СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание " Стили семейного воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание " Стили семейного воспитания"»

Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»













Родительское собрание "Стили семейного воспитания"





















Подготовила и провела:

Воспитатель – Психолог Кошелева Н.Н.





2017г







Цель:

  1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.

  2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Необходимые средства:

  • мультимедиа аппаратура для просмотра видеофрагментов и презентации;

  • видеофрагменты: Ералаш «Вот это внук»,;

  • текст сценок для родителей;

  • музыка, соответствующая теме собрания;



Подготовительная работа:

  • подбор видеофрагментов;

  • рассылка родителям приглашений на собрание;

  • вручение родителям ролей для разыгрывания сценок (на собрании, произвольно);

  • подготовка помещения для работы.

Ход собрания



 Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.

Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка. Эти взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания.

Что же такое стиль воспитания?

Вообще понятие «стиль» включает в себя приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения А под стилем воспитания понимается типичная стратегия поведения родителя с ребенком, характерные способы отношения родителей к ребенку

Сегодня существует множество классификаций стилей семейного воспитания, и я вам предлагаю рассмотреть одну из них, которая представлена в книге Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. В данной классификации выделяется шесть стилей семейного воспитания.

Итак, первый стиль я вам пока не назову. Постарайтесь определить его сами, посмотрев видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента Ералаш «Вот это внук».

Какой стиль воспитания был продемонстрирован в данном сюжете? Ответы родителей.

Правильно. Это стиль воспитания постоянной опекой. А что характерно для данного стиля?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

При данном стиле

  • теплое отношение к ребенку, но контроль каждого шага;

  • все решения принимаются родителями;

  • ребенку не дается самостоятельность;

  • подавляется инициатива.

А как вы думаете, каким вырастет ребенок в такой семье? Ответы родителей.

В результате воспитывается

  • инфантильность;

  • зависимость;

  • необщительность;

  • неприспособленность к жизни;

  • привычка, что за них все решают;

  • эгоцентризм.

Следующий стиль воспитания мы постараемся определить, посмотрев небольшую сценку в исполнении родителей.

Родители разыгрывают сценку №

Какие особенности вы увидели в данном стиле? Что будет характерно для ребенка, воспитывающегося в такой семье?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Данный стиль носит название воспитание подарками.

Для него характерно

  • родители не занимаются достаточное время ребенком, а отделываются от него подарками;

  • нет ласки, тепла, заботы, а лишь заменитель любви – подарок;

  • часто воспитанием занимается родственник или няня;

  • важным для родителей является карьера, работа, отдых.

В результате у ребенка :

  • отсутствие чувства нужности родителям;

  • нет ощущения счастья;

  • часто такие дети не заботятся о своих родителях, а сдают в дома престарелых.

Вам всем известна сказка «Золушка». Давайте посмотрим фрагмент из этой сказки и определим еще один стиль воспитания.

Просмотр видеофрагмента из сказки «Золушка».

Как можно определить отношение мачехи к своей падчерице? Какие особенности вы заметили?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Итак, этот стиль так и называется воспитание по типу Золушки.

Для него характерно

  • воспитание послушного и беспрекословно выполняющего все ребенка;

  • чрезмерная придирчивость к ребенку;

  • требования беспрекословного подчинения;

  • соблюдение порядка;

  • подчинение семейным традициям;

  • ограничение в одаривании любовью, лаской, теплом;

  • наказание за все: беспорядок, отметки и т.д.;

  • воспитание страхом наказания и оскорбления;

  • родители считают, что имеют права на ребенка.

Воспитывается

  • пугливая личность, неспособная постоять за себя;

  • иногда появляется желание самоутверждения через агрессивность и конфликтность;

  • уход в мир фантазий, суицид;

  • нежелание учиться;

  • отсутствие доверия между ребенком и родителями;

  • отсутствие поисковой активности, инициативы, воображения;

  • сложности в адаптации.

А сейчас еще одна сценка. Будьте внимательны, чтобы определить особенности воспитания.

Родители разыгрывают сценку

В чем основные особенности данного стиля воспитания? Какие особенности личности будут формироваться у ребенка?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Воспитание по типу кумира семьи.

При таком стиле воспитания

  • родители выполняют все требования и малейшие прихоти ребенка;

  • вся семья ходит перед ребенком «на задних лапках»;

  • отсутствие запретов.

В результате воспитывается

  • эгоизм;

  • безответственность;

  • желание получать все и сразу;

  • потребительское отношение к окружающим;

  • своеволие;

  • упрямство;

  • непонимание запретов.

Чтобы определить следующий стиль воспитания вашему вниманию предлагается отрывок .

Какой стиль представлен в данном отрывке? А как вы думаете, что для него характерно? А какой ребенок растет при таком стиле воспитания?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Этот стиль называется воспитание равнодушием.

В данном случае

  • родители считают, что в их обязанности входит лишь кормить и одевать ребенка;

  • нет контроля, ребенок предоставлен сам себе;

  • нет тепла, ласки, внимания;

  • не формируются навыки социальной жизни (нет понимания, что хорошо, а что плохо).

У детей в таких семьях

  • сложности в адаптации и социализации;

  • часто нарушения в поведении;

  • склонность к правонарушениям.

Как вы считаете, какой стиль воспитания, из названных, является идеальным?

Ответы родителей.

Я согласна с вами, что ни один из них. А как вы думаете, что должно быть характерно для стиля семейного воспитания, при котором развивается гармоничная личность?

Ответы родителей. После ответов родителей психолог обобщает и дополняет сказанное.

Все, что было сказано вами совершенно верно. И есть еще один стиль воспитания, который направлен на формирование полноценной, самостоятельной личности. Стиль этот – воспитание доверием.

При данном стиле

  • родители принимают ребенка таким, какой он есть;

  • родители предоставляют детям определенную самостоятельность, заменяя директивный контроль на инструктивный – «может быть, ты сделаешь так, как я предложу»;

  • относятся с теплом;

  • уважают мнение ребенка и чувство человеческого достоинства;

  • родители готовы прийти на помощь;

  • родители снисходительны к ошибкам ребенка и способны признать свою неправоту;

  • эмпатия.

В результате воспитывается

  • независимость;

  • социальная адаптивность;

  • дети способны к сотрудничеству и творчеству.

Конечно, нельзя говорить, что рассмотренные нами сегодня стили воспитания ребенка в семье строго определены. Встречается и смешение стилей воспитания. Часто случается, что мама использует один стиль, а папа другой и в результате возникают конфликты между родителями, а дети очень быстро приспосабливаются к тому стилю, который им наиболее выгоден.

Вот и подходит к концу наше собрание. И мне бы хотелось, чтобы в завершение каждый высказался в двух словах по поводу того, что здесь происходило.

Мне хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Желаю вам, чтобы в вашем доме всегда царило взаимопонимание и любовь, и тогда жизнь будет ярче и радостнее.

Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 2000.

  2. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.

  3. Кибардина Л.П., Алексеева Е.П. Родительское собрание, - М., 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!