СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в 3 классе по выбору модуля ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 3 классе по выбору модуля ОРКСЭ»


Родительское собрание в 3 классе

«Выбор модуля комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Актуальность темы собрания: сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

Цель: создать условия для свободного и осознанного выбора родителями модуля ОРКСЭ.

Задачи:

1.познакомить родителей с нормативно - правовым регулированием курса «ОРКСЭ».

2.Познакомить родителей с целями и задачами курса ОРКСЭ.

3.Сформировать представление о содержании данного курса.

4. Оказать помощь в определении выбора модуля курса ОРКСЭ.

5.Познакомить с некоторыми практическими советами, которые могут пригодиться родителям в ходе реализации курса.

Ожидаемый результат: создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Участники: родители, зам. директора по УВР, классный руководитель, учитель ОРКСЭ.

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, выставка литературы.

Предварительный этап - информирование родителей (законных представителей) о содержании образования по курсу ОРКСЭ и праве осуществить свободный выбор модуля ОРКСЭ для изучения несовершеннолетним обучающимся

План собрания.

1.Введение в урок. Мотивация. Формулирование темы.

2. Входная диагностика, заполнение анкеты.

3. Вводное выступление заместителя директора по УВР «Нормативно –правовая база внедрения учебного курса».

4. Выступление классного руководителя «Цели, задачи и содержание образования по курсу ОРКСЭ».

5. Выступление учителя ОРКСЭ «Знакомство с модулями курса».

6.Выступление обучающихся 4 класса со своими творческими работами.

7. Рефлексия.







Ход собрания.

1.Введение. Мотивация. Формулирование темы.

Уважаемые родители! Сегодня мы с собрались для выполнения очень важного шага в жизни

ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это –

новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.

Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам

сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете

уверены в выборе

Уважаемые родители! Сегодня мы с собрались для выполнения очень важного шага в жизни

ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это –

новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.

Сегодня я вас познакомлю с целями, задачами и содержанием этой дисциплины. Если сейчас вам

сложно сделать выбор, то к концу собрания, думаю, вам будет это сделать легче и вы будете

уверены в выборе

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались для выполнения очень важного шага в жизни ваших детей, для выбора модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». Это – относительно новый учебный предмет, который ребята начнут изучать в следующем году.

Наше собрание пройдет в форме информационного лектория с элементами практикума, на котором мы с вами поговорим о введении курса ОРКСЭ в начальной школе.

2). Входная диагностика, заполнение анкеты.

Заполнение анкеты (в начале урока заполняется ответ № 1, в конце урока – ответ №2):

Вопрос

Ответ №1

Ответ №2

1

Почему, на Ваш взгляд, появилась необходимость ведения этого курса, считаете ли Вы актуальным ведение ОРКСЭ?



2

Сформулируйте цель этого курса.




3

В чём состоит задача взаимодействия с родителями, на Ваш взгляд?



4

Сколько модулей включает этот курс?



5

Выскажите (запишите) свои опасения по отношению к этому курсу.



6

Что, как Вы думаете, будут изучать Ваши дети на этих уроках?




7

Какой результат Вы ожидаете?






3. Вводное выступление заместителя директора по УВР «Нормативно –правовая база внедрения учебного курса».

Уважаемые родители, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы. В связи с этим, в федеральный компонент ФГОС включается обязательный для изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ является обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ (Приказ Минобрнауки № 74 от 01 февраля 2012г.) и предложен к изучению в 4 классе с начала учебного года. Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы, с другой стороны – предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.

Нормативно-правовые документы внедрения ОРКСЭ:

- преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ: Конституция РФ, законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012года № 84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

- изучение модуля ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. 13,14 Конституции РФ) закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

- стандарт начального общего образования по комплексному курсу ОРКСЭ утверждён приказом Минобрнауки России от 31 января 2012года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

-данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, отказ от изучения не допускается (на слайде).

Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Отказ от изучения не допускается

4. Выступление классного руководителя. «Цели, задачи и содержание курса ОРКСЭ».

Почему в 4 классе начинают изучать новый курс? В этот период меняется отношение ребенка к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Ребёнок покидает начальную школу, он испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период.

Проблема воспитания. Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.

К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.

Идея этого курса. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Содержание курса. Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. 

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс является светским культурологическим.

Отличие светского образования от религиозного

Религиозное

Светское

В церкви

Вне церкви

Богослужения, обряды, таинства, молитвы,

Закон Божий

Знания, представления о культурных явлениях, предметах и событиях, в том числе и о религиозной культуре


П ути приобщения человека к духовной жизни


Через религию

Через культуру

В ОУ закрыт в силу Конституции и Закона РФ об образовании

Изучение культурных реалий в т.ч. - религиозной культуры


Культурологический – изучение культурных явлений: текстов, исторических событий, произведений искусства и кино, народного творчества, быта и обычаев народов, языковых явлений, содержащих духовно-нравственный элемент, его вычленение и работа над смыслом этого духовно-нравственного понятия. Например, главным предметом исследования рассказа Л.Н. Толстого является больная совесть, которая тревожит мальчика. Скрытый плохой поступок открывается неожиданно. Все смеются, а мальчик плачет. Почему? «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».

5.Выступление учителя ОРКСЭ «Знакомство с модулями курса». Мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы введения курса ОРКСЭ. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей) .Называется этот курс -основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе? Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.

Модуль Основы светской этики.

Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:

Базовые национальные ценности

Отечество

Семья

Культурная традиция



На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Модуль Основы мировых религиозных культур. С учётом возрастных особенностей учащихся 4 класса даёт элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.Это модуль раскрывает такие темы, как: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль Основы православной культуры знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей - в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Этот модуль раскрывает темы близкие только христианской религии. Это - Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура.

Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции и др.

Модуль Основы исламской культуры знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Этот модуль изучает такие темы, как: Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Для чего построена и как устроена мечеть.

Модуль Основы буддийской культуры в доступной для учащихся 4-5 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: с её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

И изучает темы: Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Отношение к природе. Буддийские святые.

Модуль Основы иудейской культуры знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает ее значение в формировании личности иудея и его поведения в повседневной жизни, а также ее влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России. Примерные темы вы видите на слайде.

Модуль Основы светской этики знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным?

В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Все шесть модулей соединяются общими тематическими блоками и содержат общие обязательные темы:

1. Россия – наша родина.

2.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.





6.Выступление обучающихся 4 класса.

Выступление обучающихся 4 класса со своими творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Святой праведный воин Илья Муромец»,«Православный храм, как произведение архитектуры»,«Экскурсия в православный храм»,«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.

6.Рефлексия

Диагностика (заполнение анкеты, колонка ответов № 2).

Анализ ответов анкеты. Что изменилось?

Формулирование своего понимания необходимости курса (выслушать мнения родителей).

Выбор модуля.

Заполнение заявлений.

Уважаемые родители, выбор за Вами!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя