Тема:
ХОД СОБРАНИЯ:
Результаты обучения. Первые оценки. Итоги 3 четверти.
По первому вопросу учитель подвел итоги 3 четверти, сообщил об оценивании знаний детей за четверть. Рассказал о пробелах в знании некоторых детей. Сообщил о целях на следующую четверть, на что надо обратить особое внимание.
Доклад на тему: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
Цели:
- выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно;
- познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий.
Участники: классный руководитель, родители учащихся второго класса.
Подготовительная работа:
1.Анкетирование учащихся:
1) Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?
а) Да;
б) нет.
2) Как долго ты выполняешь домашнее задание?
а) Один час;
б) два часа;
в) три часа;
г) более трех часов.
3) С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно? (Напиши.)
4) Какие предметы ты готовишь с трудом? (Напиши.)
5) Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители?
а) Да;
б) нет.
6) Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? (Напиши.)
Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
Подбор вопросов на тему «Азбука учебного труда».
Изготовление памяток для родителей с алгоритмом выполнения домашних заданий.
Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель готовит выставку книг и журналов по теме собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) выставка книг и журналов для родителей;
2) памятки для родителей;
3) запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.(Цицерон)
Ход собрания
I. Организационная часть.
Родители занимают рабочие места в классной аудитории.
Учитель открывает собрание, объявляет его тему и цели, знакомит с порядком проведения родительского собрания.
II. Опрос родителей «Азбука учебного труда».
Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
Если ребенок ходит в группу продленного дня, то все ли уроки он должен делать там?
Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении домашнего задания?
Что вы используете для приготовления домашнего задания по русскому языку?
Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил домашнее задание небрежно?
Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения домашнего задания?
III. Сообщение классного руководителя об организации учебной работы детей дома.
Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению домашних заданий?
У ребенка должно быть свое постоянное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. В вечерние часы необходимо включать настольную лампу, которая ставится так, чтобы свет падал слева. Желательно, чтобы абажур был зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном (под углом 45 градусов) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Все должно находиться на своих местах. Перед глазами — календарь и расписание уроков.
Не рекомендуется пользоваться тяжелой ручкой, так как увеличение ее веса даже на 1 грамм усиливает утомление.
Выполнение домашних заданий быстро утомляет ребенка, когда он работает за столом, который не соответствует его росту. Принимая позу согнувшись над столом, мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. При росте ребенка от 120 до 129 см стол должен иметь высоту 59 см, при росте от 130 до 139 см — 62 см, при росте от 140 до 149 см — 68 см. Разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.
При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в восемь-девять раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.
Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашнее задание.
Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут работы второкласснику следует сделать перерыв на пять-десять минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Полезно вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких, с интересных или скучных? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Ученые и опытные педагоги считают, что правильно на него можно ответить лишь в том случае, если обладаешь знаниями об индивидуальных особенностях ребенка, о характерных чертах его работоспособности.
Приступать к выполнению домашнего задания ребенку лучше всего через один или полтора часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- в первом классе — до одного часа;
- во втором классе — до полутора часов;
- в третьем и четвертом классах — до двух часов.
Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования РФ.
IV. Сообщение председателя родительского комитета о результатах анкетирования учащихся класса.
V. Решение родительского собрания.
1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
3. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
4. Использовать подготовленные памятки (для ребенка «Садимся за уроки» и для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков») для наиболее рационального построения работы детей по приготовлению уроков.
VI. Ознакомление с выставкой литературы и вручение родителям памяток.
ПАМЯТКА «САДИМСЯ ЗА УРОКИ»
Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль.
Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
Убери со стола все лишнее.
Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник…
ПАМЯТКА «КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ»
Начните с предмета, который легче дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не будет доделано до конца; посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.
Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на «два», потом на «четыре», на «восемь». Дойдут в школе до трех, учите на «шесть» и на «девять». Умножение на «пять» учите по часам, по движениям стрелки, — и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности. О чтении. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.
Правила безопасного поведения ребёнка на улице и дороге. Значение светоотражающих элементов. Проведена беседа по правилам безопасного поведения детей на улице, на дороге, дома ,по пути следования в школу и обратно. Учитель рассказал о необходимости светоотражающих повязок в тёмное время суток.
Профилактика здорового образа жизни. Предупреждение паники в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время одной из наиболее актуальных и острых проблем нашей страны является демографический кризис: численность населения страны постепенно уменьшается. Создавшаяся ситуация обусловлена многими факторами: не высоким уровнем жизни населения, остро стоящей жилищной проблемой, желанием женщин сделать карьеру, ухудшением генофонда страны, возрастанием количества с рождения больных детей, угрожающим состоянием окружающей среды и прочее. Решение многих из этих проблем находится в компетенции государства, другие можно решить только совместными усилиями всех жителей Земли, смягчить или нейтрализовать влияние третьих может каждый человек.
В условиях загрязненной окружающей среды человеку необходимо с удвоенной энергией заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья, но происходит обратный процесс.
Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в школе проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие учащегося и включает в себя сотрудничество всего коллектива школы. Планирование работы в данном направлении не является чем-то отдельным, изолированным, а лежит в общей плоскости профессиональной деятельности и педагога-психолога и социального, затрагивает зону деятельности, как педагогов дополнительного образования, так и педагогов-предметников. И вся эта совместная деятельность направлена, прежде всего, на профилактическое воздействие, на личность ребенка. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у учащегося навыки самостоятельного принятия решений, умения противостоять давлению группы, преодоления стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а так же проблем общения.
Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию. Необходимо предоставить подростку азы правовой базы, информацию об уровне ответственности, лежащем на человеке, который не только распространяет, но и употребляет спиртные напитки и наркотические вещества. Более того, данная информация должна носить адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка. Родители должны принимать активное участие в жизни своих детей, беседовать с ними, быть их самыми близкими друзьями.
Паника - это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку. В такой атмосфере стоит только одному высказать, проявить желание убежать из района бедствия, как людская масса начинает слепо подражать.
Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, кривотолками и рассказами «очевидцев».
Как показывает опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф — это результат не только неосведомленности, но и низкой подготовки людей к действиям в экстремальных ситуациях, отсутствие психологической закалки. Среди людей всегда найдется слабая личность - паникер. Ему даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной. Реальность вытесняется плодами воображения. Поэтому часто говорят: «у страха глаза велики».
Поводом для паники может служить крайнее утомление людей, когда они долгое время остаются в бездеятельности, неведении, напряженном ожидании Немалую роль играет сильно пониженный тонус сознательной активности. Он делает индивида неспособным к правильному поведению в критической ситуации. Повышенная же эмоциональная возбудимость и активизация воображения стимулируют импульсивные, нерациональные действия. Чаще это случается при неожиданном и внезапном наступлении опасности.
К возникновению страха и паники может привести и отсутствие организованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недоверие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллектива.
В любом случае индивидуальный страх первичен, он является предпосылкой, почвой для группового страха, для паники и зависит от эмоциональной восприимчивости, устойчивости. Коллектив, объятый паникой, по существу перестает быть коллективом, теряет его признаки.
Что надо противопоставить панике?
Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические рассказы о предпринимаемых мерах.
Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуации рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация должна периодически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обязательно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.
Личная гигиена детей и внешний вид детей.
Соблюдение норм здорового образа жизни – это надежная профилактика многих заболеваний. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, нам надо позаботиться о том, чтобы с раннего детства их окружала именно такая обстановка, чтобы требования, предъявляемые к детям, соблюдались всеми членами семьи. Пример взрослых – самый убедительный довод в воспитании вообще, в том числе и в выполнении культурно-гигиенических правил поведения. Надо проявить терпение и настойчивость в формировании у детей необходимых навыков, и тогда они станут прочной привычкой.
Особенно важно воспитание гигиенических навыков в период перед поступлением ребенка в организованное учреждение – детский сад, школу и др. Чистота, опрятность, аккуратность – все эти качества, безусловно, отразятся не только на состоянии здоровья, но и помогут ребенку в учебе и общении с другими детьми.
Для многих понятие «личная гигиена» сводится к элементарному мытью рук. На самом деле она включает в себя разнообразные правила ухода за кожей, зубами, волосами, ногтями и одеждой. Их постоянное выполнение и лежит в основе нашего здоровья.
Индивидуальные беседы с родителями.
Разное.
Решение: все решения приняты единогласно.
Тема:
Задачи:
Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.
Форма проведения:
Родительский педагогический тренинг.
Оформление.
Столы стоят полукругом, на столах таблички с фамилией, именем, отчеством обоих родителей. (В школу дети пришли из нашего детского сада, поэтому большинство родителей знают хорошо друг друга, но таблички не мешают им называть друг друга по именам. На собрании, присутствуют, обычно, семейные пары, а иногда и бабушки). Родителям нравиться присутствовать на собраниях, и они активно обсуждают возникающие вопросы
Подготовительная работа к педагогическому тренингу:
Анкетирование родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
Я знаю, что школьная отметка – это…
Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…
Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его…
Когда мой ребёнок идёт в школу, то я требую от него…
Когда мой ребёнок идёт, в школу я желаю ему…
Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…
Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…
Анкета для родителей № 2.
Отметьте, пожалуйста, фразы, которые вы чаще всего используете со своим ребёнком, анализируя его учение.
Что ты сегодня получил?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть ещё время всё исправить.
Я так и знала. И в кого ты такой уродился?
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница! И в следующий раз учительница в этом убедиться.
Сколько можно тебе это объяснять?
Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь всё сделать самостоятельно?
Кто – нибудь получил отметку лучше, чем ты?
Садись и учи ещё раз, а я потом проверю!
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Знаешь, когда я была маленькой, мне тоже этот материал давался с трудом.
Давай ещё раз заглянем в учебник. Я думаю, это нам поможет.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать.
Вот придёт отец! Он тебе покажет за двойку!
Посмотри, как я учился! А ты?
Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
Анкета для учащихся.
Если я получаю хорошую отметку, то…
Если я получаю плохую отметку, то…
Мои родители говорят, что я могу учиться…
Мои родители говорят, что я не могу…
Если я получаю «пять», то родители мне…
Если я что – то не понимаю в домашнем задании,то родители говорят…
Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…
Родители хотят, чтобы я был…
Анализ учащимися картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
План ответа на вопросы по картине.
Понравилась тебе картина или нет?
Что чувствует мальчик, изображённый на картине?
Как ему живётся в родном доме?
Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди?
Хотелось бы тебе ему помочь?
Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине?
Как, по твоему мнению, закончится эта история?
Подготовка памяток для родителей по проблеме собрания.
Памятка для родителей.
Как относиться к отметкам ребёнка.
Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать изворачиваться, чтобы всё-таки быть в ваших глазах хорошим.
Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного и кропотливого труда.
Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе отметку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку отметки вслух.
Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
Не обвиняйте беспричинно других взрослых, учителей и детей в проблемах Собственных детей.
Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
Ход собрания.
Выступление классного руководителя.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребёнка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами и семьи и мерилом ценностей в воспитании ребёнка.
Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе.
Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не всё хорошо получалось. Писал плохо. Теперь ещё не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношения к себе. Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда ещё ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол- отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятёрка», обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе.
Педагогический тренинг.
Упражнение первое.
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что значит для вас школьная отметка вашего ребёнка?»
На доске записываются мнения родителей, которые чаще всего повторяются, затем эти мнения обсуждаются.
Упражнение второе.
Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками. Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции.
Упражнение третье.
СЛАЙД 4
Посмотрите внимательно на картину Ф. Решетникова «Опять двойка» Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции 21 века.
Упражнение четвёртое.
Послушайте описание этой картины детьми и подумайте и сравните своё восприятие картины с восприятием ребёнка.
«В квартиру из школы зашёл мальчик с опущенной головой. Его собака, которая очень любила хозяина, бросилась к нему, пытаясь развеселить хозяина. Но мальчик не смотрел на собаку, он только думал: «За что, за что мне двойка».
Пионерка, младший брат и мать, глядя на эту картину, обо всем догадались. Вздохнув, мать покачала головой и подумала: Что – то с отметками не так». Мальчик, с поникшей головой всё продолжал думать об ужасной отметке. Ему было жалко, что его дневник пачкают плохими отметками.
Старшая сестра отвлеклась от домашнего задания, собака по-прежнему верила, что она своим лаем сможет осушить слёзы, которые пробивались сквозь пушистые ресницы.
Не снимая пальто, несчастный ребёнок стоял перед всеми в обиде и горе.
Была абсолютная тишина, лишь вздохи мамы, всхлипы мальчугана и тиканье старого маятника слышались вокруг.
Скоро всё встало на свои места: ученик перестал вспоминать о своей двойке, сестра стала снова делать уроки, и зимний вечер продолжал длиться как всегда».
Обмен мнениями.
Упражнение пятое.
Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в предложенных ситуациях. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа, которые могут сложиться в их семье.
Ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и ждёт родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.
Ребёнок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполнение задания плохой отметкой.
Во время выполнения домашнего задания ребёнок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца.
Ребёнок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет.
Ребёнок приходит домой с очередной плохой отметкой.
Ребёнок получил плохую отметку, а говорит родителям, что получил отличную. Это повторяется довольно часто.
Ребёнок обвиняет учителя в том, что он не справедлив к оценке его знаний.
Упражнение шестое.
Анализ анкет родителей в виде диаграмм.
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся класса.
Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделён на две половинки. На первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к отметке, на второй – отрицательное.
По каждому отрицательному мнению они должны высказать своё суждение.
Суждение должно начинаться со слов : «Я считаю, что ребёнок…»
Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итоги этого собрания.
И «двоечникам», и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать отметку в семье?
СЛАЙДЫ 8-15
Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.
Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.
Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не что было бы похвалить.
Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
Девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.
Итог собрания.
В конце собрания родители высказывают своё мнение по содержанию собрания: что они узнали нового, в чём смогли убедиться, что вызвало их негативную реакцию. Для этого они заполняют «Отзыв о собрании».
Я узнал, что…
Новым для меня стало то, …
Я убедился, что…
Меня не смогли убедить в том, что…
Я категорически против того, что…