Родительское собрание
по профориентации
«Профориентация дома», 8 класс
Махмудова Г.Г.
Магнитогорск, МОУ «СОШ №20»
Цель родительского собрания:
Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.
Задачи:
Создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального самоопределения;
Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей;
Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Участники: родители учащихся 8 класса, классный руководитель
Время: 45-60 мин.
Форма проведения: час общения
Материалы: раздаточный материал (анкеты)
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Вступление
2. Анкетирование
3. Беседа (познакомить родителей с направлением работы школы «Темп», с профессиями ОСКа)
4. Подведение итогов
5. Приложения
6. Литература
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Вступление
Наверное, каждый из вас задавал вопрос своему ребенку: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?». И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее тревожит этот вопрос душу и разум как родителя так и ребенка….
Анкетирование
Сегодня, я бы попросила Вас заполнить маленькую анкету, для чего она нужна, я расскажу позже (Раздается ПРИЛОЖЕНИЕ А, родители заполняют)
Ф.И. анкетируемого …………………………………………… |
1 | Чем вы руководствовались, когда выбирали профессию? |
2 | Можете ли Вы реализовать свои способности на выбранной работе? |
3 | Что Вас радует, а что огорчает в Вашей работе? |
4 | Значима ли Ваша профессия в обществе? Престижна? |
5 | Что Вас радует на работе, а что огорчает? |
6 | Дает ли Ваша работа высокое материальное обеспечение? |
7 | Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии? |
На предварительной работе, мы с детьми писали сочинение: «Профессия моих родителей».
Как ни странно, но большинство из деток выбрали ту же область, в которой вращается его отец либо мать. По их мнению, в выбранной Вами профессии присутствуют только положительные стороны, но этих знаний мало, они должны знать и обратную сторону медали, трудности, с которыми могут столкнуться, способности, которые нужно учитывать, и многое другое, о чем мы сегодня с вами и поговорим.
Я раздам вам сочинения детей, вы прикрепите к ним свои анкеты, проанализируете, и тогда полноценно сможете провести беседу с ребенком, вооружившись его доводами и заблуждениями, и конечно своим опытом.
Беседа
С чего же начать? На что следует обратить внимание? Какой ВУЗ выбрать? С этими вопросами, в определенное время встречается каждый родитель…
В России был проведен соцопрос. Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.
Профессия должна быть:
Престижной;
Хорошо оплачиваемой;
Интересной;
С хорошими условиями труда;
Её легко было приобрести;
Соответствовать желанию родителей;
Можно было учиться и работать с друзьями;
Востребованной на рынке труда.
Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются:
По характеру труда:
Физический или умственный труд
Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
Профессии, требующие высшего образования;
Профессии, требующие среднего профессионального образования;
Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
Человек
Техника
Знаковая система (информация)
Художественный образ
Природа.
Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда:
Человек - природа | Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. ветеринар агроном гидролог овцевод механизатор тракторист и т.д. |
Человек-техника | Это люди, использующие технические устройства. пилоты водители матросы электромонтёры слесари и т.д. |
Человек-человек | Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. учитель врач журналист продавец и т.д. |
Человек - знаковая система. | Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. бухгалтеры учёные операторы ЭВМ люди, работающие в лабораториях, научных центрах и т.д. |
Человек - художественный образ | Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. художники стилисты модельеры парикмахеры и т.д. |
Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.
Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.
Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:
Помочь подростку оценить его способности и интересы; Выяснить, какие профессии ему нравятся; Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. | Помочь определить способности, ЗУН. Рассказать, как можно их применить; Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. | Исследовать рынок труда; Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию; Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии. |
Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.
Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.
Ошибки при выборе профессии:
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Бытующие мнения о престижности профессии.
Выбор профессии под влиянием товарищей.
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.
Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.
Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:
Кем хочет стать Ваш ребенок?
Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?
Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?
Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?
Соглашается ли с этим Ваш ребенок?
Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.
В Челябинской области реализуется образовательный проект "ТЕМП", направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона.
Системная работа в этом направлении позволит решать задачи, обозначенные в Стратегии развития Южного Урала до 2020 года
Наша школа принимает активное участие в этом направлении.
Выдержки из Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
«Приоритетное внимание к естественно-математическому и технологическому образованию, последовательная политика в обеспечении его высокого качества является характерной особенностью многих промышленных регионов. Автоматизированные и компьютерные производства, новые ин- формационные технологии, занявшие устойчивые позиции на современных предприятиях и организациях, предъявляют высокие требования к професси- ональным знаниям и умениям работников. Вместе с тем, как показывает практика, профессионально-квалификационный уровень работников многих российских предприятий заметно уступает требованиям рынка труда. Рынок труда Челябинской области не является исключением. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс подготовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации. При этом традиционная ориентация на развитие промышленного сектора экономики накладывает заметный отпечаток на характере соответствую- щих задач и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математического образования. Решение такого рода задач находится в русле обеспечения нового качества образования и отвечает потребностям экономики региона в квалифицированных кадрах. Настоящая Концепция раскрывает пути и механизмы достижения современного качества естественно-математического и технологического образования с использованием ресурсов всех уровней образования. В основе стратегической цели Концепции находится идея достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона по- средством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур. Конкурентный уровень качества здесь означает осуществление таких изменений в естественно-математической и технологической подготовке обучающихся общеобразовательных организаций, которые в целом обеспечивают преимущества региональной образовательной системы Челябинской области перед другими аналогичными системами по различным параметрам сравнения в рассматриваемой плоскости. Рациональное использование пред- полагает разумную, обоснованную и целесообразную (основанную на соотношении затрат и эффектов) опору на ресурсы различного рода организаций и предприятий, а также лиц или структур, которые потенциально обладают возможностью влиять на изменения качества естественно-математического и технологического образования. 3 Выдвижение этой цели базируется на понимании причин, обусловивших снижение качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях Челябинской области как стартовой ступени процесса воспроизводства кадровых ресурсов для региональной экономики. В ряду таких причин следует назвать: отсутствие эффективных моделей оценки потребностей региона в инженерных и рабочих кадрах, в том числе высокотехнологичных рабочих кадрах; отсутствие эффективных и реально действующих механизмов ин- формирования выпускников общеобразовательных организаций о потребностях промышленных предприятий и организаций региона в инженерных и рабочих кадрах; недостаточно эффективное использование общеобразовательными организациями бюджетных вложений, воплощенных в форме предметных лабораторий, их программного и методического обеспечения, интерактивных средств обучения и оборудования; низкий уровень мотивации педагогических работников общеобразовательных организаций и руководителей различных уровней управления образованием в повышении качества естественно-математического и технологического образования; недостаточный уровень развития системы социального партнерства общеобразовательных организаций с промышленными предприятиями и организациями региона, бизнесообществом, работодателями; индифферентное отношение общественности к инженерным и рабочим профессиям; отсутствие реальных механизмов повышения престижа инженерных и рабочих профессий среди населения; отсутствие у педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций эффективных педагогических и управленческих решений, способствующих повышению привлекательности естественно- 4 математического и технологического образования для обучающихся и их родителей; отсутствие у обучающихся общеобразовательных организацией устойчивых и системных представлений о возможностях естественно- математического и технологического образования в развитии сущностных сил человека; отсутствие опыта осуществления средствами массовой информации системной деятельности по популяризации естественно-математического и технологического образования; слабая ориентированность систем внутриорганизационного обучения в общеобразовательных организациях на повышение качества методики преподавания предметов естественно-математического и технологического цикла; недостаточный уровень психолого-педагогических знаний педагогических работников общеобразовательных организаций; низкая готовность педагогических работников применять знания в области возрастной и педагогической психологии, а также педагогической аксиологии в преподавании предметов естественно-математического и технологического цикла; недостаточность опыта осуществления системной работы по обобщению и распространению эффективных педагогических и управленческих решений в части обеспечения высокого качества естественно- математического и технологического образования. Перечисленные причины имеют как объективный, так и субъективный характер. Их выделение стало результатом проведения различного рода мониторинговых исследований, изучения продуктов деятельности педагогических работников, управленческих решений руководителей различных уровней управления, заимствованных из открытых источников. Понимание при- роды происхождения таких причин позволяет не только сформулировать за- дачи повышения качества естественно-математического и технологического 5 образования, но и определить и обосновать те механизмы, которые могут обеспечить реальное воплощение таких задач в жизнь. В качестве основных задач, обеспечивающих достижение ранее сформулированной стратегической цели и обусловленных природой выдвинутых причин снижения качества естественно-математического и технологического образования, предлагаются следующие позиции: создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области; создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования; создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования; формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования. К числу ведущих инструментов достижения указанных задач повышения качества естественно-математического и технологического образования я в Концепции отнесены соответствующие механизмы. Здесь разработчики концепции опираются на традиционное понимание механизма как системы средств и условий, обеспечивающих протекание какого-либо процесса. В данном случае речь идет о повышении качества естественно- математического и технологического образования. В некотором смысле та- кие механизмы будут выполнять роль факторов, то есть при правильном применении в них можно видеть своего рода движущие силы успешного осуществления описываемого процесса. Определенными можно считать четыре таких механизма: 6 сетевое взаимодействие как инструмент организации всестороннего партнерства субъектов и участников образования, прямо или косвенно при- частных к реализации настоящей концепции; популяризация системы естественно-математического и технологического образования с активным использованием ресурсов средств массовой информации и Интернет; информационно-мотивационное сопровождение субъектов осуществления естественно-математического и технологического образования на всех этапах и уровнях принятия решений; развитие «деловой репутации» общеобразовательных организаций, обусловленного реализацией принципа «возвратности» (оправданности) финансовых и материальных вложений»
Презентация «Некоторые профессии Объединённой Сервисной Компании»
Подведение итогов
Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.
На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.
Не забывайте, окончив школу, ребенок должен знать:
1. Свои интересы к профессии.
2. Свои способности.
3. Свои склонности.
4. Степень профессиональной пригодности.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч.