Родительское собрание
Тема: Первая отметка и как к ней относиться».
Цель собрания:
Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.
Задачи:
1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
2. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.
3. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
Памятки для родителей, листы индивидуальных достижений учащихся, презентация к родительскому собранию.
Ход собрания
1.Лекция учителя.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо вам, что оставили свои дела и пришли на встречу с нами. Сегодня у нас очень важная тема для разговора.
Эпиграфом к нашему собранию станут слова В.А.Сухомлинского «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый…
Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Ещё совсем недавно, переживая и волнуясь, Вы привели в школу в 1 класс своих ребятишек и вот незаметно наши детки все успешно освоили программу первого класса и сейчас уже второклассники.
Сейчас начинается новый и не менее волнительный период, ребята начинают получать свои первые отметки. И сегодня мне бы хотелось уделить внимание школьным отметкам и как же правильно взрослым относиться к школьной отметке. Именно школьная отметка является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.
Наши дети – второклассники и главный их труд – учеба. И за учёбу в школе они со 2 четверти будут получать отметки.
Для начала разберемся с понятиями отметка и оценка.
Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь».
Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения:
Качество усвоения предметных знаний- умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования | Оценивается отметкой (цифрой) |
Степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной …) | Оценивается словесными суждениями (характеристика ученика) |
Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу…) |
Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания |
Мы должны поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.
Все вы хотите, чтобы ваши дети получали только отметки «хорошо» и «отлично». Как должны работать дети в таком случае?
(ответы родителей: старательно, внимательно, быть прилежными и аккуратными…)
Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей. А вот если ребёнок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают. Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.
Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребёнка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка в тетради были одни “5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребёнка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после «5» вдруг полученная «4» вызывает слезы! Или когда ребёнок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5 – 6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь «3» по письму и, самое главное не учите ребёнка лгать! Помните, что наказывая ребёнка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.
В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Отношение ребёнка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка станет основной частью школьной жизни. Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Иногда нужно сказать ребёнку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?". Если ребёнок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"
Как помочь ребёнку?
а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.
б) Возможно, следует пересмотреть свои требования к ребёнку. Быть первым во всём всегда – невозможно. Помочь ребёнку найти и развить свои способности, например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.
в) Помнить о том, что отличная оценка - не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:
-
Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.
-
Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё!
-
Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации
Выступление психолога (Котова Е.С.)
Анкета для учащихся (дана заранее перед собранием)
-
Если я получаю хорошую отметку, то… - хвалят – -я радуюсь – -я молодец, горжусь собой, сделал хорошую работу -пытаюсь так же учиться. -отвозят к бабушке - родители дают конфетку. | 2. Если я получил плохую отметку, то … - грустно - - ругают – - пытаюсь учиться лучше - мама говорит делать задачи -не рад, не молодец - не дают конфетку, остаюсь без сладкого |
3. Родители говорят, что я могу учиться… -хорошо - -по математике -да -когда я получаю «5» -в школе -я рада | 4. Родители говорят, что я не могу… -когда получаю плохую отметку -что-то не могу сделать -по русскому -учиться в школе -мне грустно - плохо -сам(а) делать уроки -баловаться в школе -немножко не решать задачи -заниматься плаванием -правильно читать задачи -много учиться |
5. Если получаю «5», то родители мне… -говорят «молодец» - разрешают сладкое – - завидуют -гордятся, хвалят | 6.Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят… - я помогу - -прочитай еще раз - -думай – -объясняют -читай больше книг -читай внимательно |
7.Если я обращаюсь с просьбой помочь, то они … -помогают - 1 | 8.Родители хотят, чтобы я был … -богатым, -отличницей, отличником – -хорошей и доброй – - умным – -доктором |
Чтобы вы знали, за что и как оценивается ваш ребенок, я расскажу о видах контроля и нормах отметок.
Текущий контроль
Цель: анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
Тематический контроль
Цель: своевременное выявление причин неусвоения учебного материала и принятие необходимых мер к устранению этих недостатков.
Итоговый контроль
Цель: выявление у детей уровня знания теории (правил) и практического применения с элементами самоконтроля.
(прокомментировать нормы контроля контрольных и самостоятельных работ)
Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания? И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?
В памятках прописаны советы, как относиться к отметкам ребёнка (прокомментировать, или дать самостоятельно прочитать) - презентация
Как правильно помогать ребенку:
-не вмешиваться если он не просит помощи
-возьмите на себя только то, что он не может выполнить
-по мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте ему их
Уважаемые родители! Я желаю вам полного взаимопонимания с вашими детьми. Берегите ваши отношения. Всегда помните о том, что в жизни есть что – то приходящее и уходящее, а есть и то, что остаётся с нами навсегда – это наши дети!
Спасибо, уважаемые родители за продуктивную работу. Предлагаю разойтись по классам.
Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребёнка»
Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.
Поддерживайте ребёнка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать.