Родительское собрание
«Как помочь ребёнку стать внимательным»
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:
1) осмыслить то, что называют «вниманием» и познакомиться основными свойствами внимания;
2) изучить в ходе собрания упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания учащихся.
Ход проведения собрания.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности. И сегодня мы постараемся решить проблему, связанную с одним из этих процессов. 2 слайд
Тема нашего разговора “ВНИМАНИЕ - как помочь ребёнку стать внимательным”.
3 слайд
Дети нередко страдают от рассеянности и неразвитости внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как учить писать, считать, читать. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной неуспешности таятся в его невнимательности.
4 слайд
Наличие у детей восьми из перечисленных 14-ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
• Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
• Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
• Импульсивности (4,5,11,14)
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
5 слайд
- Внимание может быть непроизвольным, т.е. не имеющим цели и волевого усилия, произвольным – т.е. наличие цели и активное её поддержание, и послепроизвольным, т.е. – наличие цели, но без волевого усилия.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
6 слайд
Среди нарушения внимания выделяют две основные причины: отвлекаемость и рассеянность.
Дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают и внимание ослабевает.
7слайд
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
• Общее ослабление нервной системы;
• Ухудшение состояния здоровья;
• Физическое и умственное переутомление;
• Наличие тяжелых переживаний, травм;
• Эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
• Недостатки воспитания;
• Нарушение режима занятий и отдыха;
• Нарушение дыхания(хронические простуды,аденоиды вызывающие нарушение внимания, ребенок дышит ртом поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания).
-Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
А также необходимо тренировать внимание. Сейчас мы посмотрим несколько упражнений, которые вы сможете выполнять дома.
8слайд 9слайд
10 слайд 11 слайд
12 слайд
Спасибо за внимание!