Родительское собрание на тему:
«О влиянии семьи на культуру поведения учащихся»
Цели: 1. Познакомить родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;
2. Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
3. Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить
внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления
любви к нему;
4. Способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
Задачи:
1.Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2.Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
3.Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
4.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
5.Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
6.Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьёзностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросами:
- каким вы хотите видеть вашего ребёнка через несколько лет;
- какую роль сыграла ваша семья в его становлении?
Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. Я убеждена в том, что каждый из вас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.
Разговаривая с детьми школьного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Мы знаем, что школьник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо — опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах.
Проведённые исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях I группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:
- общительность;
- коллективизм;
- доброжелательное отношение к окружающим их людям;
- уважение к старшим.
II группа семей - здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определёнными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
III группа семей . Наиболее характерная черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
IVгруппа - это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка.
Их главное правило: «чтоб учился отлично и вёл себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребёнком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка - его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
2) Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
Обработка результатов
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Задание для родителей.
Готовясь к данному собранию, я встретила в книге Н.И.Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь её расшифровать (5-ти минутная музыкальная пауза) Вопрос родителям: у кого что получилось?
1 2 3 4
Законы семьи = -------- + ---------- + -------- + -----------
ед. тр. зн. похв. тр.у. разд. бл.
1-ый закон- единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2-ой закон – закон значимости похвалы для ребёнка.
3-ий закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4-ый закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Все эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит ребёнок состоится как человек, как личность.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Дорогие папы и мамы! Мы сегодня с вами обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьёзные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребёнка.
ПАМЯТКА для родителей
«Дети советуют родителям»
· Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас;
· Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни;
· Если вы будете давать обещания., которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас;
· Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги;
· Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям;
· Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим;
· Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть;
· И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
Анкета для учащихся
Для учащихся анкетирование проводилось с использованием вопросов аналогичных из анкеты для родителей.
Задание: выберите одно приоритетное качество.
1.Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищённости.
2. Одинок ли ты в своей семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
3.Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учёба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменений.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для вас наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным;
Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей;
Г) реализовать свои интеллектуальные возможности.
6.Есть ли у тебя секреты от своей семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю
7. Что для тебя вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
А) да;
Б) нет;
Анкета для родителей
(Задание: выберите одно приоритетное качество)
Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищённости.
2. Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учёба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи.
3. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным;
Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей.
6. Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
7. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?
А) да;
Б) нет;
8. Что для вашего ребёнка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
Стиль поведения | Номера вопросов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Авторитетный | б | в | в | г | в | г | а | б | г | б |
Авторитарный | а | а | г | в | б | б | б | а | а | а |
Либеральный | в | б | б | б | а | а | г | в | в | в |
Индифферентный | г | г | а | а | г | в | в | г | б | г |
Лист посещаемости родительского собрания
№ | ФИО родителя | Подпись родителя |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | | |
12 | | |
13 | | |
14 | | |
15 | | |
16 | | |
17 | | |
18 | | |
19 | | |
20 | | |
21 | | |
22 | | |
23 | | |
24 | | |
Дата _______________
Классный руководитель _______________ Голикова Е.А.