СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в младшей группе. Тема: «Кризис детей 3 лет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в младшей группе. Тема: «Кризис детей 3 лет».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Сычевки








Родительское собрание в младшей группе.


Тема: «Кризис детей 3 лет».








Составила воспитатель

Шалашенкова Е.Н.




















г. Сычевка

Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Материалы: кукла, листы для записей, фломастеры, двухцветные жетоны – билеты, две остановки с надписями «Родитель» и «Ребёнок», памятка «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период».

Ход собрания.

Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители, мы очень рады видать вас.

Сегодня мы приглашаем Вас к разговору о наших детях.  Вначале предлагаем вам поиграть.

Представьте, что кукла– это ваш ребёнок, расскажите о нём, каким он стал последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают). Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются. Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается  в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня.   Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз? (Ответы родителей). Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Каковы же причины возникновения капризов. Как вы думаете? (Ответы родителей обобщить и записать на мольберт)

Ведущий: А могут быть причинами:

  • Нарушение режима дня;

  • Смена обстановки;

  • Обилие новых впечатлений;

  • Плохое самочувствие;

  • Переутомление.

Ведущий: Итак, основными причинами капризов являются: (ведущий зачитывает из презентации). Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».

Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Кризис сопровождается  массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

  1. Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды

  2. Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.

  3. Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервного-психическим)

Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.

Ведущий: Учёные выделяют в «Кризисе трёх лет» семизвездие признаков: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.

(Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в само утверждении в новом возрастном качестве говорит о том , что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность ,создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.)

Ведущий: Как же вы уважаемые родители строите своё взаимодействие с ребёнком, который переживает «Кризис 3-х лет»? Поделитесь своими секретами. (Высказывания родителей в свободной форме).

Ведущий: Предлагаю вам отправиться в путешествие на нашем педагогическом автобусе. Возьмите себе билеты для проезда на автобусе. (Родители выбирают из двух цветных жетонов – билеты).

Ведущий: Разбейтесь на две команды в соответствии с цветом билета. (Родители делятся на две команды). На нашем пути будет две остановки «Родитель» и «Ребёнок». Вам необходимо подобрать на каждую букву слова, обозначающие качества и свойства характера ребёнка, у которого проявляется кризис, и качества и свойства характера родителя, которые необходимы для выстраивания эффективного взаимодействия с ребёнком. По сигналу вы перемещаетесь на следующую остановку и записываете слова на одну из букв слова, их может быть несколько. (Родители по сигналу перемещаются с остановки на остановку, подбирают слова).

Ведущий собирает родителей возле себя: Какими качествами вы охарактеризовали ребёнка? (Родители перечисляют)

Р – раздражительный, резкий, разгневанный, и т.д.             

 е – едкий и т.д.                 

 б – болезненный, баловник и т.д.                                                   

  ё – ёжик и т.д.                                                                        

  н – непослушный, непоседливый, нервный и т.д.                   

  о – обидчивый и т.д.                                                                   

     к – крикливый, капризный и т.д.

А какие качества необходимы родителю, чтобы смягчить все эти негативные проявления? (Родители перечисляют)

Р – решительный, и т.д.                                                            

  о – объективный, и т.д.                                                              

д – думающий, и т.д.                  

  и – интересующийся, и т.д.                                            

  т – терпеливый, и т.д.                                                        

  е – единый, и т.д.                                                                        

  ль – ласковый, любящий, и т.д. 

Ведущий: Какими качествами должен обладать родитель, чтоб бороться с раздражительностью, с обидчивостью, с крикливостью?

Ведущий: Мы с вами увидели, что ребёнок в этот период проявляет очень много отрицательных качеств. Родителю необходимо проявлять огромное терпение, собирать в кулак решительность, проявлять свою доброту  и ласку, вне зависимости от того, что ребёнок переживает кризисный период. Каждый из вас стремиться получить удовольствие от общения со своим ребёнком. Но иногда он демонстрирует трудно переносимое или непонятное поведение.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).
Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.
Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах. 

Мы с вами уже проговорили несколько эффективных рецептов взаимодействия.

Предлагаю занять места за столами (Родители рассаживаются, на столах).

Ведущий: Я предлагаю вам ещё один рецепт, который поможет вам построить общение с ребёнком в любом возрасте. (Ведущий раздаёт каждой группе по рецепту).

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять П_________,  добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение. Давайте прочитаем его по цепочке.

Рецепт  желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие,  добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской  Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

Дополнительная информация для педагога:

Смысл слов:

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Как вы считаете, соответствуют эти рецепты ожиданиям наших детей?                      (Ответы родителей).

Ведущий:  А чего же хотят дети в кризисный период, мы узнаем из их послания. (Показ презентации «Послание родителям от ребёнка», Презентация

Наш разговор подходит к концу. Я приготовила для вас памятки. (Ведущий раздаёт памятки «Советы родителям, у которых ребёнок переживает  кризисный период»

 Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.

Кризис трёх лет – важная возрастная особенность, его нельзя подавлять, если ребёнок не прожил его в три года, то последствия могут вылиться в более резкие формы проявления кризиса в переходном возрасте.

В заключении предлагаю вам собрать Чемодан в дорогу, куда вы положите всё то, что вы взяли на нашей встрече.

  • О чём задумались?

  • Что взволновало?

  • Какие вопросы возникли?

  • В чём утвердились?

 Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.

  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по -возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.

  4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

  6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

  7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

  8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по - очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

  9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

  10. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.      

Решение родительского собрания

  1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.

  2. Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.

  3. Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

Спасибо. До новых встреч.