Родительское собрание «Курить - здоровью вредить» . : ( слайд№1)(Составила: Рясова Н.Г. - учитель МКОУ СОШ №27 Нязепетровского муниципального округа).
Форма проведения : обмен мнениями.
Цель :
1.Познакомить с историей табакокурения ; историческими сведениями о мерах борьбы с табакокурением.
Задачи:
1.Провести тренинг в группах родителей и учащихся.
2.Повысить уровень информированности родителей и учащихся о вреде курения.
Оборудование:
Анкета.
«Курить – здоровью вредить», «Здоровье в ваших руках»
Слайды.
Ход собрания:
1.Вступление.
Уважаемые мамы и папы!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из главных тем безопасности жизни человека - проблему курения.
Здоровье человека – это важнейшая жизненная ценность не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед обществом, является курение. Курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Табачная зависимость – это хроническое заболевание, которое внесено в «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти». Вред от курения табака настолько значителен, что в последние годы во многих странах введены меры, направленные против курения: запрет рекламы табачных изделий и продажа табачных изделий детям, запрет на курение в общественных местах и транспорте.
Значительная часть современной молодежи подвержена табакокурению: по данным ВОЗ, примерно 30% молодежи в возрасте от 14до 18 лет курит. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин. К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
В нашей школе постоянно проходят мероприятия и акции, направленные на разъяснение опасности пагубных привычек. Территория школы объявлена запретной для курения. Организуются встречи с врачами.
Ежегодно в октябре-ноябре месяцах проходит акция «Молодежь за здоровый образ жизни». В рамках этой акции мы решили провести родительское собрание на тему: «Не курить – это модно и престижно».
Какова же история табакокурения? Слово предоставляется… Она расскажет нам об истории табакокурения.
2. История табака. (слайд№2).
Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности в Европе, Азии и Африке. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился из Испании по всей Европе. В Россию табак начал поступать в начале XVII века. Первоначально табаку приписывались лечебные свойства, считали, что он отгоняет злых духов. Французский посол Жан Нико подарил французской королеве табачный порошок, ей очень понравилось новое «лекарство». Ювелиры изготавливали красивые табакерки, украшали их драгоценными камнями. В Англии дело даже доходило до того, что детей отправляли в школу с табаком и атрибутами для его курения. Но врачи уже тогда стали быть тревогу и назвали ее подарком дьявола, считали, что табачный дым осложняет многие заболевания. Уже в 1604 году вышел первый труд о вреде табака, принадлежащий королю Англии Якову I Стюарту. Во многих странах издавались законы по борьбе с курением. В России в царствовании Михаила Федоровича уличенных в курении первый раз накалывали 60 ударами палок по стопам, после второго раза отрезали нос и уши.
В 1634 году в Москве был пожар, горела половина города, причиной было курение. Поэтому курить было запрещено под страхом смерти. В 1649 году в законе было указано: «Велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, бить кнутом, пока не признается, откуда зелье получено». Но из этой борьбы табак выходил всегда победителем, побеждали купцы, фабриканты, получавшие от торговли папиросами баснословные прибыли. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком. С тех пор «трава Нико», или «подарок дьявола» прочно вошла в жизнь людей.
В трубках и сигаретах курильщиков мира каждую минуту сгорают 190 тонн табачных листьев.
А теперь познакомимся с цифрами и фактами (слайд№3).
3. Цифры и факты
В мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков;
В России курят 58 % мужчин и 12 % женщин;
Живут курильщики в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников;
Ежедневно 700 россиян умирают от болезней, вызванных курением, причем половина курильщиков умирает в трудоспособном возрасте;
Расходы на « курево» занимают 15-20 % семейного бюджета;
Средний возраст начинающих курильщиков в России – 11 лет;
После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через 7 секунд и повышает временно их активность. Одновременно расширяются сосуды, возникает чувство притока сил, чувство успокоения, затем происходит резкое сужение сосудов и понижение активности мозга. Чтобы вновь почувствовать состояние прилива энергии, курильщик тянется за другой сигаретой. Так возникает привычка.
За 1 год через легкие курильщика проходит и откладывается до 1 кг угля;
Каждый год отмечаются 2 даты, посвященные проблеме курения табака - 31 мая - Международный день борьбы с курением (День без табака) и третий четверг ноября - День отказа от курения, с целью привлечь внимание общественности к медицинским последствиям курения табака .
Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет.
За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет.
Есть люди, которые выкуривают 1 — 2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день.
Обратите внимание на эту таблицу:
Количество сигарет, выкуренных в день | Мужчины | Женщины |
1-9 10-19 20-29 30 и более | 10% 22% 17% 10% | 20% 18% 8% 4% |
Статистика говорит о том ,что количество курящих мужчин уменьшается ,а количество курящих женщин растёт .Параллельно с ростом числа курящих женщин растёт у них и количество заболеваний ,связанных с курением.
Каким заболеваниям способствует курение?
-бронхит;
-болезни сердца и инфаркты,
-рак лёгких и иные раковые заболевания;
-болезни желудка и двенадцатипёрстной кишки;
-85% от всех умерших от рака лёгких были курящими людьми;
-25% от всех умерших от миокарда были курящими людьми;
-инфаркт в 40 лет ждёт, прежде всего , курящего человека.
Классный руководитель. Что вы , уважаемые родители ,предпримите ,если узнаете ,что ваш ребёнок курит? (слайд№4).
Чем страдают дети курящих родителей? (слайд№5).
Все мы знаем о вреде курения табака.
А почему же его все «любят»? Посмотрим все на экран (слайд№6).
4.Почему сигарета приобрела такой привлекательный вид?
В обществе сложился стереотип взрослого мужчины – курильщика. Если вокруг ребенка курит много взрослых, ему тоже хочется скорее стать взрослым (если в семье курят, то вероятность того, что ребенок будет курить увеличивается на 50-60 %);
Запрограммированность курения: курит крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», курит большинство актеров и актрис. В ребенке, его сознании, закладывается программа, сознание искажено ложными представлениями и сведениями о табаке;
Влияние сверстников. Когда курят друзья, старшеклассники – у многих возникает желание попробовать. Срабатывает механизм социальной зависимости. Особенно часто это случается у девушек и женщин;
Многие начинают курить во время стресса, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, причем такое случается даже в возрасте 40-50 лет. В трудный момент кто- то протягивает сигарету: покури – станет легче. Это ,действительно, дает временное облегчение на несколько минут. Пока горит сигарета, проблема отодвигается в сторону;
Многие курение считают привычкой, полагая, что бросить курить легко, стоит только приложить усилия. Но курение – это определенная форма наркотической зависимости, с которой расстаться довольно трудно.
5 .Тренинг.
1. Пассивное курение.
- Кому из вас , уважаемые родители ,приходилось быть в одной комнате с курящими. Расскажите, что вы ощущали? (Выслушиваются наблюдения 2-3 человек).
- Почему вы чувствовали себя плохо? (варианты ответов: потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате, и его вдыхают все находящиеся в помещении).
- Почему наши дети становятся пассивными курильщиками? (потому что некоторые родители в присутствии своих детей не могут расстаться с сигаретой).
2. А что наши дети знают о табаке и курении?
Закончите предложения:
1. Если бы старший брат моего друга предложил мне попробовать закурить я бы…
2.У курильщика изо рта …………пахнет.
3. От курения зубы …
4. От курения язык …
5. Курение приносит вред легким, так как …..
6.Курение приносит вред сердцу, так как ……….
7.Курение………………. кровеносные сосуды.
8.Когда человек курит его органы не получают достаточно……………………..
( во время работы детей родители выполняют следующее задание).
6.Мозговой штурм «Хорошо или плохо».
Задание родителям.1. Записать преимущества некурящего человека (хорошее самочувствие, меньше болеет, не чувствует усталости, свежее лицо, здоровая кожа, белые зубы, уверен в себе). Кто больше?
Задание 2. Записать самые неприятные слова по поводу курения.
(Дети и родители зачитывают записанные выражения, предложения).
7. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ КУРЕНИЯ (работа в группах ,заполнение таблицы).
«+» курения | «-» курения |
1. Это модно, круто, клёво | 1. Курение ведет к раку, инсульту и т.п. |
2. Помогает сосредоточиться | 2. Снижается продолжительность жизни |
3. Помогает отвлечься при стрессах | 3. Внезапная или скоротечная смерть |
4. Согревает в холод | 4. Страдают члены семьи (пассивные курильщики) |
5. Повышает социальный статус: я уже взрослый! | 5. Плохое самочувствие (беспричинный страх, головокружение, тошнота, боли в желудке и т.п.) |
6. Способ самоутверждения: я могу! | 6. Осложнения при беременности |
7. Любопытство | 7. Больное потомство |
и т.д. | 8. Табакозависимость |
| 9. Невыгодно для бюджета семьи |
| 10. Плохой внешний вид: серая кожа, желтые зубы, сухие и ломкие волосы, одежда пахнет табаком и т. д. |
| |
Классный руководитель
.
А теперь проведем анкетирование среди родителей.
8. Анкета для родителей
В Вашей семье есть курильщики?
А. Да Б. Нет.
2. Замечали Вы за своим ребенком, что от него пахнет табаком или что он «покуривает»?
А. Да Б. Нет
3. Если ребенок был замечен в употреблении табака, что Вы предприняли при этом?
А. Выяснил, откуда такой запах Б. Отругал и пригрозил
В. Другое ____________________________________________________________
4. Как часто Вы говорите со своим ребенком о вреде пагубных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков)
А. Еще не было разговоров об этом Б. Постоянно говорю
В. Свое _____________________________
Во время анкетирования родителей учащиеся выполняют задание «Пожелание ЗОЖ»
9. Упражнение «ПОЖЕЛАНИЕ ЗОЖ»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, связанное со здоровым образом жизни, спортом, активным отдыхом и т.п., сворачивает листок и кладет его в коробку, стоящую в центре помещения. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг и любуются множеством пожеланий в центре. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Кто в первую очередь может помочь ребёнку избавиться от курения?
Как помочь человеку бросить курить?
Памятка для родителей. ( слайд№8 ) .
-Родители должны первыми освободиться от курения.
- Родители должны помочь ребёнку отвлечься от привычки курить.
Как ? (отдых на свежем воздухе, прогулки ,беседы).
-Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что всё получится , если человек чего-то хочет добиться.
-Не бояться компании своего ребёнка, а помогать и его друзьям бороться с соблазном курения.
10. Заключительное слово классного руководителя:
«Поднимите руку, ребята, те, кто мечтает получить в будущем интересную и хорошо оплачиваемую работу. Чтобы этого добиться, надо выдержать большую конкуренцию. В расчет будут приниматься не только способности, но и здоровье работника: должна быть умная голова, твердая рука, зоркие глаза, высокая работоспособность, собранность, дисциплинированность. Каждый из вас должен думать о том, какое место он займёт во взрослой жизни, насколько успешным будет его жизненный путь. К этому нужно готовиться и совершенствовать себя как личность. Научитесь быть неуязвимыми к пагубным привычкам, быть сильнее сомнительных соблазнов. Здоровье – самая большая ценность. От него будут зависеть результаты вашей работы, в том числе материальные, а в конечном итоге – благополучие и счастье в жизни».
Перед вами- «Памятка курящему человеку» ,возьмите её ,не забывайте о нашем разговоре.
Памятка курящему человеку.
Вы – человек, который может наградить себя не только курением. Лучше пару раз глубоко вздохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут большой эффект.
Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.
Курение вас настраивает на деятельность. Но это ложь самому себе. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.
Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.
Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не даёт возможности сосредоточиться на проблеме.
Вы курите без разбору, не замечая количество и качество выкуренных сигарет. Каждый раз, когда вы берёте сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.
Литература:
1.ЯгодинскийВ.Н. «Школьнику о вреде курения, алкоголя». М., П., 2000г.
2.Н.Е.Гайдукова. Родительские собрания. «Учитель – АСТ», Волгоград.2005г.
3.Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания(5-9кл.). М. ,«ВАКО».2007г.