-Так что же такое эмоции? (высказывания родителей) - Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю, волную». То есть само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. С помощью эмоций мы выражаем свое отношение к происходящему. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление и еще какую-то эмоцию. Значит, эмоции выражаются через мимику или выражение лица. К эмоциям человека относят: настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность); страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо); аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе); чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми); стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях). - Все эмоции делятся условно на две категории. Как вы думаете какие? (высказывания родителей). -Эмоции условно можно разделить на две категории: отрицательные и положительные. Отрицательные эмоции, это - эмоции разрушения (гнев, злоба, агрессия) и эмоции страдания (боль, страх, обида). Положительные эмоции, это – эмоции радости и добра. -Благодаря чему ребёнок может быть счастлив? Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт. -Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости. Как же формировать положительные эмоции? На что же в первую очередь следует обратить внимание? - Первое на, что следует обратить внимание, это на самого себя, не являюсь ли я инициатором тех отрицательных эмоций ребёнка? При общении с детьми желательно употребление следующих выражений: Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). Как хорошо, что у меня есть ты. Ты у меня молодец. Я тебя очень люблю. Как ты хорошо это сделал, научи меня. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился. Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще. Ритуалы, которые нравятся детям. · Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест. · Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слово поддержки и участия. · В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей. · На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым. · В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи · Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт. Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось. Отрицательные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей). -Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно - страх перед школой, создают иллюзию неуверенности. Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость. Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения: Я тысячу раз говорил тебе, что... Сколько раз надо повторять... О чем ты только думаешь... Неужели тебе трудно запомнить, что... Ты становишься... Ты такой же, как... Отстань, некогда мне... Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты - нет... -Я предлагаю вам ответить на несколько моих вопросов: - Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций? Как вы это делаете? - Проявляет ли ваш ребёнок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают? - Как вы развиваете положительные эмоции своего ребёнка? Приведите примеры. - А как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость», и «Грусть» (можно дать задание по группам: одни рисуют радость, другие грусть). - Объясните, какие цвета вы выбрали для своих рисунков и почему? – Настроение – это душевное состояние человека. Подумайте, какое настроение у вас в цвете в данный момент. Анализируя рисунки, учитель говорит, что теплые тона в рисунке означают, что у его автора настроение доброе, веселое, светлое, радостное, а холодные – мрачное, сердитое, угрюмое. - Давайте избавимся от плохого настроения: Учитель дает задание родителям на бумаге написать слова, обозначающие отрицательные эмоции. Затем он предлагает избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка: сложить в него все отрицательные эмоции, которые родители зафиксировали в виде записок. Пусть они там и находятся и как можно реже выходят наружу... Обсуждается вопрос: «С кем нам приятнее общаться – с бодрым, активным, веселым человеком или нытиком?» |