Родительское собрание на тему «Методы семейного воспитания» (ситуационная игра)
Учитель: Слонская Т.И.
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка.
Задачи:
Рефлексивная оценка принятых в семейной практике методов воспитания.
Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания.
Формирование опыта педагогически обоснованных подходов к выбору методов семейного воспитания.
Форма проведения: ситуационная игра.
Этап подготовки:
1.Формирование плана проведения ситуационной игры.
План проведения ситуационной игры.
Семейное воспитание – это актуально.
Ты бойся словом хрупкий мир разрушить.
Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить.
«Тебя, как в зеркале я вижу...»
2. Проведение анкетирования родителей за несколько дней до собрания по методике «незавершенный тезис»
Уважаемые родители!
Прошу Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с Вашим пониманием их смысла.
Для меня самые главные методы воспитания – это…
Воспитание ребенка правильное, если…
Самое главное в воспитании ребенка – это …
Для меня в воспитании ребенка недопустимо…
Нельзя воспитывать без…
Под запретом в нашей семье…
3.Подготовка буклета для родителей:
4. Цитаты на доску:
«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д. Локк)
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» (Л.В. Бетховен)
5.Подготовка презентации, оформление доски.
1. «Семейное воспитание – это актуально» СЛАЙД №1-2
Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Тема нашей встречи – методы семейного воспитания. Я думаю, Вас не надо убеждать в ее важности. Методы воспитания превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – детям. Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема. СЛАЙД №3
Начать наш разговор я хочу с горького признания отца, который, к счастью, понял, что его методы воспитания порочны, он просит прощения у своего маленького сына. (Прослушивание аудиозаписи) СЛАЙД №4
Учитель: Не правда ли, впечатляет и заставляет пересмотреть некоторые собственные подходы к воспитанию?
Как вы полагаете, насколько описанная столь ярко ситуация типична?
(Родители высказывают суждения) СЛАЙД №5
Учитель: В преддверие нашей встречи вы любезно приняли участие в анкетировании по методу незавершенных предложений. Опираясь на Ваши ответы, я представила на этой графической схеме перечень основных методов семейного воспитания.
НАКАЗАНИЕ ___________ МЕТОДЫ ___________ СЛОВО, УБЕЖДЕНИЕ
ВОСПИТАНИЯ
ОДОБРЕНИЕ, СОЗДАНИЕ
ОСУЖДЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ
СИТУАЦИЙ
ПРИМЕР ВЗРОСЛЫХ
Учитель: Итак, мы убедились в важности сегодняшней темы и переходим к обсуждению следующей позиции.
2. «Ты бойся словом хрупкий мир разрушить» СЛАЙД №6-7
Учитель: Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Это – важнейший метод объяснения, осуждения, порицания. Как заставить его служить искусству воспитания? Ведь слово обладает огромной силой.
Слова живут не только в тот момент, когда звучат, но и много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определенного стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме.
Задание для родителей. СЛАЙД №8
Работая в группе в течение нескольких минут предложите свой ответ на вопрос: «В чем мы иногда ошибаемся, используя слово как метод воспитания». Ответ запишите на листочках и прикрепите на доску.
Возможный вариант продукта деятельности:
Н аши ошибки
Монолог, а не диалог. Унижение достоинства Окрики, раздражительный тон.
Назидания в присутствии товарищей. Вымогание обещаний.
Учитель: СЛАЙД №9
Я предлагаю вам высказать мнение по поводу того, какие воспитательные ошибки были допущены отцом в сюжете, который я вам сейчас предложу (раздаю текст)
Воспитательный сюжет «Наши ошибки».
Третьеклассник скрыл от родителей несколько двоек, подчистив дневник. С родительского собрания возвращается отец. Раздосадованный неожиданной неприятностью, он, невзирая на поздний час – сын уже ложится спать – зовет его. В эту минуту отец озабочен, пожалуй, не столько тем, как бороться со злом, сколько непреодолимым желанием вылить гнев на виновника переживаний. На ребенка обрушиваются упреки в жесткой неблагодарности и угрозы, что ко дню рождения он не получит уже обещанного, долгожданного велосипеда.
«Завтра же извинись перед учителем, обещай, что больше не будешь», - категорически заканчивает отец. «Не буду извиняться, и не надо мне вашего велосипеда!»- со слезами кричит сын. «Не будешь – переведем в другую школу»,- повышает тон отец. «Ну и переведите, мне все равно!»
Возможные мнения родителей.
Ошибок много: уставшего за день ребенка подняли с постели, пригрозили лишить подарка. Отец не подумал, как ожесточится ребенок, с каким отчаянием он пойдет спать, как долго он будет плакать от бессильной ярости и обиды.
СЛАЙД №10
Учитель: Мы пришли к выводу, что слово материально и им нужно пользоваться обдуманно и осторожно.
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые должны быть запрещены в семье, а есть выражения, которые мы обычно стесняемся говорить, хотя они способны заглаживать обиды, улучшать настроение. Давайте чаще пользоваться желательными выражениями при общении с ребенком.
3.«Меч наказанья не спеши на голову дитяти ты обрушить» СЛАЙД №11
Учитель: Каждый из нас задавал себе вопрос, а стоит ли применять такой воспитательный метод как наказание? Если да, то какова должна быть его мера? А.С.Макаренко считал, что наказание – это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо. Но вот определить эту необходимость – задача каждого родителя.
Наказание – очень сильное средство воздействия, его применение требует большой осторожности и такта. Наказывать ребенка следует в исключительных случаях. Наказание может иметь место только при условии уверенности родителей, что ребенок совершил проступок намеренно, осознанно, понимая, что делать этого нельзя.
А теперь я предлагаю ситуации, на которые Вы должны предложить свое решение, обсудив в группах.
Ситуация 1. СЛАЙД №12
Ребенок постоянно грубит и не слушается. Как с ним бороться?
Возможные вариантов ответов.
Наказание необходимо, т.к. ребенок «Сядет на шею».
Надо выяснить, в чем причина грубости.
Комментарий учителя: Грубость может быть следствием грубости и бестактности своих родителей – по отношению к детям, друг другу, окружающим. Обратите внимание на свою манеру общаться, может следует поработать над ней, чтобы не быть плохим примером? Грубость возникает и тогда, когда требование несправедливо или невыполнимо.
Ситуация 2. СЛАЙД №13
Ребенок постоянно опаздывает в школу: очень долго просыпается, медленно умывается и приводит себя в порядок. И так каждый день. Мать в истерике. Отец избил ребенка. А как по-вашему, следует в такой ситуации поступить?
Возможные вариантов ответов.
Ребенок должен понимать, что утром собирается не только он, но и родители, и стараться не расстраивать их. Мы против жестокости в наказании, но мы за наказание.
Вероятно, родитель прибег к наказанию, т.к. не знает, что делать. Наказание здесь – своего рода капитуляция. Но это же неправильно – применять силу против более слабого нельзя: это порождает жестокость. Мы предлагаем разработать режим и помогать ребенку его выполнять.
Комментарий учителя: Подобная ситуация описана в книге Д. Добсона «Непослушный ребенок». Он на примере собственной дочери проверил эффективность такого приема. Девочка знала, что ей надо вставать вовремя. Вставая по звонку будильника в половине седьмого, она обводила на листе, висящем на дверце холодильника «да», а не вовремя «нет». Вторую отметку она делала в семь часов. К этому моменту она должна была почистить зубы и умыться. И так далее до выхода из дома в школу. За каждый минус ее отправляли в постель на полчаса раньше. За две – на целый час. В это время ей разрешали читать, но запрещали смотреть телевизор и болтать по телефону. В этой системе нет элементов насилия, подавления. Правила четко определены, последствия неисполнения справедливы и очевидны. От взрослого уже не требуется ни криков, ни топания ногами. Добсон предлагает и другие способы наказания ребенка, не связанные с насилием. «Опоздал на школьный автобус – иди пешком, это долго, зато поучительно». «В очередной раз потерял деньги на обед – сегодня останешься без обеда». Обретаемый при этом ребенком социальный опыт очень полезен, ведь ему придется когда – то выйти в жизнь, где его никто не подстрахует.
Ситуация 3. СЛАЙД №14
Ребенок, вопреки запретам родителей, любит зимой съезжать с горки на оживленной улице, заполненной машинами. Увещевания, призывы, запреты эффекта не дают. Что делать в этой ситуации родителям? Ведь то, что происходит, опасно для жизни.
Возможные варианты ответов:
Для разрешения ситуации стоит привлечь старшего в семье и поговорить с ребенком «по душам». Можно подойти вместе с ним к железнодорожному полотну, подождать поезда и показать, как страшен огнедышащий монстр.
Можно обратить внимание на то, как переживают из-за этого бабушка, мама.
Комментарий учителя: в подобных ситуациях можно привести примеры из реальной жизни детей, показать всю опасность ситуации.
Ситуация 4. СЛАЙД №15
Родителям никак не удается обучить детей хорошим манерам за столом (класть салфетку на колени, отламывать хлеб маленькими кусочками). Постоянные замечания не помогают, а лишь создают нервозность за столом. Как вы поступаете в подобной ситуации?
Возможные варианты ответов:
Нужно хорошо разъяснить все правила и детально продемонстрировать их детям, в случае неисполнения – лишать, например, сладкого на десерт.
Комментарий учителя:
Дети любого возраста обожают игры, особенно, если в них участвуют взрослые. Например, если кто-то за столом (включая взрослых) нарушим правило поведения, он отправляется в соседнюю комнату и считает вслух, например, до двадцати. Детям очень весело и интересно, при этом их внимание концентрируется на том, из-за чего это произошло, и они начинают, как бы сами собой постигать правила.
Учитель: Завершая этот этап нашего разговора, я надеюсь, что в ваших семьях не будет применяться насилие над детьми, потому что насилие порождает ответное насилие. Возникает вопрос, так чем же можно заменить наказание? СЛАЙД №16
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, что он делает не так.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что – нибудь более интересное и полезное, развивая в нем любознательность, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, дайте ему время подумать над своим поведением.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
4. «Тебя как в зеркале я вижу…» СЛАЙД №17
Учитель: Все начинается с дома: и добро, и зло. Привычные наставления о недопустимости безнравственных поступков, увы, часто «пропускаются мимо ушей». По словам А. С. Макаренко, необходимо «… собственное упражнение в нравственных поступках». СЛАЙД №18
Ребенок «фотографирует» все, что происходит в семье. Не осуждайте соседей, не подсмеивайтесь над знакомыми и родственниками, а выделяйте, прежде всего, их положительные качества, чаще хвалите окружающих и помните, атмосфера семьи имеет огромное значение для воспитания ребенка.
5.Рефлексия СЛАЙД №19
Мы завершаем наш разговор о методах воспитания. Давайте узнаем, насколько полезна была наша встреча. Если вы узнали сегодня что-то новое или полезное, прикрепите на доску лицо улыбающегося человечка; если ничего полезного, нового для Вас не было – человечка без улыбки. На обратной стороне ваших смайликов я попрошу Вас написать пару слов о нашей сегодняшней встрече или вопросы, которые вы бы хотели рассмотреть на следующем собрании.
Я благодарю Вас за участие. В заключение давайте посмотрим видеоролик «Сочинение» (просмотр видеоролика)
СЛАЙД №20
Еще раз благодарю Вас за работу. Хочу пожелать, чтобы в деле воспитания Вам всегда сопутствовал успех, потому что Ваши замечательные дети этого достойны.
У Вас на столах лежат буклеты, в которых отражены самые важные моменты нашей сегодняшней встречи. Пусть они будут у Вас всегда под рукой.
Литература.
1. Л.И.Саляхова. Родительские собрания. 1-4. Сценарии, методики, рекомендации, практические советы, информационные материалы. Москва, «Глобус».2008г.
2.Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя. Личностное развитие , учебная деятельность, духовное и физическое развитие школьника. 1-4 классы. Москва. «Глобус». 2007 г.
В буклет
Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные – знают, как нападать.
Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
Много и часто стыдимые – с виной своей неразлучные.
Те, что воспитаны терпимостью, постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом – умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью – будут доверять.
Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь.
Памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье».
Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако, при частом использовании способны раздражать не меньше, чем явная грубость и крик, даже если сказаны спокойным тоном. А есть слова, которые люди обычно стесняются говорить, хотя они способны заглаживать обиды, промахи, улучшать настроение.
К числу запрещенных выражений в семье можно отнести следующие:
Я тысячу раз говорила, что…
Сколько раз надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить…
Ты стал таким (грубым, ленивым, неаккуратным и.д.)…
Все люди как люди, а ты ….
Что ты ко мне пристаешь….
К числу желательных выражений относятся:
Ты у меня самый умный…
Ты у меня самый красивый…
С тобой мне так хорошо…
Я тебе доверяю…
Посоветуй мне…
Я бы никогда не сумела это сделать без тебя …
У меня нет никого ближе тебя …
Родителям о наказании.
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, что не изменить поведение ребенка.
Задача дисциплинированной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой, и к родителям.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми способами.
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, что он делает не так.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что – нибудь более интересное и полезное, развивая в нем любознательность, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, дайте ему время подумать над своим поведением.
Наградами. В конце концов, они более эффективны, чем наказание.
Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье.
- Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает, подражая, он очень скоро вернет их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.
Уважаемые родители!
Прошу Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с Вашим пониманием их смысла.
Для меня самые главные методы воспитания – это _________________________________
_____________________________________________________________________________
Воспитание ребенка правильное, если ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самое главное в воспитании ребенка – это ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для меня в воспитании ребенка недопустимо _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Нельзя воспитывать без _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Под запретом в нашей семье ___________________________________________________
Уважаемые родители!
Прошу Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с Вашим пониманием их смысла.
Для меня самые главные методы воспитания – это _________________________________
_____________________________________________________________________________
Воспитание ребенка правильное, если ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самое главное в воспитании ребенка – это ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для меня в воспитании ребенка недопустимо _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Нельзя воспитывать без _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Под запретом в нашей семье ___________________________________________________
Уважаемые родители!
Прошу Вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с Вашим пониманием их смысла.
Для меня самые главные методы воспитания – это _________________________________
_____________________________________________________________________________
Воспитание ребенка правильное, если ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Самое главное в воспитании ребенка – это ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для меня в воспитании ребенка недопустимо _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Нельзя воспитывать без _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Под запретом в нашей семье ___________________________________________________