СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в школе: методика его проведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время современная семья претерпевает серьез­ный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неуст­роенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загру­женность работой или учебой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Все это, естественно, сказывается на от­ношениях между супругами. Все реже приходится видеть кар­тину сотрудничества детей и родителей.

В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выжи­вания, необходима помощь в возрождении семьи и тех тради­ций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. И кто, как не мы, педагоги, сможем внести реальный вклад в развитие духов­ного мира семьи.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в школе: методика его проведения.»

Родительское собрание в школе: методика его проведения.

В настоящее время современная семья претерпевает серьез­ный кризис, который вызван рядом причин: это бытовая неуст­роенность, отсутствие у многих жилья, низкие доходы, загру­женность работой или учебой, нерегистрируемые гражданские браки и многое другое. Все это, естественно, сказывается на от­ношениях между супругами. Все реже приходится видеть кар­тину сотрудничества детей и родителей.

В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выжи­вания, необходима помощь в возрождении семьи и тех тради­ций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. И кто, как не мы, педагоги, сможем внести реальный вклад в развитие духов­ного мира семьи.

Еще А. С. Макаренко выдвинул весьма важную педагогиче­скую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей.

Матери и отцы, бабушки и дедушки могут существенно раз­нообразить жизнь детей благодаря активному участию в жизни школы и класса.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Воспитание учащегося в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определённым образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребёнок.

Однако отсутствие контактов чревато рядом негативных последствий. Разрозненные и несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребёнка.

Представления друг о друге у учителя и родителей складывается со слов ребёнка, что нередко приобретает искажённый характер. Вследствие этого возникают чувства взаимного и одностороннего недовольства, пренебрежения, неприязни, что приводит к конфликтам.

Избежать недопонимания, разобщённости в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные формы:

  • Чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

  • Активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

  • Уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

  • Повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учёт этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

  • Тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

  • Терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учёт их в процессе профессионального саморазвития.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов.

Работа по привлечению родителей в воспитательный про­цесс очень сложна, поэтому педагог должен искать путь к серд­цу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

Опыт показывает, что благодаря хорошо организованной со­вместной деятельности школа и семья становятся действительно партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне опре­деленные задачи и выполняет определенные роли.

Сотрудничество классного руководителя с родителями может проводиться в разнообразных формах с использованием разных методов педагогической деяль­ности. В практической работе классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том, и в другом случае используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Приняты такие формы работы с родителями: общешкольные родительские собрания; лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребёнка в семье и школе; обзор популярной литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей; день семьи в школе; школа молодого родителя; презентация семейного опыта воспитания; родительский ринг; круглый стол; собрания-диспуты; проигрывание педагогических ситуаций; совместные собрания вместе с детьми; тематические и индивидуальные консультации; деловая игра.

Родительские собрания — наиболее распространенная форма работы с родителями. На них обсуждаются проблемы успеваемости, воспитания общения классного и родительского коллективов. Родительские собрания должны стать школой образования родителей, должны расширять их педагогический кру­гозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, их возможности, этапы продвижения класса в учебной деятельности. Родительские собрания — это де­монстрация успехов, которых достиг ребенок. Разговор на родительских собраниях должен идти не о баллах, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые отвечают познавательной и моральной мотивации. Есть много вариантов проведения родительских собраний. Тематика и методика собраний должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности, заинтересованности родителей, цели и задания воспитания, которые стоят перед школой.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, собрания – консультации, итоговые и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщатель­ной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к до­машнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглаше­ния родителей на собрание.

Методика проведения:

  • Собрание проводится 2-3 раза в полугодие в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей;

  • Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Большое значение имеет оформление помещения;

  • К собраниям готовится выставка работ учащихся;

  • На парту перед каждым родителем надо положить тетради ребенка;

  • Организуя выступление учащихся на собрании, учитель должен быть внимателен к подбору кандидатуры;

  • Продолжительность собрания – 1 – 1,5 часа;

  • При подготовке необходимо тщательно провести анализ успехов в обучении и поведении каждого учащегося;

  • Вторая часть собрания – обычно сообщение учителя о состоянии учебно- воспитательной работы в классе.

Желательно, чтобы первые родительские собрания в учебном году классный руководитель посвятил проблеме «бумеранга» во взаимоотношениях детей и родителей. Чтобы дать родителям понять, какая долгосрочная миссия на них возложена, необходимо донести до их восприятия нижеприведенные правила благо­получных родителей.

  1. Чем больше времени родители будут проводить со своим ребенком в его детстве и юношестве, тем больше они будут иметь шансов в преклонном возрасте видеть взрослых детей в семейном жилище.

  2. Чем раньше родители научатся терпеливости и терпимости к ребенку, тем больше у них впоследствии шансов почувствовать относительно себя те же терпеливость и терпимость.

  3. Хамство и грубость в детстве одних практически всегда оборачиваются неуютной и обиженной старостью других.

  4. Чем чаще родители допускают своих детей к решению важных вопросов семьи, тем больше шансов у них принимать участие в жизни своих взрослых детей.

  5. Супруги, которые хотят иметь детей, должны спросить себя не только о том, какого ребенка они хотят воспитать, но и о том, какой они представля­ют свою старость.

Первые родительские собрания, как правило, являются организационными и проводятся в конце августа — в начале сентября.

Следующие несколько являются тематическими собраниями: потребности родителей, классного руководителя, школы, актуальность обсуждаемых тем.

Последние собрания года являются итоговыми и проводятся в конце учебного года в мае.

На протяжении учебного года классному руководителю нужно провести четыре обязательных родительских собрания. К сожалению, практика свидетельствует о том, что собраний на одно или два бывает больше: все зависит от конкретных проблем, которые требуют дополнительных собраний.

Важно предварительно сообщить родителям о сроках проведения родительских собраний, уже во время первой встречи ознакомить их с расписанием общих мероприятий на учебный год. Такая предусмотрительность педагогов очень дисциплинирует родителей и дает понять, что школа интересуется проблемами семьи и уделяет сотрудничеству с ней большое внимание.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическим или итоговым.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты семестра, проведенных мероприятий, праздников и походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания

обычно имеют просветительский характер и направлены на расширение

знаний родителей в сфере воспитания детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, целью которых является подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. Во время таких собраний родители имеют возможность оценить достижение всех учащихся, собственного ребенка, сравнить прежние достижения с новейшими. В зависимости от темы и цели, итоговые родительские собрания можно проводить в любой форме: это могут быть торжественные праздники, костры, походы, собрания. Итоговые родительские собрания могут заканчиваться по-разному. Традиционными становятся фотографии на память всех родителей, награждения родителей-активистов и помощников классного руководителя и школы, создания классной книги почета, к которой ежегодно торжественно записываются фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы нудной и неинтересной.

Какими бы ни были по содержанию родительские собрания, они все равно требуют тщательной подготовки: их эффективность пропорциональна тщательности планирования, продуманности сценария, который педагог разрабатывает или самостоятельно, или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

Среди таких функций следует указать:

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.) ;

  2. Психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

  3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

(внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

  1. Совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Родительские собрания должны отвечать таким педагогическим требованиям:

  • способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, воспита­нию социально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;

  • проводиться систематически, обеспечивать предстоящее в решении воспитательных заданий;

  • способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на воспитанников;

  • способствовать повышению авторитета учителей, школы и родителей;

  • показывать родителям успехи их детей в учебе и воспитании как результат деятельности учителей-воспитателей.

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка. Разумной является подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает. При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Меняется в лучшую сторону настроение родителей, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

Классному руководителю следует продумать свой внешний вид, который будет характеризовать его как уверенного в себе делового партнера с хорошим вкусом. Современное общество требует от учителя корректного делового, но не «сухого» стиля одежды. Особое внимание нужно уделить таким деталям, как обувь, аксессуары. Но учителю нельзя «перегружать» себя украшениями.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализаций, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя.

На современном этапе психолого-педагогическое образование родителей должно иметь ярко выраженный опережающий характер. Например, с родителями старшеклассников необходимо обсуждать не только учебные вопросы, но и взрослые проблемы: служба в армии, ранние и гражданские браки, терпимость к другим, национальные взаимоотношения, религиозные аспекты и т. п. Это и многое другое следует обсудить с родителями предварительно, чтобы подготовить их к будущим трудностям.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей организовано плохо, классному руководителю нечего и надеяться на плодотворное взаимодействие с родителями и на аншлаги на родительских собраниях.

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей

интересовало их самих, классному руководителю нужно не только предлагать темы для обсуждения на собраниях, но и учитывать предложения и пожелания родителей во время избрания тем для этих собраний.

Приглашая специалистов для сотрудничества, классному руководителю необходимо помнить, что от компетентности, эрудиции и коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к нему.

Видеоматериалы, слайды, статистические материалы разнообразят процесс просвещения родителей по вопросам педагогики и психологии,

предоставят ему наглядность, убедительность и достоверность.

Уместным будет любой аспект психолого-педагогичного просвещения родителей завершать разнообразными рекомендациями и консультациями по актуальным вопросам, нельзя оставлять вне поля зрения ни одного вопроса. Такое просвещение предоставит родителям возможность увидеть себя и других во время обсуждения проблемы, сравнить средства ее решения, сделать соответствующие выводы.

Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям

и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных

выставках, фильмах и т. д.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Cодержание для собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями – предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.

Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут провести собрание – педагогами – предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием

собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав школы, Правила учащихся).

Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором

происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Для классного руководителя очень важным является мнение родителей о проведенных собраниях. Уместно вводить в сценарий родительских собраний элементы рефлек­сии (устный или письменный анализ родителями результатов собраний, коллажа или стенгазеты), потому что тщательным образом подготовленные, содержательные, нестандартные по фор­ме и актуальные по значению родительские собрания действительно могут перевернуть сознание пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Правда, существуют еще два условия эффективности родительских собраний: потребность в них взрослых и авторитет педагога в глазах родителей.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

После проведения родительских собраний учителю уместно сделать самоанализ по следующим критериям:

  1. Какие задачи решались на собрании, достигнуты ли цели, была ли обеспечена взаимосвязь между образовательной, воспитательной и развивающей целями.

  2. Оказалась ли выбранная структура и форма проведения собрания эффективной? Почему?

  3. На каких этапах был сделан акцент собрания? Придерживался ли учитель плана проведения собрания? Если не придерживался, то почему?

  4. Удалось ли учителю внедрить в практику педагогику сотрудничества с родителями?

  5. Как использовался учебный кабинет и материалы, подобранные к родительскому собранию? Дали ли они позитивный эффект? Если нет

— то почему?

  1. За счет чего на собрании поддерживалась позитивная психологическая атмосфера? Удалось ли учителю обнаружить помощников и своих сторонников среди родителей? Если нет, то почему?

  2. Рационально ли было использовано время на родительском собрании? Не отвлекали ли учителя в ту или другую сторону родители отдельных учащихся?

  3. Какие дополнительные «ходы» были использованы учителем во время собрания?

  4. Возникла ли необходимость в помощи администрации? По каким причинам?

  5. Удалось ли учителю реализовать все поставленные задачи? Если нет

— то почему? Когда вы планируете выполнить нереализованные

задачи?

Классному руководителю следует взять себе за правило проводить такой анализ после каждого родительского собрания, заносить его в свой рабочий дневник, это поможет ему избежать ошибок при проведении следующих собраний.

Во время между собраниями классному руководителю можно записывать свои впечатления от индивидуальной работы с учащимися и их родителями для использования на следующих собраниях. Отмечать позитивную динамику в учебе, поведении, общении и др.

Советы психологов классному руководителю:

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

  • Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.

  • Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

  • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

  • Давать негативную оценку всему классу.

  • Переоценивать значение отдельных предметов.

  • Избирать для общения назидательный тон.

Родители отдают ребенка в школу с надеждой, что он попадет в руки умного, чуткого, гуманного учителя, который обеспечит его воспитание. Но этого мало. Лишь во время совместной согласованной деятельности учителей и родителей можно говорить об успехе воспитательной работы.

Поскольку подавляющее большинство родителей не имеют надлежащей психолого-педагогической подготовки, классный руководитель должен выступать, с одной стороны, соединительным звеном между школой и семьей, а с другой — организатором роста педагогической культуры родителей.

Успехи учителей, классных руководителей в работе с родителями во

многом зависят от умения организовывать и проводить родительские собрания, придавая им педагогическую целесообразность.

В организации и проведении классных родительских собраний необходимо решительно избегать существенных ошибок, которые еще, к сожалению, имеют место в прак­тической деятельности части классных руководителей. В частности, идет речь о таких недостатках: приглашение родителей на собрания через обязательные записи в ученичес­ких дневниках; назначение собраний на неудобное для родителей время; превращение собраний на своеобразный «суд» над отдельными родителями; избыточное внимание на собраниях к негативным сторонам поведения отдельных учащихся; отсутствие системы педагогического просвещения родителей.

Многие учителя, особенно начинающие, могут чувствовать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью принимать участие в родительских собраниях, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Родители — взрослые люди, которые имеют свои взгляды, устоявшиеся стереотипы, например, такие, как: «я и так все знаю» — отрицание возможности приобретения нового опыта; «чему Вы можете меня научить, я старше вас» — демонс­трация преимущества возраста; «Вы учитель - Вы и занимайтесь ребенком» — повинность и др.

Родители и учителя должны стать партнерами, активными соучасника­ми большого творческого процесса воспитания учащихся, который позволит реализовать воспитательную цель общеобразовательного заведения.

Большое значение во время работы с родителями учащихся имеют продуманность и организованность системы сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания могут вызывать у родителей разве что недоверие и тревогу.

От родителей очень часто можно услышать: «В начальной школе учитель зани­мался нашим классом, а нынешнему классному руководителю до наших детей нет никакого дела». Да, в начальной школе классный руководитель уделяет учащимся больше внимания, ведь именно он создает как коллектив класса, так и колек­тив родителей, которые в дальнейшем будут помогать новому классному руководителю сохранить и преумножить заложенные в начальной школе традиции коллектива.

Родителям учащихся любого возраста необходимо помогать становиться хорошими родителями. Нельзя недооценивать роль классного руководителя в этом процессе. Таким образом, главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей становится просветительство родителей по вопросам психологии и педагогики.

Конечно, классному руководителю не осилить эту проблему самому. К психолого-педагогическому просвещению родителей следует привлекать специалистов разных отраслей: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организа­ций, социальных педагогов, учителей-предметников.

Известно, что даже для тех учителей, которые работают в школе много лет, прекрасно владеют методикой преподавания предмета, могут устанавливать тесный контакт с учащимися, дружеские отношения с коллективом, серьезной проблемой могут стать родительские собрания. А для молодых малоопытных учителей это вообще может стать причиной отказа от классного руководства.

Для того, чтобы успешно справиться с данной задачей, нужно тщательно готовиться к собраниям, уделять их подготовке не меньше внимания, чем подготовке урока.

Выводы.

К сожалению сейчас не стоит удивляться тому, что посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается. Следует искать причину, почему родителям неинтересно находиться на собраниях. Я побеседовала с родителями, дети которых учатся в разных классах, и выяснила несколько причин их нежелания посещать собрания. Одной из основных является неинтересная и однообразная форма проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о материально-технических вопросах, собирая деньги с родителей. Деньги собираются на покупку учебных тетрадей, ремонт класса, покупку оборудования в учебный кабинет и т.д.

Еще одна ситуация, когда на родительском собрании в классе присутствует 5-6 родителей с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают ходить на родительские собрания.

Поэтому я считаю, что важным в проведении родительского собрания является позитивное психологическое настроение, установка на успех. Нужно рассматривать родительские собрания как тот же урок, где учащимися являются не дети, а их родители, которые пришли за информацией об их детях, особенностями их возрастного развития, за помощью.

Я обязательно составляю план проведения собрания, иногда пишу развернутый план-конспект. Это придает мне уверенности в своих силах, дает возможность четко выразить все мои мысли, предварительно продумать акценты собрания, ответить на все вопросы. Формулирую свои мысли, коротко, логично, проявляю доброжелательность, тактичность, деликатность.

Приветствуя родителей, демонстрирую им свою радость от их присутствия на собрании, искренне благодарю их за их приход в школу. Веду беседу так, как будто в классе находятся только единомышленники, которые помогут решить все проблемы. Никогда не начинаю с негативной информации. Сначала нахожу хорошие слова о классе в целом и о каждом учащемся отдельно. Такое вступление помогает мне установить контакт с родителями, настроить их на сотрудничество. Обращаясь к родителям, называю их по имени и отчеству. Для вновь назначенных классных руководителей могу порекомендовать посадить родителей на те места, на которых сидят их дети, а перед собой положить план-расположение родителей на родительских собраниях с их фамилиями, именами и отчествами.

Классным руководителям, в особенности молодым, можно дать такие советы:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

  5. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказывать свое мнение и точку зрения в ходе родительского собрания, а не после него.

  6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.

  7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку (новые кружки и секции в школе, клубы; детские общественные объединения и организации, службы S0S и т. д.)

  8. Строго контролируйте присутствие родителей на родительском собрании, выясняйте причины пропуска родительских собраний.

  9. Если вы заранее оповещены о причине отсутствия некоторых родителей на собрании, сразу определите с ними сроки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.

  10. Готовясь к родительскому собранию, составляйте его программу

и готовьте перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для обсуждения более важных тем. Текущими вопросами родительского собрания могут быть:

  • внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно- гигиенических норм;

  • вопросы питания учащихся;

  • вопросы оказания материальной помощи учащимся класса;

  • вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;

  • вопросы посещения учащимися занятий и секций на платной и бесплатной основе;

  • вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без них;

  • ведение учащимися тетрадей и дневников;

  • состояние школьных учебников;

  • вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.

  1. Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания!





Список использованной литературы:

  1. Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания. 5-7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. – Волгоград: Учитель, 2007.;

  2. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты/ авт.-сост. М. К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009.;

  3. Справочник заместителя директора по воспитательной работе/ сост. Л. В. Голубева, Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2006.;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!