План родительского собрания
Тема: « Любовь матери»
Провела: Классный руководитель 1-2 классов Шорина Лариса Петровна.
Цель: Раскрыть особенности влияния матери на становление личности ребенка; развивать у родителей умение понимать собственного ребенка, не ущемляя его права; уважение достоинства его личности. Побудить родителей задуматься о правильности выбранных методов и приёмов воспитания детей. Утвердить позицию, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви друг к другу.
-Здравствуйте, уважаемые родители. Темой нашего сегодняшнего собрания является «Любовь матери».
Упражнение: “Что такое любовь?”. Мозговой штурм.
Наверное, вы со мной согласитесь, на вопрос “Что такое любовь?” - ответить крайне сложно. Действительно, сколько существует на Земле людей – столько и различных суждений по этому поводу. Любовь бывает разной: к другу, к родителям, любимому человеку, к ребенку, но все мы знаем, что именно любовь духовно возвышает человека.
Многие убеждены, что любовь – это, прежде всего, готовность давать, а не получать. Американский психолог Эрих Фромм говорил: “Любви надо учиться. Любовь – это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теорией и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу”.
Мы сейчас с вами попытаемся методом мозгового штурма дать свое определение любви.
Необходимо вначале договориться о некоторых правилах ведения мозгового штурма
Свои суждения высказываем свободно.
Исходим из принципа – “нет неправильных ответов или суждений”.
Записываем все суждения, не подвергая их критике.
Итак, начнем. Вопрос: Что такое любовь?
(Записываются на ватмане все варианты ответов.)
-Сегодня я хотела бы поговорить с вами, о том, как мать может повлиять на становление личности своего ребенка.
Один знаменитый публицист и литературный критик писал: «Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в ее руках находится возможность дать его пробуждающимся мыслям, то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности ее священны».
- Послушайте, пожалуйста, несколько высказываний по этому поводу и выскажите свое мнение, согласие или несогласие с данными убеждениями, поднимая сигнальные карточки – красную, если не согласны, зеленую, если согласны и жёлтую, если не совсем согласны:
1. Просто любить кого-то - это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, которую испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно.
2. Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не предоставляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше чем отец, но одновременно она "подзаряжается" от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не "подзаряжается" от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.
3. Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.
Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?
- Конечно же это:
- способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач, лепет...;
- способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;
- помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).
Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.
4. Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Как вы считаете, на сколько верна эта ситуация в жизни? Приходилось ли вам наблюдать похожую ситуацию?
5. Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве - это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии.
От мамы зависит и восприятие папы, а в последующем и восприятие всех лиц мужского пола. Можно сказать, что именно мама дает первое разрешение на любовь к первому мужчине - папе.
Приходилось ли вам наблюдать, как ребенок копирует модель общения матери и отца в своих играх?
- Именно дочерям матери больше всего транслируют свои взгляды на жизнь, исходя, иногда из личного опыта, совсем не подходящего для дочери. Именно дочери чаще всего выбирают мамину модель поведения с мужчинами.
- Залог успеха в формировании характера сына или дочки - доброжелательные отношения в семье между родителями. Тремя китами семейного счастья должны быть любовь, взаимопонимание и доверие.
- В том, что вы любите своих детей, нет никакого сомнения! А теперь я хотела бы спросить, каким способом чаще всего вы говорите ребенку о своей любви, о своих чувствах?
(высказывания родителей)
- Оказывается, есть 97 способов сказать ребенку «Я тебя люблю!». Я предлагаю вам памятку, которая так и называется «97 способов сказать ребенку "Я тебя люблю!"», и надеюсь, что она сослужит вам хорошую службу в воспитании детей.
(раздаются родителям памятки «97 способов сказать ребенку "Я тебя люблю!"».)
-А сейчас я предлагаю каждому из Вас на листочках попросить слова прощения у вашего ребёнка, ведь мы каждый перед ними чем-то виноваты. Вы сами потом решите, отдадите вы ему эти листочки или нет.
-Нашу встречу я бы хотела закончить притчей. Послушайте внимательно!
… Притча “Мамина любовь”
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
“Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!”
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
“Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…”
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым.
- И я хочу, чтобы с вами за руку всегда шли любовь к детям и доброта, которые в нашей жизни должны быть неразлучны!
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
Рефлексия
- О чём вы задумались? Какие сделали выводы? (Высказывания родителей)