СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему: "Ваш ребёнок будущий первоклассник"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конце учебного года в школах проводятся родительские собрания для родителей будущих первоклассников. В данной разработке психолог и учитель- логопед школы даёт рекомендации родителям, на что обратить внимание для успешного обучения детей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Ваш ребёнок будущий первоклассник"»

Тема собрания: «Ваш ребенок будущий первоклассник».

Цель родительского собрания: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, а так же, возрастной психологии.

Задачи:

  • ознакомить родителей будущих первоклассников с требованиями, которые предъявляются к ребенку, поступающему в первый класс;

  • знакомство родителей со схемой предлагаемого диагностического обследования ребенка;

  • ознакомить родителей с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г, в частности, со ст.42 п.3, ст.44 п. 3 пп. 6


План родительского собрания:

I. Выступление психолога школы:

1.Вступительное слово.

2.Знакомство со схемой психологической готовности ребенка при поступлении в школу.

3. «Портрет» первоклассника не готового к школе.

4.Как помочь ребенку подготовиться к школе.

II. Выступление учителя-логопеда:

5. На что обратить внимание в развитии речи.

6.Формулы вербального общения.


Ход родительского собрания:

1.Выступление психолога школы.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы заинтересованы в школьных успехах ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Для начала предлагаю вам ознакомиться со схемой психологической готовности, которая включает в себя:

  • интеллектуальную готовность;

  • мотивационную готовность;

  • эмоционально-волевую готовность;

  • коммуникативную готовность.


Давайте остановимся на каждом компоненте более подробно:

Интеллектуальная готовность.

Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

-свой адрес и название города, в котором он живет;

-название страны и ее столицы;

-имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

-времена года, их последовательность и основные признаки;

-названия месяцев, дней недели;

-основные виды деревьев и цветов.

-ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Мотивационная готовность.

Подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью вам необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,

  • принять решение о начале деятельности,

  • наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности,

  • умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.


Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;

  • недостаточная самостоятельность;

  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

  • неумение общаться со сверстниками;

  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

  • недостаточное развитие произвольной памяти;

  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).


Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

- беременность и роды протекали с осложнениями;

- ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

- ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

- ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

- вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.


На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать , нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.

Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.



2.Выступление учителя-логопеда.

На что обратить внимание в развитии речи.

1.Состояние звукопроизношения.

Ребенок к семи годам должен выговаривать все звуки.0

2.Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, аквалангист ….

5. Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать:

- антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.);

- синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, скакун и т. д.);

- слова – действия;

- слова - признаки.

6. Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Обратите внимание на:

-Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

- Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

- Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

- Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

- Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

- Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с объяснением).

- Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста.

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет.

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут... познакомьтесь, это…

Взрослые, помните.…Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!