Родительское собрание.
« Будущее развитие России – одаренные дети!»
Цель: психолого-педагогическое сопровождение детей в 5 классе. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга. Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка.
Задачи:
1.Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей.
3.Формирование педагогического сообщества (педагоги, родители, педагоги дополнительного образования) коллектива, готового работать с одаренными детьми.
Ребенок перешел в 5 класс.
При первом знакомстве с пятиклассником можно выяснить уровень развития, понимания, памяти, сформированность речевых умений. Задача школы – формирование личности, развитие способностей. Ребенок учился в начальной школе и имел при этом какие то способности. В начальной школе эти способности выявляют учителя , работающие с детьми. Кто лучше знает ребенка? Конечно же родители. Все это лучше выяснить у родителей.
Классный руководитель Прошу родителей непредвзято взглянуть, на что способны их сын или дочь. Что у них получается хорошо, а что – ну никак не получается! Для этого предлагаю родителям анкету.
« О талантах ребенка: как их узнать»
Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о способностях ребенка поможет анкета- тест, разработанная учеными – психологами : А. де Хааном и Г. Кафом.
Познакомившись с «признаками опознания» таланта ,оцените в баллах ( от 2 до 5) каждый характерный признак. Если какая то характеристика особенно подходит, ставьте пять баллов, если она выражена только хорошо- четыре балла и так далее( но не ставьте оценку ниже двух баллов).
Затем суммируйте баллы каждого из 8 разделов. Полученную сумму, поделите на число признаков таких талантов.
Тест-анкета А.де Хаана и Г.Кафа
(для предъявления взрослым)
Некоторые виды одаренности можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Как правило дети, которые опережают в развитии своих сверстников на одну четвертую или половину своего возраста, могут считаться одаренными (ребенку 4 года, он на год или на два опережает развитие).
Предлагаем вам заполнить тест-анкету, чтобы выявить тот или иной вид проявления способностей у ребенка. Очень важно распознать у детей талант в раннем возрасте и помочь ему сохраниться и развиваться.
1.У вашего ребенка совершенно очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может чинить неисправные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Всего 6 характерных признаков.
2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение:
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Всего 5 характерных признаков.
3. Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрители были взрослые;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Всего 7 характерных признаков.
4. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;
- обгоняет своих сверстников по учебе; причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Всего 9 характерных признаков.
5. Явно выражен спортивный талант, если он:
- энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства, не боится синяков и шишек;
- почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- неизвестно, когда успел научиться ловкости управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- кажется, что никогда всерьез не устает;
- подражает своему любимому герою-спортсмену. Всего 8 характерных признаков.
6. У вашего ребенка литературные дарования, если он:
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажей своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Всего 5 характерных признаков.
7. У вашего ребенка способности к научной работе, если он:
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение именно этой, а не развлекательной литературе;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
- не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Всего 6 характерных признаков.
8. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться в том, что он:
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;
- в своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение,— украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
- не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Уже на этом этапе вашей работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность вашего ребенка. Но на этом ваша работа не закончилась, теперь необходимо построить график уровня интереса вашего ребенка. Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами блоков-индикаторов) позиций. На вертикальной оси через равные расстояния — цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта (блоков-индикаторов) нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График необходим для того, чтобы принять правильное решение, когда вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы можете оценить перспективы ребенка. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков,— предлагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляться бурно и ярко.