Родительское собрание в старшей группе на тему «Развиваем любознательность у дошкольников»
Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить родителей развивать познавательную активность своего ребенка.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
План проведения.
1.Вступительная часть собрания.
2.Прослушивание и обсуждение ответов детей.
3.Показ сценки «Почему».
4.Конкурсная программа для детей и их родителей.
5. Чаепитие.
6.Подведение итогов собрания.
Ход мероприятия.
1.Вступительная часть собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.
Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас ,взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. (Звучит песня «То ли еще будет.»)
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытие у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька в руке превращается в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки ,когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.
Наша дискуссия о развитии любознательности у детей.
Интересно, одинаковы ли по значению слова «любопытство» и «любознательность»?
Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой?
«Любознательный-склонный к приобретению новых знаний, пытливый
Любопытство:
1.Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям («праздное любопытство», «спрашивать из любопытства»).
2.Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему - нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство)».
2.Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Воспитатель: Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (высказывания родителей.) Послушайте ответы детей. (Слушается запись ответов детей на вопросы).
Приложение. Вопросы для детей.
1.Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
2.Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
3.Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
4.Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях в играх?
Воспитатель: Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Воспитатель: А сейчас посмотрите сценку «Почему».
Дети показывают сценку «Почему» (В.Шапоа).
Ведущий: Сын пришел к отцу с вопросом .
Сын: Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
Сын: Папа!
Ведущий: Сын вернулся вскоре
Сын: А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Папа, что такое грань?
Отец: После, некогда, отстань!
Ведущий: Снова сын пришел к папаше
Сын: Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем!
Ведущий: А в ответ сверкнула вспышка:
Отец: У меня свои дела!
Ведущий: И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму?
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки-
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк я не возьму!
Отчего же. Почему же?
Ведущий: В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий: Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. А сейчас, ребята, вас ждут интересные конкурсы.
3. Стук в дверь. Входит старуха Шапокляк.
Шапокляк: Здравствуйте, вы узнали меня? А чем вы тут занимаетесь? Вы знаете, почему к вам Незнайка не пришел? Я рассердилась, что вы меня не пригласили, и переставила указатели. Вы, я слышала, какие-то конкурсы хотите проводить?
Воспитатель: Да , я хочу попросить детей оживить круги.
Шапокляк: Ничего не выйдет. Сейчас как дуну три раза в трубу, так дети все предметы круглой формы позабудут и никогда не вспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Дует в трубу и уходит.) Вот посмотрим, как вы справитесь сейчас.
Воспитатель: Ребята, вспомните и превратите круги, которые нарисованы на листочках, в предметы в круглой формы: Чья семья первой заполнит круги? (Вручается приз.)
Входит Шапокляк.
Шапокляк: Так…зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше ни одно задание не выполнят. (Говорит.) А теперь назовите хоть один предмет прямоугольной формы, находящийся в группе.
Дети вместе с родителями называют предметы.
Шапокляк: Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или труба испортилась? Хорошо! Сейчас сама задание дам. Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рассыпались на пол. (Дети и родители складывают из бумаги гармошки.)
Шапокляк: Вы и с этим заданием справились, ужас! Что за дети такие. Пошли, Лариска, нам тут делать нечего! (Уходит.)
Воспитатель: Дети, а сейчас вас ждут сюрприз-угощение от Незнайки. (Показывает посылку.) Как вы думаете, что там? Это необычные яблоки, волшебные. А вы хотите, чтобы ваши родители всегда отвечали на ваши вопросы, тогда все яблоко не ешьте, а дайте откусить взрослым. И тогда родители всегда будут отвечать на ваши вопросы.
4.Подведение итогов собрания. Чаепитие.