СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители и педагоги- две важнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Идеалом, к которому стремится семья, школа, всё наше общество является всесторонний человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"»

Родительское собрание «Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка»

Цель: выявление и поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах личности ребёнка.

Ход собрания:

Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка — важный процесс, который необходим для полноценного развития личности. Семья с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребёнка, под руководством родителей дети приобретают первый жизненный опыт, умения и навыки.

В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на гувернантку и школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Главные из них:

Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.

Оказание воспитательной помощи семье.

Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.

Некоторые задачи взаимодействия школы и семьи:

единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребёнка;

оказание воспитательной помощи семье;

совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.

Некоторые формы взаимодействия школы и семьи:

Родительские собрания. Собрания должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

Индивидуальные формы работы. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, возможных проблемах, о характере работы каждого члена семьи.

Консультации для родителей учеников. Родители часто обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем.

Школьные традиции. Например, общешкольные и классные ключевые дела, соуправление школой, информационная среда школы (стенды, уголки для родителей).

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Он несёт ответственность за воспитание личности обучающегося в соответствии с требованиями общества.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Родительское собрание №2

Тема: Режим дня младшего школьника

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей по вопросу режим дня обучающихся, ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

Задачи: 1. Познакомить родителей с основными компонентами режима дня, обратить внимание на здоровье детей и школьные нагрузки.

2.Проанализировать результаты анкеты “ Режим дня первоклассника”, сопоставить их с результатами анализа медицинских карт школьников.

3.Разработать рекомендации для родителей школьников“Как правильно составить режим дня”.

Форма проведения: семинар-практикум .



Вопросы для обсуждения:



1. Здоровье ребенка и школьные нагрузки;



2. особенности рационально организованного режима дня;



3. приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.



Участники: родители, дети, классный руководитель, психолог.



Оборудование, оформление: мультимедийное оборудование, презентация по режиму дня, памятки-рекомендации, выставка литературы по проблеме собрания.



Подготовительный этап:



1. Приглашение для родителей:



Подготовительная работа.



I. Проведение микроисследования (анкетирование родителей учащихся “ Режим дня ребёнка”).



II. Консультации с медицинским работником школы, анализ медицинских карт.



III. Изучение классным руководителем научно-методической литературы по теме “Режим дня школьников”.



IV. Выработка представлений о сценарии, участии родителей и учителей, решение родительского собрания, о способах активизации участия родителей в обсуждении данного вопроса.



Предлагаются вопросы для обсуждения:

1. Здоровье ребенка и школьные нагрузки;

2. Особенности рационально организованного режима дня;

3. Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Перед Вами выступят и ответят на любые интересующие Вас вопросы по теме родительского собрания классный руководитель, педагог-психолог.

Можно поделиться своим опытом: как вы приучаете своего ребенка соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни.

2. Классный руководитель, педагог - психолог проводят анкетирование родителей по проблеме собрания.

Анкета об учащихся.

Анкета №1

Вопросы анкеты “ Режим дня”

1. Выполняете ли ваш ребёнок утром физическую зарядку?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

2. Завтракаете ли он утром?

а) всегда; б) иногда; в) никогда;

3. В какое время он обычно учит уроки?

а) сразу, как приходит из школы;

б) отдыхает и только потом начинает делать уроки;

в) обедает и садится за уроки.

4. Сколько времени ваш ребёнок затрачивает на приготовление домашних заданий?

а) до 1 часа; б) 1 - 2 часа; в) 2 -3 часа; г) 3 -4 часа

5. Делаете ли он перерывы при выполнении домашнего задания?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

6. Ребёнок ложится спать

а) в 21-22.00; б) в 22-23.00; в) после 23.00.

7.Как часто он просыпается не выспавшись?

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

8. Сколько часов в день ребёнок смотрите телевизор?

а) 1 - 2 часа; б) 3- 4 часа; в) все свободное время.

9. Как обычно он проводит воскресный день?

а) смотрит телевизор, играет в компьютерные игры;

б) слоняется по дому;

в) гуляет, занимается спортом;

г) другое (укажите что именно).

10.Как часто вы стараетесь спланировать его день:

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

Анкета для родителей.

1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?

2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?



3.Заседание родительского комитета по теме “ Подготовка к родительскому собранию “Режим дня в жизни ученика начальных классов”.

Решение: подготовить выступление перед родителями по темам: “Сон”, “Правильное питание”, “Физическое развитие”, обмен опытом по соблюдению режима дня; обратиться за консультацией к врачу-педиатру.

Ход собрания:

Беседа “Здоровье ребенка и режим дня”.

а ) Выступление учителя.

Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда. По данным Всемирной организации здравоохранения, десять человек на каждую тысячу новорожденных, уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней, наших детей подстерегают травмы, простуды, вирусы, инфекции. Поэтому лишь ничтожное количество школьников может похвастаться тем, что ни разу не обращались к специалистам за оказанием медицинской помощи.

В школе на внеклассных занятиях и уроках по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности изучаются режим дня и личная гигиена школьников.

Школа, ребенок, семья - звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.

Здоровье ребенка во многом зависит от выполнения режима дня. Обратите внимание на основные компоненты режима дня.

Режим дня предохраняет от утомления. Допустимо ли утомляться? Да, и не нужно добиваться, чтобы у ребенка вообще не возникало утомления - наши усилия должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком рано, чтобы оно не было слишком глубоким, чтобы более эффективным был отдых.

Если отдых недостаточен, то утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению. А это - плохой сон, аппетит, головные боли, безразличие, снижение внимания, памяти, умственной и мышечной работоспособности, падение сопротивляемости болезням. Утомление снимается хорошим продолжительным сном, отдыхом на свежем воздухе, движением, питанием.

У учеников начальных специальных (коррекционных) классов работоспособность ниже, чем у сверстников обычных общеобразовательных школ, наблюдается плохая сопротивляемость утомлению. Однако из года в год работоспособность и сопротивляемость утомлению повышается: умственная работоспособность у мальчиков 8-10 лет одинаковая, а мышечная у девочек ниже, они и менее выносливы. Влияет на работоспособность и здоровье детей. Например, зрение. Для таких детей нужен щадящий режим. Работоспособность младших школьников колеблется в течение суток, недель, года. В течение суток высокий подъем работоспособности наблюдается с 8 до 11 часов утра, с 16 до 17 часов - второй подъем. Во вторник и среду – работоспособность наиболее высокая. В пятницу она падает. Умственная работоспособность наиболее высока с октября по январь. С января по март – снижается. Потом опять нарастает до июня.

Определенную роль играют гигиенические условия работы. Помещение должно быть достаточно освещено. Стол должен стоять у окна, а свет падать слева. На окнах не должно быть сплошных занавесок и высоких цветов. Чистые стекла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворные микробы. Осенью и зимой нужно использовать настольную лампу с абажуром. Температура помещения -не ниже18-20?.помещение должно проветриваться.

б) Выступление членов родительского комитета.

Правильное питание.

На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших - питание. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные ученые выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания.

По данным эндоэкологического центра содержание витаминов в организме школьников нормальное - у 10-12% детей; дефицит одного витамина- у каждого третьего; дефицит трех витаминов - у каждого десятого ребенка. Поэтому рекомендуется использование детьми в профилактических дозах витаминно-микроэлементных комплексов, особенно в зимне - весеннее время.

Чтобы устранить нарушения режима питания ( 50% ребят не соблюдают его), взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. При этом распределение суточного рациона должно распределяться следующим образом: завтрак 20%, второй завтрак15%, обед 30-35%, полдник 15%, ужин 20% суточного рациона. Основные правила питания: разнообразие, умеренность, своевременность.

Следует ли, заставлять ребенка есть через силу или отказывать ему в приеме пищи перед сном? Заставлять нельзя. Оценивая свое желание поесть, ребенок прислушивается к потребностям своего организма.

Обязательно ли детям в возрасте 6-10 лет есть первые блюда? Да. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного выделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того следует приучать ребенка есть не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора и т.д.) Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от приема пищи и оставаться здоровыми.

Физическое развитие.

Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка- одна из основных причин нарушения осанки. К основным факторам, вызывающим эти нарушения относятся : недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки( опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или на очень мягкой кровати, сворачиваться “калачиком” и т.д.)

У ребенка, стоящего в непринужденной позе, замеряют следующие расстояния: от 7 шейного позвонка ( наиболее выступающего) до нижнего угла левой лопатки, расстояние А; до нижнего угла правой лопатки, расстояние В. при нормальной осанке расстояния А и В равны, различие в длине расстояний указывает на наличие скалиотической осанки.

Чтобы дать школьнику ясное представление о правильной осанке, следует применить такой прием: ребенку развертывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и затылком. Неоднократное повторение этого приема позволяет школьнику запомнить мышечное ощущение правильной осанки и в дальнейшем без особого труда сохранять ее.

Неправильная посадка учеников в школе, во время подготовки домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы ребенок в течение недели смотрел не более 2-3 телепередач. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны ежедневно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.

Сложно приобщить малыша к выполнению режима дня, но часто истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому, прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными и организованными, а уже потом требовать этого от своих детей.

Помочь младшим школьникам в соблюдении режима дня может игра, в процессе которой любые навыки приобретаются легче. Кроме того, на протяжении первых 2-3 месяцев родителям необходимо выполнять основные режимные моменты вместе с ребенком. Не следует наказывать детей за забывчивость, а наоборот хвалить их за каждую попытку придерживаться режима дня.

Эффективен в таких случаях “ прием руководителя”, когда ребенок напоминает родителям о выполнении режима дня (“А теперь идем чистить зубы!”, “Мама, пора заправлять кровати!” и т.д.)

Ситуация успеха порождает психологические условия принятия деятельности, стимулирует желание неоднократно пережить чувство удовлетворения собственными делами.

Сон.

Младший школьник много времени проводит в школе, посещает разные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный отдых-сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, в 8-10 лет - 10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный сон является одним из важнейших условий умственной работоспособности. Правильная организация умственного труда ( очередность и время приготовления домашних заданий, физкультурные паузы, правильная посадка и освещение и др.) предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий. При частом проявлении симптомов переутомления, таких как головная боль, головокружения, быстро наступающая слабость, покраснение глаз и ушных раковин, рассеянность, раздражительность, плаксивость и т.д., ребенка следует обязательно показать врачу, т.к. эти признаки могут предшествовать развитию нервно-психических заболеваний.

III. Подведение итогов по анкетированию учащихся. Результаты.

Уважаемые родители, у нас в школе есть педагог-психолог Юлия Александровна Колышева. Вместе с ней провели анкетирование по режиму дня наших учащихся. Ответы на вопросы анкеты позволят оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон, учеба дома, питание, свободное время. Результаты анкеты будут проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами , медицинскими картами школьников.



Выводы

1. Школьники имеют представление о режиме дня.

2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.

3. Для 33,3% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.

4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.

5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у 22,2% учащихся.

6.Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у 44,4% учащихся превышены гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий, только 55,6% учащихся делают перерывы.

7. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, секции. Учащиеся занимаются не более чем в двух кружках (секциях).

8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми.

9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

Предлагаю высказаться желающим, поделиться опытом, рассказать, как приучают своего ребенка соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни.

Читаем, обсуждает с родителями и раздает им памятки с практическими советами.

IV.Советы родителям.

1.Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, т.к. одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.

2. Поощрять попытки ребенка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.

3. Правильно организовывать режим для школьника: обеспечивать достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5 разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.

4. Проверить правильность осанки детей. При получении настораживающих результатов проанализировать возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постараться устранить их. В случае необходимости обратиться к врачу.



5. Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое он делал с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь.

6. Обращать больше внимания на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности.

V. Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий.

1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

3. И.п. – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. повторить 4-5 раз.

4. И.п. – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.

5. И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох). Проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

6. “Рисование картины”. Найти в комнате какой-нибудь предмет и “нарисовать” его глазами: обвести взглядом по контуру с внутренней и с внешней стороны.

Оздоровительные минутки.

1. После письменных заданий – сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.

2. Для снятия напряжения:

“Моем руки”- энергичное потирание ладошкой о ладошку.

“Моем окна”- попеременное, активное протирание воображаемого окна.

“Ловим бабочку”- воображаемая бабочка летает по комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

3. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.



4. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.

5. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

VI. Примерный режим дня ученика младших классов.

Подъем 7.00

Зарядка, умывание, уборка постели. 7.00-7.30

Завтрак. 7.30-7.50

Дорога в школу. 7.50-8.10

Занятия в школе, прогулка на свежем воздухе. 8.30-14.00

Обед, отдых, помощь по дому. 14.00-15.00

Приготовление уроков. 15.00-17.00

Свободное время. 17.00-19.00

Ужин. 19.00-19.30

Свободное время. 19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну. 20.30-21.00

VII. Работа родителей в группах.

а) Родители, разбившись на две группы, разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны пользоваться при выполнении ребенком режима дня.

Б) Беседа по результатам работы групп родителей: составляются общие запретительные законы.

Нельзя:

будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

ругать ребенка перед сном;

не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

не прощать ошибки и неудачи ребенка.

У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлены биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.

VIII. Итог родительского собрания.

а) Заключительная часть. Решение собрания.

Классному руководителю подготовить и провести классный час по теме “Режим дня учащихся 1 класса.”.

Родителям и классному руководителю в течение года заботиться о здоровье учащихся, следить за выполнением ими режима дня.

Родительскому комитету спланировать мероприятия по рациональной организации свободного времени учащихся в дни дополнительных и весенних каникул.

б) Обзор книг о здоровье детей.

в) Индивидуальные беседы с родителями.