Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»
Родительское собрание "Стили семейного воспитания"
Подготовила и провела:
Воспитатель – Психолог Кошелева Н.Н.
2017г
Цель:
Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.
Необходимые средства:
мультимедиа аппаратура для просмотра видеофрагментов и презентации;
видеофрагменты: Ералаш «Вот это внук»,;
текст сценок для родителей;
музыка, соответствующая теме собрания;
Подготовительная работа:
подбор видеофрагментов;
рассылка родителям приглашений на собрание;
вручение родителям ролей для разыгрывания сценок (на собрании, произвольно);
подготовка помещения для работы.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.
Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка. Эти взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания.
Что же такое стиль воспитания?
Вообще понятие «стиль» включает в себя приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения А под стилем воспитания понимается типичная стратегия поведения родителя с ребенком, характерные способы отношения родителей к ребенку
Сегодня существует множество классификаций стилей семейного воспитания, и я вам предлагаю рассмотреть одну из них, которая представлена в книге Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. В данной классификации выделяется шесть стилей семейного воспитания.
Итак, первый стиль я вам пока не назову. Постарайтесь определить его сами, посмотрев видеофрагмент.
Просмотр видеофрагмента Ералаш «Вот это внук».
Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.
Правильно. Это стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
При данном стиле
теплое отношение к ребенку, но контроль каждого шага;
все решения принимаются родителями;
ребенку не дается самостоятельность;
подавляется инициатива.
А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Ответы родителей.
В результате воспитывается
Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.
Родители разыгрывают сценку №
Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Данный стиль носит название воспитание подарками.
Для него характерно
родители не занимаются достаточное время ребенком, а отделываются от него подарками;
нет ласки, тепла, заботы, а лишь заменитель любви – подарок;
часто воспитанием занимается родственник или няня;
важным для родителей является карьера, работа, отдых.
В результате у ребенка :
отсутствие чувства нужности родителям;
нет ощущения счастья;
часто такие дети не заботятся о своих родителях, а сдают в дома престарелых.
Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания.
Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».
Как можно определить отношение мачехи к своей падчерице? Какие особенности вы заметили?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Итак, этот стиль так и называется воспитание по типу Золушки.
Для него характерно
воспитание послушного и беспрекословно выполняющего все ребенка;
чрезмерная придирчивость к ребенку;
требования беспрекословного подчинения;
соблюдение порядка;
подчинение семейным традициям;
ограничение в одаривании любовью, лаской, теплом;
наказание за все: беспорядок, отметки и т.д.;
воспитание страхом наказания и оскорбления;
родители считают, что имеют права на ребенка.
Воспитывается
пугливая личность, неспособная постоять за себя;
иногда появляется желание самоутверждения через агрессивность и конфликтность;
уход в мир фантазий, суицид;
нежелание учиться;
отсутствие доверия между ребенком и родителями;
отсутствие поисковой активности, инициативы, воображения;
сложности в адаптации.
А сейчас еще одна сценка. Будьте внимательны, чтобы определить особенности воспитания.
Родители разыгрывают сценку
В чем основные особенности данного стиля воспитания? Какие особенности личности будут формироваться у ребенка?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Воспитание по типу кумира семьи.
При таком стиле воспитания
В результате воспитывается
Чтобы определить следующий стиль воспитания вашему вниманию предлагается отрывок .
Какой стиль представлен в данном отрывке? А как вы думаете, что для него характерно? А какой ребенок растет при таком стиле воспитания?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Этот стиль называется воспитание равнодушием.
В данном случае
родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка;
нет контроля, ребенок предоставлен сам себе;
нет тепла, ласки, внимания;
не формируются навыки социальной жизни (нет понимания, что хорошо, а что плохо).
У детей в таких семьях
сложности в адаптации и социализации;
часто нарушения в поведении;
склонность к правонарушениям.
Как вы считаете, какой стиль воспитания, из названных, является идеальным?
Ответы родителей.
Я согласна с вами, что ни один из них. А как вы думаете, что должно быть характерно для стиля семейного воспитания, при котором развивается гармоничная личность?
Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.
Все, что было сказано вами совершенно верно. И есть еще один стиль воспитания, который направлен на формирование полноценной, самостоятельной личности. Стиль этот – воспитание доверием.
При данном стиле
родители принимают ребенка таким, какой он есть;
родители предоставляют детям определенную самостоятельность, заменяя директивный контроль на инструктивный – «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»;
относятся с теплом;
уважают мнение ребенка и чувство человеческого достоинства;
родители готовы прийти на помощь;
родители снисходительны к ошибкам ребенка и способны признать свою неправоту;
эмпатия.
В результате воспитывается
Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.
Вот и подходит к концу наше собрание. И мне бы хотелось, чтобы в завершение каждый высказался в двух словах по поводу того, что здесь происходило.
Мне хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Желаю вам, чтобы в вашем доме всегда царило взаимопонимание и любовь, и тогда жизнь будет ярче и радостнее.
Список литературы:
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2000.
Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. Родительское собрание, - М., 2002.