Родительское собрание в 3 классе
«Выбор модуля комплексного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Актуальность темы собрания: сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Цель: создать условия для свободного и осознанного выбора родителями модуля ОРКСЭ.
Задачи:
1.познакомить родителей с нормативно - правовым регулированием курса «ОРКСЭ».
2.Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ.
3.Сформировать представление о содержании данного курса.
4. Оказать помощь в определении выбора модуля курса ОРКСЭ.
5.Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.
Ожидаемый результат: создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
Участники: родители, зам. директора по УВР, классный руководитель, учитель ОРКСЭ.
Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка литературы.
Предварительный этап - информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся
План собрания.
1.Введение в урок. Мотивация. Формулирование темы.
2. Входная диагностика, заполнение анкеты.
3. Вводное выступление заместителя директора по УВР «Нормативно –правовая база внедрения учебного курса».
4. Выступление классного руководителя «Цели, задачи и содержание образования по курсу ОРКСЭ».
5. Выступление учителя ОРКСЭ «Знакомство с модулями курса».
6.Выступление обучающихся 4 класса со своими творческими работами.
7. Рефлексия.
Ход собрания.
1.Введение. Мотивация. Формулирование темы.
Уважаемые родители! Сегодня мы с собрались для выполнения очень важного шага в жизни
ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это –
новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.
Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам
сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете
уверены в выборе
Уважаемые родители! Сегодня мы с собрались для выполнения очень важного шага в жизни
ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это –
новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.
Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам
сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете
уверены в выборе
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались для выполнения очень важного шага в жизни ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это – относительно новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.
Наше собрание пройдет в форме информационного лектория с элементами практикума, на котором мы с вами поговорим о введении курса ОРКСЭ в начальной школе.
2). Входная диагностика, заполнение анкеты.
Заполнение анкеты (в начале урока заполняется ответ № 1, в конце урока – ответ №2):
№ | Вопрос | Ответ №1 | Ответ №2 |
1 | Почему, на Ваш взгляд, появилась необходимость ведения этого курса, считаете ли Вы актуальным ведение ОРКСЭ? | | |
2 | Сформулируйте цель этого курса. | | |
3 | В чём состоит задача взаимодействия с родителями, на Ваш взгляд? | | |
4 | Сколько модулей включает этот курс? | | |
5 | Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу. | | |
6 | Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках? | | |
7 | Какой результат Вы ожидаете? | | |
3. Вводное выступление заместителя директора по УВР «Нормативно –правовая база внедрения учебного курса».
Уважаемые родители, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. В связи с этим, в федеральный компонент ФГОС включается обязательный для изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ (Приказ Минобрнауки № 74 от 01 февраля 2012г.) и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года. Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой стороны – предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Нормативно-правовые документы внедрения ОРКСЭ:
- преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ: Конституция РФ, законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях»;
- реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012года № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
- изучение модуля ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. 13,14 Конституции РФ) закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- стандарт начального общего образования по комплексному курсу ОРКСЭ утверждён приказом Минобрнауки России от 31 января 2012года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
-данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, отказ от изучения не допускается (на слайде).
Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).
В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Отказ от изучения не допускается
4. Выступление классного руководителя. «Цели, задачи и содержание курса ОРКСЭ».
Почему в 4 классе начинают изучать новый курс? В этот период меняется отношение ребенка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Ребёнок покидает начальную школу, он испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе.
Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.
Проблема воспитания. Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
Идея этого курса. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Содержание курса. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1.знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2.развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс является светским культурологическим.
Отличие светского образования от религиозного |
Религиозное | Светское |
В церкви | Вне церкви |
Богослужения, обряды, таинства, молитвы, Закон Божий | Знания, представления о культурных явлениях, предметах и событиях, в том числе и о религиозной культуре |
П ути приобщения человека к духовной жизни |
Через религию | Через культуру |
В ОУ закрыт в силу Конституции и Закона РФ об образовании | Изучение культурных реалий в т.ч. - религиозной культуры |
Культурологический – изучение культурных явлений: текстов, исторических событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия. Например, главным предметом исследования рассказа Л.Н. Толстого является больная совесть, которая тревожит мальчика. Скрытый плохой поступок открывается неожиданно. Все смеются, а мальчик плачет. Почему? «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».
5.Выступление учителя ОРКСЭ «Знакомство с модулями курса». Мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения курса ОРКСЭ. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей) .Называется этот курс -основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе? Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе:
-
Основы православной культуры;
-
Основы исламской культуры;
-
Основы буддийской культуры;
-
Основы иудейской культуры;
-
Основы мировых религиозных культур;
-
Основы светской этики.
Модуль Основы светской этики.
Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
Базовые национальные ценности | Отечество |
Семья |
Культурная традиция |
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Модуль Основы мировых религиозных культур. С учётом возрастных особенностей учащихся 4 класса даёт элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.Это модуль раскрывает такие темы, как: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль Основы православной культуры знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Этот модуль раскрывает темы близкие только христианской религии. Это - Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.
Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции и др.
Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Этот модуль изучает такие темы, как: Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Для чего построена и как устроена мечеть.
Модуль Основы буддийской культуры в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: с её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
И изучает темы: Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Отношение к природе. Буддийские святые.
Модуль Основы иудейской культуры знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Примерные темы вы видите на слайде.
Модуль Основы светской этики знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?
В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Все шесть модулей соединяются общими тематическими блоками и содержат общие обязательные темы:
1. Россия – наша родина.
2.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
6.Выступление обучающихся 4 класса.
Выступление обучающихся 4 класса со своими творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Святой праведный воин Илья Муромец»,«Православный храм, как произведение архитектуры»,«Экскурсия в православный храм»,«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.
6.Рефлексия
Диагностика (заполнение анкеты, колонка ответов № 2).
Анализ ответов анкеты. Что изменилось?
Формулирование своего понимания необходимости курса (выслушать мнения родителей).
Выбор модуля.
Заполнение заявлений.
Уважаемые родители, выбор за Вами!