Жестокие взрослые – жестокие дети.
Цель: Профилактика жестокого обращения с детьми в семьях, выявление причин жестокого поведения родителей и корректирование поведения в отношениях с ребёнком.
Задачи:
1. Информировать родителей о том, что такое жестокое обращение с детьми.
2. Познакомить родителей с видами жестокого обращения с детьми и их последствиями;
3. Обратить внимание родителей, что является причинами жестокого обращения.
4. Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье
Форма проведения:
Оборудование и материалы: презентация, мячик, видеоролик, ватман, маркеры, сердечки, буклеты, анкеты.
Ход родительского собрания:
Вводная часть:
Добрый вечер, дорогие наши родители. Я рада приветствовать Вас! Позвольте начать нашу встречу с известной восточной притчи «Все оставляет свой след».
«Жил был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю. Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: « Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что – нибудь злое, у него остается какой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Итак, казалось бы, что причинить вред, боль и ущерб здоровью своему или чужому ребенку невозможно, но часто это происходит неосознанно со стороны взрослых.
Основная часть:
Когда начинают говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка.
Выработка понятия «Жестокое обращение»:
Упражнение «Ассоциации» : Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием «жестокое обращение», в результате чего образуется кластер (пучок).

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Жестокое обращение не сводится, скажем, к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
• Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• Эмоциональное (психологическое) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Физическое насилие:
Чаще всего это происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Сексуальное насилие:
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого возраста.
Сексуальное насилие в семье (инцест) – это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или плохое обращение.
Эмоциональное (психологическое) насилие:
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
- лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
- преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
- вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
- не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
- публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
- обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость):
Отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Последствия жестокого обращения:
Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие, пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия,возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации.
Родители, жестоко обращающиеся с детьми, неправильно воспринимают обычные детские поступки, т.к. не имеют должного представления о своей роли и о том, какое поведение характерно для ребенка на данном уровне развития.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Причины жестокого обращения:
Социально – экономические факторы риска насилия в семье.
Структура семьи и модель общения в ней.
Личность родителей (их психическое и эмоциональное здоровье).
Невежество
Личность ребенка.
Опыт насилия в детстве
Неразвитость родительских навыков и чувств.
Алкогольное, наркотическое опьянение.
Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми
но не способны себя остановить. В основе большинства случаев жестокого обращения с детьми лежит порочный круг насилия, который перетекает от одного поколения к другому. Приблизительно одна треть всех тех родителей, кто подвергался жестокому обращению в детстве, плохо обращается со своими собственными детьми.
Еще одна треть родителей обычно не проявляют жестокости к своим детям.
Однако они могут так поступать, находясь в состоянии стресса. Такие родители просто никогда не учились тому, как любить детей, общаться с ними и воспитывать их.
Мы всегда переносим опыт своего детства на общение с собственным ребенком.
Стереотипы агрессивного поведения прервать без посторонней помощи очень сложно. Но все-таки что-то важное для себя можно сделать:
1.Заботиться о себе. Режим дня, правильное питание, здоровый образ жизни, хоть какое-то хобби, спорт… Если у нас не будет сил на себя, где нам их взять на ребенка?
2.Попытаться осознать, что больше всего в ребенке вас раздражает, в какие моменты это происходит, что является «пусковым механизмом» агрессии? Когда мы осознаем, что является раздражителем, нам легче будет контролировать свои эмоции.
3.Говорить себе «стоп»: как только чувствуете, что начинаете заводиться, сделайте глубокий вдох и попробуйте переформулировать то, что вы хотели сказать, – более мягко, бережно, доступно для ребенка. Это, безусловно, намного легче сказать, чем сделать. Каждый раз, когда вам удалось выразить свое недовольство более приемлемым способом, отмечайте это и хвалите себя.
4.Налаживать отношения с ребенком. Ищите занятия, где вам и ребенку будет хорошо и интересно вместе. Это может быть совместная прогулка, просмотр интересной передачи, поход на каток, занятие творчеством.
Анонимное анкетирование «Какие наказания вы применяете к своему ребенку?».
Упражнение « Карусель проблем» (решение проблемных ситуаций): родителям предлагается проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Психолог предлагает ситуации:
1) Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
2) Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Упражнение «Продолжи фразу»:
Продолжите фразу…
1. «Наказание ребёнка взрослым происходит, потому, что… »
2. «Как вы наказываете Вашего ребёнка… »
3. «Кто, по-вашему, более ответственен за воспитание ребёнка – родители или образовательное учреждение?»
Упражнение «Сердечки»
Коллективное творческое дело. Родителям предлагается на бумажных сердечках написать заповеди мудрого родителя «Как побороть свой гнев и избежать жестокого обращения в семье». Затем на общем ватмане предлагаются и записываются варианты.
Заключительная часть:
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча! Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого. Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию. И помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.
Буклет для родителей «О профилактике жестокого обращения».
И в заключении я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, после которого я думаю, каждый сам сделает свой выбор.
Приложение №1
Анкета
«Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»
1. Какое из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным для психики ребёнка?
Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
Сексуальное насилие
Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
Пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
Иное________________________________________________________________
2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка?_______________
_______________________________________________________________________
3. Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет)
подчеркните.
4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________
5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________
6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического
наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.
7. Если наказывать, то как?__________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Как обойтись без унижающих наказаний?____________________________________
________________________________________________________________________
9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над
детьми?_________________________________________________________________