СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Роль родителей в формировании УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Роль родителей в формировании УУД"»

Учитель: Смирнова Марина Анатольевна, Вологодская область МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»

Родительское собрание в 1 классе



Тема: «УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО.

Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

Цель: 
• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьника

Задачи:

• расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с детьми;
• выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;
• выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Стандарты второго поколения призваны развивать умения учащихся. (УУД).

Меняется роль учителя и ученика. Раньше роль учителя сводилась к объяснению нового материала и проверке знаний учащихся. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Он создаёт ситуацию успеха, направляет деятельность ученика, контролирует её, мотивирует школьников к самостоятельности. Если раньше ученик на уроке был пассивным слушателем, то теперь он должен сам ставить цель и добиваться её, самостоятельно открывать новые знания, наращивать их, применять в жизни. Знания школьники должны черпать не только из учебников, но и из дополнительной литературы. Ребёнок учится работать с информацией. На уроках основное внимание теперь уделяется развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ, которые пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы. Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру. Неотъемлемой частью уроков становятся компьютерные технологии.

Меняется и роль родителей. Нельзя заставлять ребёнка зазубривать правило из учебника. Ребёнок должен его понимать и уметь применять на практике. Нужно учить ребёнка выбирать из написанного главное и интересное. Нельзя выполнять за ребёнка задания, с которыми он может справиться сам. Нужно поддерживать его стремление быть самостоятельным. Раньше оценить успехи ребёнка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты в целях систематизации и фиксации результатов развития ученика в классе предлагают обязательное наличие портфолио.

«Какими бы прекрасными ни были наши образовательные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец».

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). (означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося).

Виды универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный ,регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Большая ответственность в формировании универсальных учебных действий возлагается как на педагога, так и на их родителей. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Главный ответ на вопрос - как помочь ребёнку учиться – позволить ему быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»!

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Познавательные УУД: (родителям)

1. Если вы хотите чтобы ребёнок с успехом усваивал материал, научите его мыслить по системе (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала).

2. Постарайтесь помочь ему овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите его учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить прочное усвоение знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания в разных сферах.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

5. Очень полезны для развития познания детей загадки, логические задачи, шарады, домашние игры, викторины.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. С первого класса у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности: «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

Регулятивные УУД:( родителям)

1. Научите вашего ребёнка контролировать свою речь(темп, громкость, жестикуляцию)при выражении своей точки зрения по определённой теме.

2. Научите ребёнка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ему научиться правильно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса знакомим детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

Коммуникативные УУД:

1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Задавайте ему больше наводящих вопросов.

2. Побуждайте ребенка самого задавать вам уточняющие вопросы по материалу, который изучается в школе. (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?).

3. Изучайте и учитывайте жизненный опыт вашего ребёнка, его интересы, особенности развития.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает передним что-то новое. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

На основе сформированности УУД мы должны получить «Портрет выпускника начальной школы»

-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации

собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей

и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

Проведем небольшой тест.(Тест для родителей.)

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

1. Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.

2.Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

3.Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно)решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.

4.Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)

5.Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

6.Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.)

7.Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.

8.Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.

9.Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д

Оценка теста.

Посчитать количество плюсов (ответ «да»).

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.