СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом документе разработано родительское собрание.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Роль семьи в формировании личности.»

Родительское собрание

«Роль семьи в формировании личности»

Цели:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ре­бенком и родителями;

  2. разработка основных правил семейного воспитания

Участники: классный руководитель и родители учащихся.

Подготовка: За 1 - 2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.

Анкета «Ребенок и его семья»


  1. Меня почти во всем поддерживают.

  2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

  3. Мне бывает трудно дома.

  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

  5. Меня во многом ограничивают.

  6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

  7. Мне дают карманные деньги.

  8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

  9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.


Варианты ответов:

  • практически всегда;

  • иногда;

  • почти никогда.

Оформление, оборудование и инвентарь. ,

I. На доске представлена мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?]


  1. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

  1. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

II. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания.

I. Информационная часть.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ва­ших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую лич­ность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих та­лантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитатель­ные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в фор­мировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хва­лить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа.

Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каж­дого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, предложенную на доске. За время собрания дайте ответы на вопросы, и если где-то столкнетесь с несо­ответствием между желанием и действительностью, то по­пробуйте найти выход из противоречия и проанализиро­вать, почему оно возникло.

Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в вос­питании.

Любовь умиления — самое печальное, что можно пред­ставить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинк­тивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере уми­ления, не знает, что в человеческом общежитии есть поня­тия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не уме­ет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него скла­дывается твердое убеждение в том, что он приносит счас­тье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, ме­лочных придирок, постоянных упреков человек ожесточа­ется. Все это происходит из-за неумения родителей пользо­ваться своей властью. Родительская власть должна не подав­лять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совер­шенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает ат­мосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнако­мы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявля­ют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строит­ся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сей­час мы предоставим вам возможность взглянуть на некото­рые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализи­ровать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача - попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

(Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в семье.)

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге по­лучаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши по­стоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, про­валы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребе­нок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Ро­дителям предлагается закончить предложения:

Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

  2. ребенок живет во вражде, он учится…(быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины);

  1. ребенок растет в терпимости, он учится…(понимать других);

  2. ребенка хвалят, он учится…(быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится…(быть справедливым);

  1. ребенок растет в безопасности, он учится…(верить в людей);

  2. ребенка поддерживают, он учится…(ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится…(быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…(находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуж­дение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое вли­яние на формирование личности ребенка оказывают реаль­ные поступки и поведение родителей, а не их слова и нра­воучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же - никогда.

Тот лучший проповедник -

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

(См.: Дереклеева Н.И. Организация родительских собра­ний в 1 - 11 классах. М., 1999. С. 36-37.)

IV. Решение родительского собрания формулируется на основе высказанных родителями идей и предложений.

Литература

1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1 - 11 классах. М., 2000.

2. Миллер B.C. Как по-настоящему любить детей // Классный руководитель. 1998. № 6.

  1. Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.

  1. Фридман Л.М. Школа и родители // Классный руководитель. 1998. N° 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!