Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам; научить сопоставлять родительный и винительный падежи; познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога; развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность; развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость; воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу; формировать добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека.
Организационный момент. (Проверка рабочего места)
- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.
Чистописание.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.
Двадц..ть д…вятое н..ября
Кла…ная р…бота
- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".
Объясните смысл пословицы.
- Что сейчас является вашим трудом?
- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока?
( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие)
- Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв Вв.
( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Вв )
- Дайте характеристику этой букве. ( Буква В, звук [ В ], согл., звонк., ………..)
III. Словарная работа.
- Теперь переходим к работе со словарными словами.
(На доске записаны слова хлебороб, инженер, шофёр).
Повторение изученного
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
- Что еще общего в словарных словах? (Все слова существительные, 2 склонения)- Что называется именем существительным?
- Какие слова относятся ко 2 склонению?
- Как изменяются имена существительные? (существительные изменяются по падежам)
- Назовите падежи.
- Давайте просклоняем по падежам (И.п., Р.п., В.п.) некоторые слова. (упр.201)
-Определите склонение этих существительных.
-Что вы заметили в падежных окончаниях данных слов Р.п и В.п.?
(Совпадают окончания винительного и родительного падежей у одушевленных существительных во 2-ом склонении, падежный вопрос кого?)
Сообщение темы и целей урока
- Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить винительный и родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)
VI. Изучение нового материала.
- На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?
- Какие предлоги относятся к родительному (от, до, с, из, без, у, для, около), винительному падежу( о, в, на, про, под, за, сквозь)?
- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном (-ы, -и; -а, -я) и винительном –у, -ю; -а, -я) падежах?
- Каким членом предложения является? (дополнением)
- Итак, нас интересуют одушевленные существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)
- Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот)
- Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений? (Способ замены существительного 2 склонения существительным 1 склонения.)
- Прочитайте и сравните пары предложений.
Родительный падеж | 2 скл. Дом медведя – берлога. 1 скл. Дом пчелы – улей. |
Винительный падеж | 2 скл. Туристы фотографировали медведя. 1 скл. Туристы фотографировали пчелу. |
- Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)
- Теперь легко можно определить падеж? Почему?
( Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)
- Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2 склонения существительное 1 склонения и по окончанию распознать падеж.)
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по учебнику.
Устно упр. 202.
Комментированное письмо упр. 204 (1-3 предложения)
Самостоятельная работа с проверкой упр. 205
Звукобуквенный анализ слова ШОФЁР.
IX. Домашнее задание. ( упр.206, с. 112)
X. Итог урока.
- Над какой темой урока мы работали?
- Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?
- Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?)
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
- Под каким девизом сегодня работали на уроке? ("Где труд, там и радость")
- Почему эту пословицу я взяла девизом нашего урока?
- Что сейчас является вашим трудом?
«Продолжи предложения»
Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе………
Нам был нужен этот урок……
Я хочу себя похвалить…..
Я хочу похвалить одноклассников….
Я думаю…
Я приобрёл (а)….
Я чувствую……