мы не употребляем слова и выражения, которые ранят ребенка.

А. Однозначно.

Б. Иногда грешим.

В. Нет.

10. За хорошее поведение исполняем желание.

А. Конечно.

Б. Иногда.

В. Никогда.

11. Выделяем один день, когда ребенок может делать что угодно.

А. Да.

Б. Бывают исключения.

В. Никогда.

12. Мы не идем на поводу у слезных просьб ребенка, если уверены, что это просто мимолетная прихоть.

А. Именно так.

Б. Редко получается.

В. Нет.


Результаты:

ответ «А» - 3, «Б» - 2, «В» - 1.

27-36 баллов, ребенок для вас цель и смысл жизни. Вы понимаете его, уважаете, придерживаетесь постоянной линии поведения и прогрессивных методов воспитания. То есть, вы действуете обдуманно и двигаетесь в верном направлении, можете рассчитывать на хороший результат.

13-27 баллов, забота о ребенке для вас – крайне важна. Вы хороший воспитатель, но на деле не всегда поступаете целенаправленно и последовательно. Порой вам мешает чрезмерная строгость или излишняя мягкость, вы склонны находить компромисс там, где его не должно быть, ведь это ослабляет воспитательный эффект. Всерьез задумайтесь над правильностью своего подхода к воспитанию ребенка.

Если у вас меньше 13 баллов, то нужно смотреть правде в глаза - вы воспитываете ребенка неправильно. Вам не хватает знаний, опыта или желания, чтобы сформировать из вашего чада личность. В данном случае лучше обратиться за помощью специалистов – психологов, педагогов. Пересмотрите свой подход кардинально. Ваш ребенок заслуживает лучшего!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!