СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в старшей группе»


Родительское собрание в старшей группе

Провела: учитель-логопед Ракитина С.В.

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе

РЕШЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ

Здравствуйте, уважаемые родители! Я – учитель-логопед логопедического пункта. Расскажу Вам о своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими логопункт.

Работа с детьми проводится по следующим направлениям:

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка) с элементами самомассажа лица и шеи ( самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком, его цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса данных мышц)

- формирование правильного звукопроизношения;

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития.

Залогом успеха коррекционной работы являются:

  • четкое выполнение рекомендаций логопеда;

  • выполнение домашних заданий в тетради

  • регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);

  • контроль за речью ребенка



Сейчас немного расскажу о занятиях. Занятия я провожу подгрупповые ( по три-четыре ребёнка) и индивидуальные ( по одному- два ребёнка).

Подгрупповые занятия делятся на:

- занятия по формированию лексико-грамматического строя;

- занятия по формированию связной речи;

- занятия по подготовке к обучению грамоте;

- занятия по подготовке руки к письму.



На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.

Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема.

Используя простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка правильно дышать. Для его формирования используются разные упражнения. Вот некоторые игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания (далее идёт показ некоторых упражнений совместно с детьми и родителями):

- «Кучер останавливает лошадку» (Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: тпррррррр);

- «Футбол» (Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»)

- «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

- «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.



- «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

- «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

- «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек, а также мягкого неба и нижней челюсти. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков. Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. И предшествует этому артикуляционная гимнастика. А сейчас, уважаемые родители, давайте выполним вместе с детьми артикуляционные упражнения. (Показ карточек с разными видами артикуляционной гимнастики в стишках и их выполнение).

  1. Улыбка.

Утром встану, улыбнусь,

Радостью своей делюсь:

Как прекрасно в мире жить,

Улыбаться и дружить.

  1. Заборчик.

Ровный беленький забор

Нам построил дед Егор.

Все дощечки в ряд стоят,

Словно боевой отряд.

  1. Хоботок.

Хобот тянет к небу слон,

Я могу почти как он:

Губы вытяну вперёд –

Слон от счастья запоёт.

  1. Окошко.

Я окошко распахну

И открытым подержу.

Пусть проветрятся немножко

Шкаф, ковёр, диван и кошка.

  1. Часики.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

Стрелка стрелку догоняет,

Наше время отмеряет.

  1. Качели.

На качели я сажусь,

Вверх и вниз легко несусь.

  1. Иголочка.

Очень острая иголка,

Раз – и уколола колко.

  1. Блинчик.

Сковородку я возьму,

Блин румяный испеку.

Мягкий, круглый и душистый –

Съем его я очень быстро.

  1. Чистим зубки.

Чистить зубы каждый день

Мне почти совсем не лень.

Щётку пастой заряжаю,

Прямо к зубкам отправляю.



  1. Варенье.

Очень вкусное варенье

Дали мне на День рожденья.

Банку целую я съел,

Но наесться не успел.



  1. Маляр.

В дом маляр к нам приходил,

Потолки все побелил.

Язычок я поднимаю,

Словно кисточкой, махаю.

  1. Хомяк.

Как надую щёчки я –

Превращаюсь в хомяка.

Вкусной пищи полон рот,

Хватит мне на целый год!

  1. Орешки.

- Белка, Белка, ты куда?

- У меня сейчас дела –

Надо шишки запасать

И орешки собирать.

  1. Мышка (покусать широкий кончик языка)

- Где же хвостик? Вот беда!

Убегает он всегда!

- Мышка, хвостик догоняй,

И держи, не выпускай!

  1. Месим тесто.

Пя-пя-пя – я тесто мну,

Пя-пя-пя – пирог пеку.

Угощу своих друзей,

Приходите поскорей!

  1. Чашечка.

Чашечка широкая,

Чашечка глубокая.

В чашку чаю наливаю,

Маму с папой угощаю.

  1. Лошадка.

Звонко цокают подковы,

Пыль стоит столбом.

На лошадке скачет Вова,

Рады все кругом!

  1. Грибок.

Широкая шляпка

И крепкая ножка.

Хороший грибок

Положу я в лукошко.

  1. Гармошка.

Я играю на гармошке

У прохожих на виду,

Язычок прилип мой к нёбу,

Отлепить я не могу.



Следующее направление коррекционной работы – это Развитие мелкой моторики. Польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику. Уважаемые родители, давайте вместе с детьми выполним гимнастику на развитие моторики рук. Повторяйте движения за мной.

  «КРОЛИК»

Маленький кролик                            (Кисти прижать к голове, как ушки.)

С большими ушами,
Розовым носом,                                                     (Дотронуться до носа.)
Смешными усами.                 (Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе                                                         (Роем ноку.)
Сильными лапками

В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе                                             ("Чистим шёрстку".)

Или спит.                                                                (Руки кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.                                   (Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волков, (Подставляем ладошку к правому уху, а затем к левому уху)
Прячется в норку свою от врагов.                    (Закрыть лицо ладонями.) 



Все, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Я, со своей стороны, приложу максимум усилий для того, чтобы помочь Вашим детям преодолеть речевые нарушения. Но вы не думайте, пожалуйста, что этой работы достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома.

Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего ребёнка: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте, пожалуйста, каждый четверг или пятницу приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.

В конце нашего родительского собрания хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Спасибо за внимание! Успехов в воспитании и преодолении речевых нарушений детей!







Используемая литература:

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.

  2. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Автореф. Дис. СПб.

  3. Железнова Е.С. Пальчиковые игры для детей.

  4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002.

  5. Развивающий портал ООО «Мерсибо», артикуляционная гимнастика в картинках и стишках.