Стили семейного воспитания
Подготовила соцпедагог МБОУ Фёдоровской СОШ
Покорская Н.П.
Любовь к ребёнку... Трудно переоценить значение этого родительскoгo чувства в воспитании развивающейся личности. Любовь - творец всего до6рого, возвышенного, сильного и светлого. Без любви к ребёнку отец и мать не могут быть хорошими воспитателями, без неё не возможен душевный контакт, от которого зависит взаимопонимание взрослого и маленького, без неё нельзя привить растущему человеку душевную щедрость, отзывчивость, доброту.
- Типы темперамента родителей, их совместимость;
- Традиции семьи, в которых воспитывались сами родители;
- Научно-педагогическая литература, которую читают родители;
- Уровень образования родителей
Стили воспитания
Высокий контроль
АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Низкая поддержка Высокая поддержка
ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА
Низкий контроль
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Особенности воспитания:
- учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка;
- равноправие;
- взаимная забота и ответственность;
- поддержка, помощь и т.п.
Формирующиеся черты характера:
доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п.
Роль ребенка в семье:
РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ
Особенности воспитания:
- ограничение свободы, выбора, самостоятельности
- игнорирование нужд, желаний, потребностей,
- высокие требования;
- много обязанностей;
- отсутствие поддержки;
- жесткая система запретов, санкций, наказаний;
- жесткое обращение;
- деспотизм, тирания;
- эмоциональное отвержение.
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы,
неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков.
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Роль ребенка в семье : ужасный ребенок,
мучитель, козел отпущения, забитый,
Золушка, паинька.
Стиль воспитательных отношений : ГИПЕРОПЕКА
Особенности воспитания:
- удовлетворение прихотей
- Покровительство
- освобождение от трудностей и неприятных обязанностей
- преувеличение талантов и способностей
- слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п.
Формируются черты характера:
эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство,
потребительство, требовательность,
капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Роль ребенка : кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный, маленький .
Стиль воспитательных отношений : ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность)
Особенности воспитания:
- отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности;
- игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд;
- эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение;
- попустительство в сфере контроля за поведением;
- вседозволенность;
- жесткие требования; деспотизм, тирания;
- упреки во всех своих бедах.
Формирующиеся черты характера:
самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д.
Девиз воспитания : «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Роль ребенка : козел отпущения,
путающийся под ногами, мальчик для битья .
- Чем больше времени родители про ведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
- Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
- Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
- Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
- Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
- Чем больше родители привлекают своих детей к обсуждению жизненно важных вопросов семьи, нравственных проблем, тем больше шансов у престарелых родителей быть в гуще событий жизни своих взрослых детей.
- Родители, которые хотят иметь детей, должны задать себе вопрос не только не только о том, какого ребенка они хотят вырастить, но и о том, какой они представляют себе свою старость.
Оптимальная родительская позиция направлена
на благо ребенка.
Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
"Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".
Ш. А. Амонашвили