СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Поговорим о детском чтении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал для родительского собрания о проблеме чтения, способах поддержания интереса к чтению, развития навыка беглого чтения.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Поговорим о детском чтении"»

Родителям о детском чтении


  • Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо
    говорить.
    (Ф. Вольтер)

  • Лучший способ научиться писать – читать хороших
    писателей.
    (Ч. Буковски)

  • Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для
    тела.
    (Д. Аддисон)

  • Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми.
    И то и другое равно необходимо”.
    (Н.М. Карамзин)

  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать”. (Д. Дидро)

  • Кто не ищет – тот не читает,
    кто не читает – тот не знает.
    Кто не знает – тот не живёт!
    И ГЛАВНОЕ в жизни МИМО пройдёт!
    (С. Фетисов)



Здравствуйте, уважаемые родители! Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.


Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.



Вы можете задать вопрос, каким образом от чтения зависит судьба вашего ребёнка? Давайте вместе проследим, как чтение влияет на разные стороны развития личности. Одни видят в нём залог развития мысли, другие – залог развития нравственности, третьи – познания самих себя и окружающих, четвёртые – рост духовного начала в человеке. Все эти аспекты дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны. Для иллюстрации давайте воспользуемся кубом.

Во-первых, у куба шесть сторон, или граней, и таково же число аспектов развития ребёнка с помощью книги, которые мы сейчас рассмотрим. Грани разные, но в совокупности они составляют одно целое, дополняя друг друга.


Первый аспект (или первая грань куба). Особое значение чтения заключается в развитии воображения – основы творчества. Книга рождает и развивает воображение ребёнка. Без воображения нет предвидения и прогресса.

Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько знаем мы. При этом у них не было ни микроскопов, ни машин, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову. Читая книгу, ребёнок учится угадывать развитие событий, освещённых в ней, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.


Второй аспект (или вторая грань куба) касается формирования знаний в различных областях (Эрудированности). Кто смотрит телевизионную передачу “Умники и умницы”, тот наверняка убедился в феноменальной начитанности этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. Читающего человека отличает развитый язык, умение внятно излагать свои мысли.


.

Третий аспект, который может символизировать ещё одна сторона нашего куба, касается знакомства и решения жизненных задач. В хорошей книге часто описываются какие-то проблемные ситуации, в которых оказывается герой, и ребёнок вместе с ним учится решать эти проблемы.


Четвёртый аспект (четвёртая грань куба) – это эмоциональное развитие. Повествование способно вызвать эмоциональное напряжение, связанное с сопереживанием героям. Сильные чувства (гнев, страдание, любовь) часто испытывают герои легенд, приключенческих книг, мемуаров, дневников, а вместе с ними и читатель. Такие переживания способствуют эмоциональному развитию ребёнка.


Пятая сторона нашего куба может символизировать вклад чтения в социальное и нравственное развитие ребёнка. Как известно, один из первых элементов процесса социализации – развитие способности поставить себя на место других людей. Ребёнок учится сотрудничать с другими детьми, завязывать с ними дружбу, учится жить среди людей, понимать их, общаться, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы. Книги предлагают ребёнку разные ситуации, ставящие героя и вместе с ним читателя перед моральным выбором.


Наконец мы подошли к последней стороне нашего куба, к последнему важному аспекту развития личности – постепенному формированию “представления” о себе. Этот процесс начинается очень рано, уже на второй год жизни ребенка, и продолжается в годы детства и отрочества, достигая высшей точки в юности. Подчёркивается роль, которую играют в этом процессе определённые образцы, с которыми сравнивает себя ребёнок или подросток. Большинство таких образцов дети выбирают среди реальных людей, но находят их также и в литературе.


Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.


Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.

.

Предпосылкой приобретения такого капитала является доведённая до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребёнок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.

Кто смотрит передачу «Умники и умницы», тот знаком с феноменальной начитанностью этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей с каждым годом становится всё меньше. Зато возрастает количество детей, для которых чтение – тяжкая повинность. А ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведёт к неправильному решению.



Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определённого жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребёнок будет вести себя точно так же, не задаваясь вопросом, при чём тут усталость. Вы – образец. Какие могут быть к нему претензии?

В читающих семьях ребёнок обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи – это столь же необходимый вид деятельности, как хождение и говорение.


ия, цитаты и афоризмы о чтении:

  • Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо
    говорить. (Ф. Вольтер)

  • Лучший способ научиться писать – читать хороших
    писателей. (Ч. Буковски)

  • Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для
    тела. (Д. Аддисон)

  • Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми.
    И то и другое равно необходимо”. (Н.М. Карамзин)

  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать”. (Д. Дидро)

  • Кто не ищет – тот не читает,
    кто не читает – тот не знает.
    Кто не знает – тот не живёт!
    И ГЛАВНОЕ в жизни МИМО пройдёт! (С. Фетисов)

Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение.

Почему так произошло?

Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь в вашей власти.


Тревожит и другое. По данным Международного исследования 2000 года, касающегося качества чтения детей, наши дети 15 лет заняли из 32 стран мира 275е место, в 2003 году показали результаты еще ниже. Они оказались не способны вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал. Не умеют они и находить в тексте скрытую или противоречивую информацию. Затруднение вызывает переход от детали текста к целому, и наоборот, а также установление связи прочитанного с имеющимися знаниями и опытом. Не проявили наши школьники умения домысливать текст, ставить вопросы и выдвигать гипотезы. В целом российские учащиеся оказались не способны результативно действовать в нестандартной ситуации.


Главной помехой чтению многие родители и дети считают нехватку времени. Но многие специалисты считают, что вопрос не в том, есть ли время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдётся время. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на

телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать? Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог словесник, чья книга о чтении школьников «Как роман» (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги — всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю» (готовлю, шью и т.д.). Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

Подумайте, сколько времени уходит на сидение за телевизором и компьютером, а ведь можно превратить их в своих помощников и союзников в привлечении вашего ребёнка к чтению.

Телевидение. Голубой экран очень притягателен для ребёнка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Конечно, телевидение отнимает ребёнка от книги, но оно способно и привлечь его к ней. Надо только уметь этим пользоваться. После просмотра интересной передачи – предложить ребёнку прочитать книгу на тему передачи, которая его заинтересовала. Сейчас выпускаются книги, основанные на телепередачах. Например, серия книг «В мире животных». Авторы серии те же самые, что и авторы передачи «В мире животных» - Н.Дроздов и А.Макеев.

Компьютер. Компьютер оказывает неоднозначное влияние на детей. С одной стороны через Интернет он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации, пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, самим создавать информацию, приучает детей к гипертексту, с другой стороны он используется во вред ребёнку: компьютерные игры, программы и сайты сомнительного содержания.


Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения «для души».

Хотелось бы остановится на учебном чтении. Чтение учебной и программной литературы - это, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Здесь многое зависит от выработанной у ребёнка привычки к умственному труду, от отношения к учёбе в целом. Поддерживая энтузиазм ребёнка к учению, мы поддерживаем его программное чтение. Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, её лучшие образцы и здесь важна помощь родителей.

Делает ее учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста. Страх

Что-то не понять, неправильно ответить, не угадать того, чего от ученика ждет учитель, тормозит полноценное чтение, лишает ребенка удовольствия от общения с книгой.

Дело в большинстве случаев не в самой литературе (ее качество не подлежит сомнению), а в том, что она становится учебным материалом и этим самым теряет свою привлекательность в глазах школьников. Ребенок в этом случае, как он думает, читает «для учителя», а не «для себя», «для оценки», а не «для души».

Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.


Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Можно ли заставить полюбить книгу? Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения . Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то, что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая». Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека.


Закончить наше собрание мне хочется словами из «Притчи о людях-читателях» Вирджинии Вульф : «В Судный день… Всевышний обернётся к апостолу Петру и скажет не без некоторой зависти, увидев нас с книгами под мышкой: «Смотри, этим награды не нужны. Нам нечего дать им. Они любили читать».


Возможные варианты ответов родителей (Как поддерживать интерес к чтению?)


  1. На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будут книгочеем.

Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребенок поймет их истинную ценность. Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребенок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.

Конечно есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребенок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают ее.


2. Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.

Действительно, ваше участие в процессе чтения ребенка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.

3. Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду».

Хороший прием: чтение никогда не должно быть «в пустоту», если ребенку оно еще трудно дается. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребенка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперед – естественно и ненавязчиво.

4. Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам».

Действительно, от того, насколько интересными оказались книги, зависит очень многое. В.Маяковский о своей первой книге писал так: «Первая книга – какая-то «Птичница Агафья». Если бы мне в то время попалась несколько таких книг – бросил бы читать совсем. К счастью, вторая – «Дон Кихот». Вот это книга! Сделал деревянный меч и латы, разил окружающих». Видите, как тонко отметил поэт: если книга пришлась по душе, она входит в жизнь, в нее хочется «играть».

Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребенку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребенком, их содержание вы помните.


5.Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго», ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу получилось.

Самый антипедагогичный вопрос, который можно задать ребенку, такой:»Ну как ты не можешь читать быстрее?» еще хуже, если, потеряв контроль над собой, вы кричите. Срываясь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Что бы ни было поводом: нежелание, неумение читать – кричать на ребенка недопустимо и унизительно, а главное, бесполезно. Ребенок, на которого накричали, не способен работать продуктивно.


6. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.

В подобных ситуациях ребенок обычно с удовольствием предлагает:» А хотите, я вам расскажу…». И у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку



Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:


1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.

2. Самозамеры.

3. Чтение перед сном.


Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ученик читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ученика увеличилась скорость чтения.


Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:

Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.

Числительных быть не должно.

Прилагательных должно быть мало.

Короткие слова тоже нужно учитывать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!