Тема: «Роль семьи в процессе обучения детей в школе искусств»
Цель: привлечь внимание родителей к проблемам обучения детей в школе искусств.
Задачи:
- разобраться, зачем ребенок учится в ДШИ
- способствовать развитию у родителей чувства ответственности за обучение детей
-помочь родителям создать благоприятные условия для обучения ребенка в детской музыкальной школе
Красота не уживается со злом. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Завтра такой же редкостью будет человек, не имеющий среднего образования. Труднее дело обстоит с нравственным воспитанием.
У ребёнка мало знаний и опыта, но он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. И музыка, понятая и прочувствованная ребёнком, становится важным средством нравственного воспитания.
При обучении танцам, рисовании, актерскому мастерству, пению, игре на каком-либо инструменте, главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, а в приобщении к искусству. Ребёнок в нашей школе учится приносить радость людям. Принося добро, мы сами становимся добрее. Таким образом наше образование даёт ребёнку эстетическое, нравственное воспитание и духовное развитие. Ну а конкретно музыка облагораживает, делает людей сердечнее, добрее.
Ваши дети учатся в школе искусств. А как же школа на них влияет?
Во-первых, занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься, например, на инструменте надо постоянно, регулярно и тогда можно будет достичь каких-то результатов.
Занятия в нашей школе развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.
Дети, обучающиеся какому виду искусства мягкосердечны и одновременно мужественны. Они сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Наши занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. Они приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Так, например, музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир искусства. Иногда родители считают, что музыкальные, театральные изобразительные или танцевальные задатки ребёнка развиваются сами с собой. Надо только не вмешиваться и предоставить детям свободу. Психологи доказали, что это не так. Способности надо развивать.
Как стимулировать музыкальные занятия ребенка?
Как стимулировать занятия ребёнка в нашей школе? Вопрос важный и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая, например, музыкантам играть пьесы, которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.
1. Присутствие родителей на уроке
Опытные педагоги (особенно в начальных классах) разрешают родителям присутствовать на уроке, а иногда даже просят их об этом. Первое время малыш плохо запоминает требования учителя, бывает невнимателен, легко отвлекается, и папы, и мамы, бывшие на уроке, могут помочь ребёнку выполнить домашнее задание.
Хотим заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» — большое испытание. Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости. Встречаются родители, особенно часто мамы, которые не выдерживают подобного эмоционального стресса и уходят из класса.
Но если всё-таки вы выдержали и не ушли, то присутствие на уроке может оказаться весьма полезным. Вы начинаете понимать требования преподавателя.
2. Посещение спектаклей, музыкальных концертов, выставок
Советуем не пренебрегать такой возможностью. Совместные походы сближают родителей и детей.
3. Отношения учителя и родителей
Постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Потому что, например, обучение игре на инструменте — дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что преподаватель, чтобы выстроить правильную линию поведения, должен знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.
С другой стороны, учитель музыки, имеющий не только профессионально-педагогическую подготовку, но и опыт общения со многим детьми, может подсказать родителям, как именно они могут помочь в занятиях в нашей школе их сыну или дочке.
Постигайте вместе с ребёнком, то чему он учится в нашей школе, удивляйтесь, огорчайтесь, анализируйте, радуйтесь вместе с ним. Ваше собственное равнодушие – лучший способ свести на нет все попытки приобщить к миру искусства ребёнка.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.
Памятка.
(Десять заповедей для родителей)
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот— третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
3