СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: Родительный и винительный падежи одушевлённых имен существительных 2 -го склонения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией. На уроке дети учатся сравнивать родительный и винительный падежи по предлогам и без них во 2 - ом склонении.

Просмотр содержимого документа
«Р.п., В.п. одуш. имен сущ. 4 кл.»

Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам; научить сопоставлять родительный и винительный падежи; познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога; развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность; развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость; воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу; формировать добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека.


  1. Организационный момент. (Проверка рабочего места)

- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания.


  1. Чистописание.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

Двадц..ть д…вятое н..ября

Кла…ная р…бота

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".

Объясните смысл пословицы.

- Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока?

( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие)

- Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв Вв.

( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Вв )

- Дайте характеристику этой букве. ( Буква В, звук [ В ], согл., звонк., ………..)

III. Словарная работа.

- Теперь переходим к работе со словарными словами.

(На доске записаны слова хлебороб, инженер, шофёр).


  1. Повторение изученного

– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
- Что еще общего в словарных словах? (Все слова существительные, 2 склонения)- Что называется именем существительным?

- Какие слова относятся ко 2 склонению?

- Как изменяются имена существительные? (существительные изменяются по падежам)

- Назовите падежи.

- Давайте просклоняем по падежам (И.п., Р.п., В.п.) некоторые слова. (упр.201)

-Определите склонение этих существительных.

-Что вы заметили в падежных окончаниях данных слов Р.п и В.п.?

(Совпадают окончания винительного и родительного падежей у одушевленных существительных во 2-ом склонении, падежный вопрос кого?)

  1. Сообщение темы и целей урока

- Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить винительный и родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?)

VI. Изучение нового материала.

- На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж?

- Какие предлоги относятся к родительному (от, до, с, из, без, у, для, около), винительному падежу( о, в, на, про, под, за, сквозь)?

- Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном (-ы, -и; -а, -я) и винительном –у, -ю; -а, -я) падежах?

- Каким членом предложения является? (дополнением)

- Итак, нас интересуют одушевленные существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.)

- Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот)

- Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений? (Способ замены существительного 2 склонения существительным 1 склонения.)

- Прочитайте и сравните пары предложений.


Родительный падеж

2 скл.

Дом медведя – берлога.

1 скл.

Дом пчелы – улей.


Винительный падеж

2 скл.

Туристы фотографировали медведя.

1 скл.

Туристы фотографировали пчелу.


- Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.)

- Теперь легко можно определить падеж? Почему?

( Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.)

- Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2 склонения существительное 1 склонения и по окончанию распознать падеж.)


VII. Физкультминутка

VIII. Работа по учебнику.

  1. Устно упр. 202.

  2. Комментированное письмо упр. 204 (1-3 предложения)

  3. Самостоятельная работа с проверкой упр. 205

  4. Звукобуквенный анализ слова ШОФЁР.

IX. Домашнее задание. ( упр.206, с. 112)

X. Итог урока.


- Над какой темой урока мы работали?

- Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?)

– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)

- Под каким девизом сегодня работали на уроке? ("Где труд, там и радость")

- Почему эту пословицу я взяла девизом нашего урока?

- Что сейчас является вашим трудом?



«Продолжи предложения»


  • Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе………

  • Нам был нужен этот урок……

  • Я хочу себя похвалить…..

  • Я хочу похвалить одноклассников….

  • Я думаю…

  • Я приобрёл (а)….

  • Я чувствую……


Просмотр содержимого презентации
«Р.п, В.п. одуш. имен существ. 2 скл. 4 класс»

Двадц..ть д…вятое н..ября  Кла…ная р…бота

Двадц..ть д…вятое н..ября Кла…ная р…бота

"Где труд, там и радость"

Словарь: хлебороб, инженер, шофёр

Словарь: хлебороб, инженер, шофёр

И. п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
  • И. п.
  • Р.п.
  • Д.п.
  • В.п.
  • Т.п.
  • П.п.
ТЕМА УРОКА: Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных Будем учиться сравнить винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных; учиться распознавать эти падежи без предлогов.
  • ТЕМА УРОКА: Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных
  • Будем учиться сравнить винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных; учиться распознавать эти падежи без предлогов.
И. п. Р.п. от, до, с, из, без, у, для, около Д.п. В.п. о, в, на, про, под, за, сквозь Т.п. П.п.
  • И. п.
  • Р.п. от, до, с, из, без, у, для, около
  • Д.п.
  • В.п. о, в, на, про, под, за, сквозь
  • Т.п.
  • П.п.
Падежные окончания одушевленных имен существительных  1-е скл. 2-е скл. Р.п. -ы, -и -а, -я В.п. -у, -ю одуш. -а, -я  неодуш. как в И.п.

Падежные окончания одушевленных имен существительных

1-е скл. 2-е скл.

Р.п. -ы, -и -а, -я

В.п. -у, -ю одуш. -а, -я

неодуш. как в И.п.

  Родительный падеж 2 скл.  Дом медвед я – берлога.  1 скл.  Дом пчел ы – улей.    Винительный падеж 2 скл.  Туристы фотографировали медвед я .  1 скл.  Туристы фотографировали пчел у .

 

Родительный падеж 2 скл.

Дом медвед я – берлога.

1 скл.

Дом пчел ы – улей.

 

Винительный падеж 2 скл.

Туристы фотографировали медвед я .

1 скл.

Туристы фотографировали пчел у .

Упражнение 205  Кв а ртира, агр о ном, пш е ница, инж е нер, в о кзал, г е рой, вторн и к, х о зя и н, р о машка, с о лдат, в о рона, ш о фёр, б е седа, г о р и зонт, о тец, ч е л о век, т е л е фон, за я ц, дев о чка, учит е ль, в о р о бей, тр а мвай, тр а кт о рист, к о мбайн е р, м е дведь.

Упражнение 205

Кв а ртира, агр о ном, пш е ница, инж е нер, в о кзал, г е рой, вторн и к, х о зя и н, р о машка, с о лдат, в о рона, ш о фёр, б е седа, г о р и зонт, о тец, ч е л о век, т е л е фон, за я ц, дев о чка, учит е ль, в о р о бей, тр а мвай, тр а кт о рист, к о мбайн е р, м е дведь.

«Продолжи предложения»  

«Продолжи предложения»

 

  • Нам был нужен этот урок……
  • Я хочу себя похвалить…..
  • Я хочу похвалить одноклассников….
  • Я думаю…
  • Я приобрёл (а)….
  • Я чувствую……