Пояснительная записка
В современных условиях проблема правового воспитания личности очень актуальна. В обществе для подготовки детей к решению многих жизненных проблем крайне необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Для подготовки детей к решению многих жизненных задач необходимо формировать у них мировоззрение, основанное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Чтобы научить своих детей осознанному гражданскому поведению в обществе, родители должны сами знать законы, жить по закону и нормам морали, умело передавать элементарные правовые знания детям. У любого подростка может произойти конфликт с законом.
Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.
Проведение родительского собрания поможет подростку и его родителям изучить права и ответственность обучающегося и каким образом семья может воздействовать на благоприятное будущее своего ребенка.
Родительское собрание «Ребенок, подросток и закон»
Цель:
обсудить с учащимися и родителями проблему преступности среди несовершеннолетних;
объяснить обучающимся и их родителям особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
обсудить роль семьи в формировании осознанности и правовой ответственности несовершеннолетних.
Участники:
Классный руководитель, обучающиеся, родители.
Оборудование для проведения мероприятия:
компьютер, проектор, раздаточный материал (анкеты, памятки).
Ход проведения собрания:
-Вступительная речь классного руководителя;
-Анкетирование для родителей и детей;
-Просмотр социального ролика на тему «Преступность среди подростков»;
- Показ презентации
-Игра на знание правовых основ.
-Заключительная речь.
Классный руководитель:
Уважаемые родители, обучающиеся, мы рады сегодня приветствовать Вас на нашем мероприятии «Ребенок, подросток и закон».
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, о которых он должен знать и обязан уметь ими пользоваться. Но параллельно с правами у человека есть обязанности и ответственность, которую он несет за их невыполнение, что в дальнейшем может привести к неприятному исходу, а порой и к уголовной ответственности.
Сегодня мы направим наше внимание на повторение и закрепление знаний о своих правах и обязанностях и поговорим о роли семьи в формировании осознанности и правовой ответственности обучающегося.
Уважаемые родители и обучающиеся, сейчас Вы получите анкеты, в которых будут рассмотрены вопросы, касающиеся роли семьи в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Анкета анонимная, представлена для детей в Приложении 1, для родителей в Приложении 2.
По результатам анкетирования можно судить на сколько родители принимаю активное участие в формирования у ребенка основ воспитание правового сознания, на сколько ребенок чувствует себя защищенным в кругу семьи.
Уважаемые родители и обучающиеся, сейчас Вашему вниманию будет предоставлен социальный ролик на тему «Преступность среди подростков».
( На экране представляется социальный ролик длиной 10 минут).
Классный руководитель:
Сейчас я предлагаю всем ученикам сыграть в игру, которая покажет нам на сколько вы осведомлены в правовых основах.
(Предлагает обучающимся разделиться на 2 команды и выбрать каждой название. Учитель задает вопросы, какая из команд даст больше правильных ответов – выигрывает. Вопросы для игры представлены в Приложении 3).
В современном обществе дети должны быть подготовлены к решению многих жизненных ситуаций, несомненно, необходимо формировать у них мировоззрение, направленное на уважении к закону, на знании прав, свобод, обязанностей и ответственности человека в обществе. Наша задача научить детей пользоваться их правами и свободами, сформировав их правовую культуру, мы делаем вклад не только в их будущее, но и в свое - когда наши дети вырастут, они будут соблюдать и защищать не только свои права, но и права и свободы своих детей и родителей. Для родителей дети на всю жизнь остаются детьми. Но, кого же, закон считает ребенком? Когда у ребенка появляются права и обязанности, и с какого возраста он должен сам нести ответственность за свои поступки?
(Выступление классного руководителя сопровождается презентацией слайды 1- 7).
На современную семью возложена большая ответственность за воспитание ребенка. Именно она должна выполнять главную задачу - обеспечивать все условия для развития юного поколения. Конституционной обязанностью родителей является содержание своих детей до совершеннолетия.
Законом на родителей возложена ответственность за физическое и психическое здоровье детей, создание всех необходимых условий, которые способствуют развитию их природных способностей. Семья для ребенка – это исток познания окружающего мира, именно в семье ребенок формируется как личность.
Ребенка ведут две дороги – семья и школа. (Слайды для родителей и детей 8-9).
Классный руководитель:
Семья- это важнейший социальный институт.
Дети - отражение родителей. «Хочешь узнать о родителях - посмотри на их ребенка» гласит народная мудрость. Для того чтобы Ваш ребенок вырос хорошим человеком, в первую очередь нужно воспитывать себя и показывать на личном примере что такое хорошо, а что такое плохо.
Стоит отметить, что совершение преступлений несовершеннолетними лицами является одной из самых существенных социально-правовых проблем во всем мире. И наша задача осведомить и предупредить возникновение негативных ситуаций связанных с законом. Будьте внимательны к своим детям, уделяйте им достаточно внимания, окружите Вашего ребенка благоприятной атмосферой и любовью. Следите за тем, с кем общаются Ваши дети и будьте образцовыми родителями для Вашего ребенка. До новых встреч!
Приложение 1
Анкета (для обучающегося)
1.Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?
а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищённости.
2. Одинок ли ты в своей семье?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
3. Что для тебя вечер дома?
а) радость общения,
б) возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка.
4. Как ты проводишь свободное время?
а) встречаюсь и общаюсь с друзьями,
б) общаюсь в социальных сетях,
в) провожу время в кругу семьи.
5. Что значит противоправное поведение, противоправное действие? (Объяснить самим)
6. Что толкает подростка на противоправные поступки? (Объяснить самим) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. По вашему мнению, кто должен давать знания детям, чтобы предупредить противоправное поведение детей. (Пронумеровать в порядке значимости)
- классный руководитель
- сотрудник полиции
- инспектор по делам несовершеннолетних
- СМИ (средства массовой информации)
- учитель обществознания
- уполномоченный по правам ребёнка
- социальный педагог
- психолог
- семья
Приложение 2
Анкета (для родителей)
1.Как вы думаете, чего ждет ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
а) хорошей организации быта,
б) радости общения,
в) покоя и защищённости.
2. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
3. Что для вашего ребёнка вечер дома?
а) радость общения,
б) возможность быть самим собой,
в) мучение и пытка.
4. Как ваш ребёнок проводит свободное время?
а) встречается и общается с друзьями,
б) общается в социальных сетях,
в) проводит время в кругу семьи.
5. Что значит противоправное поведение, противоправное действие? (Объяснить самим) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что толкает подростка на противоправные поступки? (Объяснить самим) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. По вашему мнению, кто должен давать знания детям, чтобы предупредить противоправное поведение детей. (Пронумеровать в порядке значимости)
- классный руководитель
- сотрудник полиции
- инспектор по делам несовершеннолетних
- СМИ (средства массовой информации)
- учитель обществознания
- уполномоченный по правам ребёнка
- социальный педагог
- психолог
-семья
Приложение 3
Вопросы для игры «Знатоки»
Ответьте одним словом на вопрос
Что такое право? (норма, правило).
Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
Защитник на суде? (адвокат)
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
Обвинитель на суде? (прокурор)
Как называется открытое похищение имущества? (грабёж).
Как называется нападение с целью овладения имуществом (разбой).
Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (преступление).
Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
Шуточные вопросы:
Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (дуэль).
Информация, распространяемая старушками? (слухи)
Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
Кого эксплуатировал Карабас - Барабас? (Кукол).
Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (баба Яга)
Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева)