СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: «Собрание для родителей, будущих пятиклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: «Собрание для родителей, будущих пятиклассников»»



муниципальное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Болховский образовательный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»









Родительское собрание на тему:



«Собрание для родителей,

будущих пятиклассников»

















Подготовила

Учитель-дефектолог: Долбенкова Е.В.










Октябрь, 2022 г


Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средним звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям; знакомить родителей с возрастными психологическими особенностями пятиклассников; анализировать основные трудности, возникающие при переходе учащихся в среднюю школу; раскрыть особенности обучения в среднем звене школы.


Ход собрания

Приветствие.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас сегодня. Меня зовут…

Выступление.

Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» дети и родители. Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам; с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень рассеяны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогом, какие требования обязательны для выполнения, а какие - нет.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

Проблема 1: Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет.

За первые дни, недели в школе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема 2: Изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае?

Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема 3: Отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес





карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. При возможности помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Проблема 4: Пробелы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяют при выполнении определенных задач. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Или обратитесь за этой помощью к психологу.

Игра «Хлопок».

Вызвать одного из родителей.

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать хлопок одной ладонью. Получилось? Действительно во-первых неудобно, во-вторых рука быстро устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Давайте попробуем – одна ладонь ваша, а вторая моя. Хлопок – это результат двух ладоней. Важно, чтобы у вас и ваших детей всегда была вторая ладошка.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость к адаптации – привыкании к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

возросший темп работы: ученики, не умеющие быстро писать, не успевают;

увеличившийся объем работы как на уроке, так и дома;

новые требования по оформлению работ;

необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

Итак, у нас есть несколько трудностей, но некоторые из них можно объединить в группы, так как они выражают одно и то же (объединяет в группы: «условия обучения», «требования», «отсутствие системного контроля», «отсутствие интереса к учению»)



Итак, поговорим немного о том, как эти трудности преодолеть

1 группа трудностей:

Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

Давайте подумаем: «Как родитель может помочь ребенку привыкнуть к изменившимся условиям?»

(предположения родителей)

Действительно:

  • В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.

Дом должен быть островком спокойствия, в котором ребенок может отдохнуть от изменяющихся школьных условий.

  • Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.

  • Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Следующая группа трудностей: Изменение требований

Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае?

Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые сначала так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать


эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей.


Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Но как же нам помочь ребенку привыкнуть к этим требованиям? Как Вы считаете?

(предположения родителей)

Сделаем вывод:

  • На первых порах необходимо помогать ребенку в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.





Следующая группа трудностей связана с первой, но открывает нам ситуацию с другой стороны «отсутствие системного контроля»:



Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся.

Что нам нужно сделать, чтобы не потерять своего ребенка среди остальных? Чем мы можем ему помочь?

(предположения родителей)

  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.

  • Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка

  • Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.

И последняя группа проблем, которую мы выделили, заключается в снижении интереса ребят к учебе. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Многие родители переживают, что их дети много времени проводят с друзьями и, как им кажется, забывают учебу. На самом деле это абсолютно нормально, так как в подростковом возрасте, в который вступают наши дети, для них важно отношение друзей, важен статус, который они занимают в группе сверстников. Им необходимо знать и чувствовать, что у них есть друзья, и они не будут одиноки вдали от семьи. Помимо этого снижение успеваемости при переходе в 5 класс является нормальным явлением в связи с вышеперечисленными причинами.

Поэтому, здесь важно следующее:

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка

  • Важно показать ребенку, что вам можно доверять и, что вы готовы выслушать и помочь ему справиться с возникающими трудностями. Здесь важно понимать, какие слова помогут поддержать ребенка, а какие покажут только ваше разочарование (на слайде, без озвучивания):



Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.

  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.



Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

  • Ты делаешь это очень хорошо.

  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Таким образом, если родитель поддержит своего ребенка, поможет ему в трудных ситуациях, вскоре произойдет успешная адаптация:

   У адаптированного ученика будущего 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже.

Если проявятся признаки дезадаптации, родителям и учителям придется приложить огромные усилия, чтобы ребенок смог адаптироваться. К ним относятся следующие:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

Итак, мы с вами выяснили, с какими трудностями могут встретиться будущие пятиклассники и как с ними бороться.

Сейчас, я хочу предложить вам несколько ситуаций, в которых нам нужно будет определить, верно ли поступили персонажи и как нужно поступать.

Упражнение «Решение жизненных ситуаций»

1 ситуация: Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Мнение: Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми.

2 ситуация: Ребенок стал часто приглашать домой своих друзей, одноклассников, много времени общается вне школы, по мнению родителей это стало отрицательно сказываться на учебе. Родители категорично заявили ребенку о том, что сначала учеба, а потом друзья. Правы ли родители? Как бы вы поступили в этой ситуации?



Мнение: В подростковом возрасте и в период обучения в среднем звене важным для ребенка становиться общение с друзьями, учебная деятельность отступает на задний план, здесь очень важно знакомство родителей с друзьями и одноклассниками.

3 ситуация: Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

Мнение: вступая в младший подростковый возраст, дети больше начинают ориентироваться на себя, свой внутренний мир, свои фантазии, многие начинают вести дневник и степенью доверия к взрослым, определяется степень откровенности ребенка.

Спасибо большое! Теперь вы знаете, как помочь своему ребенку адаптироваться к новым условиям, которые его ждут в 5 классе

Рефлексия:

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, была ли полезна вам данная информация?

Пригодится ли она вам?

Спасибо большое за вашу работу, за то, что вы пришли!

И напоследок, разрешите один совет – чаще улыбайтесь свои детям, обнимайте их, поддерживайте, целуйте и говорите, что вы их ЛЮБИТЕ!

Советы родителям:

1. Мамы и папы, пока не поздно, постарайтесь не потерять связь с вашим ребенком, отнеситесь серьезно к родному ребенку и к себе. Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути взросления - лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и родительским «нельзя», а также ненавязчивый, но контроль, контроль, контроль.

2. Примитивный и самый доступный вид контроля - посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям, не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой - это адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.

Помните – родительское собрание – это не для учителя! Это для мам и пап, неравнодушных к судьбе своих детей. Оно предполагает не только обсуждение хозяйственных нужд и финансовых вопросов. В обязанности классного руководителя входит психологическое просвещение родителей, анкетирование учащихся с целью отслеживания эмоционального состояния детей, выявления проблем различного характера. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении семейных проблем.

3. Еще один совет: не ждите чудес от школы. Нагрузки на преподавателей таковы, что под вечер они валится с ног. Помогайте учителю в организации внеклассных мероприятий, создайте действующий родительский комитет, который не только деньги собирает, но ведет



воспитательную работу, общается с предметниками, и ваш ребенок получит от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше будет становиться Ваш ребенок, тем внимательнее следует относиться к его школьным делам.

4. Классному руководителю необходимо сообщать о любых, особенно неприятных, изменениях в семье. Это поможет предотвратить нервные срывы, конфликты с педагогами и товарищами. Также состояние здоровья вашего ребенка, чтобы предотвратить возможные неприятности или недоразумения.





5. Любите своего ребенка открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. Помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из дома, не попадет в психологический тупик. А если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!



Рекомендации для родителей будущих пятиклассников


Первое условие школьного успеха пятиклассника– безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.

Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка

Благодарю всех за внимание!