РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОФЕССИИ, ДЛЯ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ» (9кл)
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».
(Максим Горький.)
Цели. Решение актуальных вопросов профессионального самоопределения слабослышащих учащихся 9 класса в свете реалий времени. Мотивация родителей и учащихся к осознанному подходу к проблемам профессионального самоопределения старшеклассников; привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
-Конкретизировать у родителей представления о роли семьи в профессиональном самоопределении слабослышащего подростка в свете современных веяний на рынке труда.
-Способствовать взаимопониманию между родителями и подростком в вопросах выбора будущей профессии ребенка.
-Знакомство с рекомендациями родителям и детям по вопросам выбора пути к профессиональному успеху.
-Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии.
-Расширить представления родителей и учащихся о многообразии мира профессий и их особенностях.
Участники: родители учащихся, воспитатель, кл. руководитель, психолог, представители Новочеркасского технологического техникума – интерната, ДГТУ и Строительно – художественного профессионального лицея №10. Специалист «Центра диагностики и консультирования» .
Применяемые методики, технологии, формы работы:
- беседа;
- круглый стол ( групповая работа - технология развития критического мышления);
- психологическое анкетирование;
- анализ и психологическое проецирование;
составление рекомендаций для родителей и учащихся.
Оборудование:
Презентация; Таблицы «Реестр востребованности профессий города и района», «Учебные заведения среднего профессионального образования города и близлежащих городов. Компьютер.
Раздаточный информационно – аналитический материал:
Анкеты для подростков и их родителей на соответствие представлений о профессиональном самоопределении учащихся (используются материалы, разработанные специалистами консультационного центра районной службы занятости и специалистами психологами в сфере профориентационной работы). Буклеты и памятки с рекомендациями учащимся и родителям о грамотном выборе профессионального пути (материалы предоставлены городской службой занятости консультационным центром для детей и подростков).
Брошюры о профессиях, востребованных на рынке труда города и района (раздаточный информационный материал от городской Службы занятости)
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня информированности относительно проблемы профессионального самоопределения;
-активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению.
- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации слабослышащих учащихся и их родителей;
-повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению слабослышащих учащихся.
Подготовка:
Провести изучение профессиональных предпочтений учащихся класса;
Провести педагогическое изучение интересов учащихся в выборе профессий.
Анкета для детей
- Назовите 10 наиболее привлектельных для вас профессий :
1____________ 6_______________
2_____________ 7_________________
3_____________ 8________________
4_____________ 9_________________
5_____________ 10________________
- Назовите преимущества вашей будущей профессии.
- Назовите минусы вашей будущей профессии.
- Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в выбранной вами профессии.
- Назовите ваши качества характера, которые могут помешать приобрести вам выбранную профессию.
- Что или кто оказывает наибольшее влияние на выбор вашей будущей профессии?
- родители
- знакомые
- педагоги
- книги, фильмы
- друзья
- ваше собственное желание ( привлекают средства труда, находится близко от дома, нравится свободный режим труда, она предоставляет льготы и т.д.)
3. Пригласить представителей колледжей на встречу с родителями.
4. Провести анкетирование родителей.
5. Подготовить визитки с именами родителей.
Анкета для родителей
- Обсуждали ли вы со своим ребёнком проблему выбора профессии?
- Какую профессию выбирает ваш ребёнок?
- Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?
- Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребёнком?
- Если ребёнок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?
5. Предложить родителям подготовить выступления по следующим темам:
- Модные профессии и не очень.
- Профессиональные династии – за и против.
- Профессии нашей семьи.
- Рынок труда и его законы.
- Почему профессию надо тщательно выбирать?
Ход собрания
Воспитатель объявляет тему собрания, представляет гостей и участников.
Вступительное слово кл.руководителя.
Выбор своего будущего профессионального пути — (что бы ни думали по этому поводу сами дети) — все – таки дело семейное. Конечно же, решающее слово остается за подростком, за тем, кто выбирает свое будущее. Но совет родителей, их мнение, их поддержка — это очень важное и серьезное подспорье для молодых людей в профессиональном выборе.
Очень часто родители предоставляют подростку полную свободу выбора будущей профессии, требуя тем самым (как им кажется) от него самостоятельности, ответственности, инициативы. А на самом деле, чаще всего, это лишь оправдание и подсознательное отстранение от совместного решения проблемы.
Бывает и так, что родители не согласны с выбором своего ребенка, предлагают ему пересмотреть свои планы и сделать другой, как им кажется, более верный выбор, считая, что он еще не обладает достаточной осведомленностью в данной области.
Считается, что есть два способа выбирать профессию.
I способ – это метод проб и ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь - на это может уйти половина человеческой жизни.
II путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.
Есть еще III путь – династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к своей профессии, влюбленность в свое дело.
Мудрая пословица гласит: «семь раз отмерь, один – отрежь»... Нам часто приходится принимать решение и в личной жизни и в профессиональной деятельности, исходя порой от сиюминутных условий. И это не верно. Ведь от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба. Именно поэтому мы сегодня с вами и собрались. Попробуем систематизировать и проанализировать наши знания в области профессионального определения будущего наших детей. Познакомимся с мнением специалистов в этой области. Получим конкретные рекомендации и советы по правильному алгоритму выбора профессии и области применения своих интересов и способностей в будущей взрослой жизни.
Перед тем как перейти к обсуждению вопросов вынесенных на «круглый стол», предлагаем всем выслушать информацию представителей Новочеркасского технологического техникума – интерната, ДГТУ и Строительно – художественного профессионального лицея №10 (далее идет краткая консультационная информация по основным актуальным вопросам выбора профессии с опорой на тематическую презентацию)
3. Выступление школьного психолога с рекомендациями и советами по выбору профессии. Обращает внимание на типичные ошибки при выборе профессии.
Краткие тезисы выступления:
Одной из важных составляющих жизненного пути является профессия, любимая работа. Как найти среди них свою? Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов, которые представлены на слайде.
Далее психолог знакомит родителей с обобщенными результатами предварительного анкетирования учащихся 9 класса - ДДО. Выводы: Надеюсь, эти знания помогут вам при выборе профессии.
Ответы психолога на вопросы родителей и учащихся по ДДО.
Круглый стол.
Решение проблемных вопросов. Диспут, в котором участвуют все присутствующие.
Что значит принять решение? Это словосочетание тесно связано с понятием «самоопределение».
Я принимаю решение, значит, самоопределяюсь в чем-то. Например, самоопределяюсь в своей профессиональной карьере, среди своих друзей - с кем я? Какой я?
Давайте попробуем вместе рассмотреть результаты предварительного анкетирования и родителей и учащихся. Не просто ознакомиться – давайте попробуем найти разумные точки соприкосновения и возможные пути принятия грамотного решения в выборе своего будущего профессионального пути. В работе нашего сегодняшнего круглого стола принимают участие специалисты консультационного центра ДиК.
Вопросы для обсуждения круглого стола:
1. Анализ отношения слабослышащих девятиклассников к выбору будущей профессии.
2. Значение склонностей и способностей в выборе профессии.
3. Влияние семьи на будущий выбор профессии.
По результатам обсуждения поставленных вопросов, составляется условный алгоритм для выпускника 9 класса.
Коллективное составление родителями и учащимися рекомендаций
«Путь к профессиональному успеху».
Обсуждение.
После обсуждения всех ситуаций психологом проводится подведение итогов групповой работы родителей и детей.
Далее дается краткая информационная справка специалистом районной Службы профориентации и занятости. Рассказывается с опорой на таблицы и раздаточный материал , о наличии потребностей в конкретных специальностях, возможностях обучения и получения профессии в условиях нашего района и близлежащих территорий.
Подведение итогов:
Воспитатель: Профессия и призвание – что это? Одинаковы ли эти понятия?
Странное дело, а может быть, нет.
Жил был когда-то на свете художник
Был он художником 45 лет,
Но про него говорили – сапожник.
Странное дело, а может быть, нет
Жил был на свете когда-то сапожник.